Блог им. alfinnred
Раньше, как и большинство трейдеров, я был уверен в исключительно спекулятивном характере движения криптовалют. Но тот факт, что биткоин никак не хотел аннигилироваться, а на истории крупные падения для него не редкость, мотивировали изучить предмет более подробно. Это позволило извлечь в 2020 году дополнительную прибыль из нового для меня рынка.
Фундаментальный анализ криптовалют во многом схож с макроэкономическим анализом. Базовой валютой при торговле криптовалютами является доллар США (со своими нюансами), а в случаях торговли на фьючерсном или спотовом рынке операции проходят по паре BTCUSD. Следовательно, изменения в позиции доллара США на международной финансовой арене влекут за собой изменения и в курсе биткоин. Но есть и специфические особенности, которые касаются непосредственно криптовалют. Их знание помогает выбрать инструменты с наибольшей отдачей.
В середине 2019 года стало очевидным, что 13-летний цикл роста американской экономики подходит к концу. Безработица еще оставалась на рекордно низких уровнях, но ряд других макроиндикаторов говорили о замедлении деловой жизни. Это подтолкнуло ФРС США к циклу снижения ключевой ставки уже в июле 2019 года – задолго до первых упоминаний о ковиде.
В конце 2019 года началась пандемия, из-за которой встали международные перелеты и повысился спрос на активы-убежища: золото и американский доллар. Дальновидные инвесторы стали выходить в кэш, закрывая сделки на фондовом и товарном рынках. На рынке РЕПО возник дефицит ликвидности — это привело к еще большему усилению позиций доллара США. По некоторым оценкам, объем кредитования ФРС основных банков-дилеров с сентября 2019 года по настоящее время превысил $9 трлн. Против традиционных сберегательных активов стали падать практически все инструменты, включая криптовалюты.
Это была первая возможность получить прибыль на основе фундаментального подхода. Многие и без кризиса в период 2018 – 2019 гг. сравнивали криптовалюты с тюльпановой лихорадкой, поэтому для шорта эти инструменты подходили как нельзя лучше. Не упустил эту возможность и я. В результате снижения биткоин «похудел» вдвое, для сравнения Dow Jones – только на 39%. К тому же я нашел биржу stormgain с положительным свопом на продажу, что позволило удерживать короткую позицию с дополнительным доходом.
Тем временем ФРС вместе с правительством США приступили к полномасштабной войне с экономическими последствиями пандемии. Ключевая ставка была обрушена до нуля, снижена норма частичного резервирования для коммерческих банков, штаты и муниципалитеты получили прямые выплаты путем выпуска облигаций, населению США раздали первые дотации в размере $1 200 на каждого взрослого, а регулятор начал скупать долговые обязательства различных ETF. Опуская технические нюансы, все это производилось путем печати новых долларов. В результате баланс ФРС увеличился вдвое, а денежная масса (агрегат М2) выросла на 25% в течение года.
Что происходит с ценой товара, когда его выпуск резко увеличивают? Она падает. То же самое случается и с валютами. Забегая вперед, стоит отметить, что ФРС до сих пор продолжает ежемесячное вливание средств в экономику объемом от $250 млрд. Не удивительно, что чаша весов в середине 2020 года качнулась в другую сторону – инвесторы стали искать свободную от беззастенчивой эмиссии замену доллару США. Тогда и вспомнили про биткоин.
Эмиссия биткоин ограничена 21 млн монет, а для защиты от инфляции предусмотрен халвинг раз в четыре года (стоимость вознаграждения за добычу блока снижается в два раза). Это сильно контрастирует с монополией центральных банков на выпуск национальной валюты. В то время как ФРС активно печатала доллары, в системе биткоин в мае произошел очередной халвинг – пощечина печатным станкам от криптовалютного рынка. Доходность добычи упала, что вызвало рост стоимости монеты.
Биткоин децентрализован – его ни разу не взломали, а ценообразование свободно от интересов отдельных лиц. К тому же он обладает необходимыми для платежных средств характеристиками: взаимозаменяемостью и свободным обращением (со своими исключениями).
Эти обстоятельства привели к росту числа институциональных игроков (инвестиционных компаний) на криптовалютном рынке. В конце августа Чикагская товарная биржа (CME) зафиксировала рост открытого интереса на биткоин-фьючерсы практически до $1 млрд.
Начиная с сентября, стала усиливаться дивергенция между количеством биткоинов на криптовалютных кошельках клиентов ведущих бирж и стоимостью этой монеты. Все большее число участников после покупки выводили криптовалюту на собственные холодные кошельки. Для меня это был сильный бычий сигнал, говорящий об ожидании игроками дальнейшего роста цены.
Признание биткоина в качестве сберегательного инструмента привело к буму покупок криптовалют на биржах, а в среде майнеров вырос спрос на асики (специальное оборудование для майнинга).
Несмотря на убытки, вызванные халвингом в мае и перманентным ростом сложности добычи, крупнейшие майнинговые компании продолжили активную закупку добывающего оборудования. Riot Blokchain на протяжении всей своей публичной истории оставалась убыточной. Это не помешало руководству в середине 2020 года объявить о покупке дополнительных 2500 машин, вложив в сделку свыше $5 млн. Осенью заказ был расширен, в него включили еще 16 000 асиков модели Antminer S19-Pro.
Аналогичным образом поступили все яркие представители отрасли. Core Scientific решила пополнить свой парк сразу 59 000 установок с целью достижения 7,26 EH/s. Уже в августе спрос на асики от Bitmain растянул очередь поставок до мая 2021 года. Рост совокупной мощности майнеров вел, во-первых, к снижению издержек внутри сети; а во-вторых, демонстрировал ожидание удорожания криптовалют профессиональными участниками рынка.
Сумма факторов говорила о том, что биткоин ждет продолжение роста. По этой причине в конце августа я зашел в сделку объемом $500 и кредитным плечом 1:5. В отличие от фондового рынка за заемные средства платить не нужно, а плечо на некоторых биржах можно использовать хоть 1:300 (чего делать, конечно, не нужно).
Это была не единственная сделка, но самая продолжительная и удачная из всех в торговле криптой в прошлом году. Были, разумеется, и промахи. Так, в конце сентября я отхватил стоп по паре NEOUSD, когда решил, что эта монета взлетит после запуска проекта Flamingo Finance. Но птичка не взлетела. После листинга на биржах FLM упал неприлично сильно, а NEO так и не смог подняться выше сентябрьских максимумов.
Но вернемся к более масштабным событиям. Признание биткоина тем временем вышло на новый уровень! Осенью PayPal объявила о включении криптовалют в свою платежную систему. Эта новость дала эффект разорвавшейся бомбы: о биткоине снова вспомнили и он вновь начал выходить в новостные заголовки.
С момента запуска сервиса компания уже дважды расширяла свой лимит на общий объем криптовалют, поскольку спрос превысил все ожидания. По мнению агентства Pantera Capital, в ноябре 70% свежедобытых биткоин были приобретены пользователями PayPal. А ведь эта услуга в 2020 году была доступна только для граждан США.
Это далеко не все причины, которые вызвали рост спроса на криптовалюты. В США в ближайшее время будет утроено число банкоматов, в которых биткоины можно обменять на наличные; ЕЦБ в декабре объявил о расширении программы PEPP с €1,3 до €1,85 трлн; баланс Банка Японии из-за скупки облигаций и акций превысил в 2020 году объем Государственного пенсионного фонда и т.д.
Но, честно сказать, я не рассчитывал, что биткоин выпрыгнет сильно выше $20 000. Стыдно признаться, но я перестал мониторить рынок после 25 декабря, так как обычно жизнь на финансовых рынках под Новый год замирает и всем становится немного не до трейдинга. Каково же было мое удивление, когда я увидел цену в районе $40 000! Стоп расположил под ближайшим фракталом на уровне 36К, закрывать не стал сразу на случай нового взлета. Но судьба распорядилась иначе.
Что можно сказать в подытоге? Мир криптовалют не ограничен одной лишь спекуляцией, поэтому фундаментальный анализ приносит свои плоды – в этом мне удалось убедиться на собственном опыте.