Блог им. Koleso
Приватизация года – Массандра.
24:40 Массандра — приватизация года.
На основе январского журнала 2021 Forbes Электронная версия журнала t.me/kudaidem/1441
Пьянящий актив. Власти Крыма продали «Массандру» вместе с сотнями тысяч бутылок коллекционного вина.
В утвержденном российским правительством плане приватизации на 2020–2022 годы предусмотрена продажа 285 предприятий, в 2020-м Росимущество приватизировало несколько десятков компаний и надеется выручить за это 4 млрд рублей.
Самая крупная сделка состоится без участия этого ведомства — до конца года правительство Крыма пополнит свой бюджет продажей на аукционе «Массандры» по цене от 5,3 млрд рублей.
Переход в частные руки легендарного бренда, основанного графом Михаилом Воронцовым и развитого князем Львом Голицыным, Forbes считает приватизацией года.
Все виноматериалы «Массандры» производятся из винограда, выращенного только на собственных виноградниках Южного берега Крыма
Легендарный крымский бренд находился в государственной собственности с марта 1889 года — тогда созданное еще в 1820-е годы графом Михаилом Воронцовым винное производство в Массандре было продано Удельному ведомству, управляющему имуществом императорской семьи, за 1,8 млн рублей.
В то время предприятие с виноградниками на 32 га производило в год 20 000 ведер (246 000 л) белого и красного вина.
Сейчас растянувшиеся на 180 км вдоль Черного моря от Южного до Юго-Восточного берега Крыма виноградники «Массандры» занимают площадь около 4000 га, в 2019 году комбинат произвел 20 млн бутылок вина.
Кроме головного завода, у предприятия есть восемь филиалов, вместе они выпускают около 100 наименований различных вин.
C винным производством на аукционе будет продана и крупнейшая в мире коллекция вин в подземных галереях, которую начал собирать еще князь Лев Голицын.
Что достанется новому хозяину «Массандры»?
В собственность Российской империи «Массандра» перешла после смерти князя Семена Воронцова, сына основателя предприятия.
В 1891 году главным виноделом Удельного ведомства в Крыму был назначен князь Голицын, первым в России наладивший производство высококачественных шампанских вин в Новом Свете.
Основоположник российского виноделия закладывал новые виноградники, улучшал старые и начал строительство в Массандре новых подвалов и тоннелей для хранения и выдержки вин.
Главный подвал из семи тоннелей (длиной по 150 м на глубине до 50 м для вызревания вина в бочках) и девяти галерей (для выдержки вина в бутылках) был построен за три года.
Подземный комплекс был сдан в апреле 1898 года.
Винодел, стараниями которого российское вино потеснило на рынке импортное, отличался буйным характером.
Князь Голицын после ухода из Удельного ведомства занялся своим предприятием в Новом Свете, в 1902 году стал членом, а через пять лет председателем российского Комитета виноградарства Императорского общества сельского хозяйства.
В 1913 году из-за финансовых проблем он подарил свое винное производство и коллекцию в Новом Свете Николаю II.
Крепкий «Портвейн красный Ливадия» из винограда «кабернесовиньон» был любимым вином Николая II. Его продолжают производить по классической технологии. А, мадеру выдерживают под крымским солнцем не менее пяти лет.
В конце 2017 года основанный князем крымский завод шампанских вин «Новый Свет» за 1,55 млрд рублей купила структура банка «Россия», основным владельцем которого является миллиардер Юрий Ковальчук.
«Массандра» была национализирована советской властью в 1920 году.
Ее приватизацию в 2020 году крымские власти тоже объясняют финансовыми проблемами, хотя по отчетности дела у предприятия идут хорошо.
За девять месяцев 2020 года компания получила 1,9 млрд рублей выручки и 321 млн рублей чистой прибыли.
В 2018 году «Массандра» увеличила объем продаж на рекордные 50%, в 2019 году положительная динамика сохранилась — объем продаж увеличился на 33%.
По оценке заместителя министра сельского хозяйства республики Сергея Петелина, «Массандре» необходимо еще как минимум 10 млрд рублей, которых в бюджете нет.
В ближайшие 10 лет требуется произвести перезакладку 60% виноградников, а это свыше 2000 га, степень износа технологического оборудования превышает 60%, 54% виноградников имеют возраст старше 20 лет, что сказывается на урожайности, тракторы изношены на 96%.
По словам бывшего генерального директора «Массандры» Янины Павленко, перешедшей в ноябре 2020 года на работу в администрацию Ялты, «вести с полей сравнивались с вестями с фронта: трактор уходил на виноградник и не возвращался».
Компания закупила около 300 единиц сельхозтехники и 100 тракторов, но этого недостаточно.
«Еще необходимо осуществить закупку оборудования, линий розлива, емкостного парка, провести реконструкцию заводов, осуществить капитальный ремонт, а также построить новый логистический склад готовой продукции на 3 млн бутылок», — перечисляет представитель «Массандры» Людмила Похилько.
В 2019 году вина, выпускаемые предприятием, завоевали рекордное количество трофеев на отечественных и международных конкурсах (33 награды), в ноябре 2020 года массандровские саперави и мерло заняли первое и второе места в категории полусладких вин в рейтинге самых качественных вин, составленном Роскачеством совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.
«Массандра» вошла в историю в первую очередь своими креплеными винами.
У этого были и природные предпосылки — жаркий, засушливый климат, и исторические — золотой век «Массандры» совпал с пиком популярности крепких и десертных вин, — рассказывает винный критик Игорь Сердюк. — За сто лет мода переменилась, теперь наиболее актуальны сухие вина, и «Массандра» начинает их производить, хотя доля их в общем объеме производства сравнительно невелика».
Современные агротехника и энология позволяют производить высококлассные сухие вина в климатических условиях Южного берега Крыма, где расположена наибольшая часть массандровских виноградников, однако это требует привлечения серьезных инвестиций и прозрачного распределения их по наиболее эффективным направлениям: в современную агротехнику, высокотехнологичное энологическое оборудование и, главное, квалифицированные кадры.
На крепленые вина в России приходится всего 4% продаж, «Массандра» развивает производство сухих, но не очень активно: несколько лет назад запустила цех по производству сухих вин мощностью 10 000 декалитров в год.
У крымской власти, которой в 2019 году была передана «Массандра», на латание дыр и развитие новых производств средств нет.
Капиталовложения в виноделие имеют долгосрочный характер, и то, что в России для поддержания национального достояния в нормальном рабочем состоянии надо искать мощных частных инвесторов, надо признать грустной правдой.
Санкции сказываются и на экспортных поставках: на «Массандре» говорят, что они поставляют вино в Казахстан, Киргизию, Беларусь, Китай и Тайвань.
«Массандра» работает под европейскими санкциями, но умудряется закупать импортное оборудование. Одно из производств оснастили японскими роботами, на другое завезли оборудование из Франции.
Сегодня на предприятии работает 2500 человек, еще примерно 500–700 человек дополнительно участвуют в уборке винограда в сентябре-октябре.
Средний уровень заработной платы на предприятии 37 000 рублей на одного работника, что на 14% выше среднего уровня заработной платы по Республике Крым. Генеральный директор «Массандры» в 2019 году зарабатывал около 5 млн рублей.
С 1 мая по 1 ноября на головном заводе ежедневно проходят дегустации, в 2020 году попробовать девять образцов вин стоило 700 рублей с человека.
В мае 2018 года «Массандра» получила статус сельхозпроизводителя, что позволило ей участвовать в государственных программах по субсидированию.
Эксперты Sotheby’s были допущены к работе с коллекцией в 1990 и 1991 годах и смогли провести два «массандровских» аукциона в Лондоне. Некоторые из проданных тогда бутылок до сих пор выставляются на торги со стартовой ценой до $500–600 за бутылку.
Для создания настоящих винных шедевров на Южном берегу Крыма есть все условия: климат, почвы, расположение участков виноградников, их экспозиция по отношению к солнцу и высота над уровнем моря.
Заклятие «Массандры».
Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития в соответствии с тенденциями современного виноделия и новыми потребительскими предпочтениями.
Об этом размышляет АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВ. Партнер агентства винного консалтинга DoubleMagnum.
Победителем торгов на покупку «Массандры» — стала структура банка «Россия». Она пообещала заплатить за производителя более 5,3 млрд руб.
По рассказам сотрудников «Массандры», на предприятии уже больше года работают «прикомандированные» представители будущего собственника.
Они и аудит провели, и заодно присмотрели за хозяйством — «как бы чего не увели».
Факт превентивного увольнения бессменного российского директора Янины Павленко — ее в середине ноября пригласили в неожиданно, но вовремя освободившееся кресло мэра Ялты — подтверждает эти слухи.
Никакой необходимости в передаче дел нет, все уже, видимо, заблаговременно передано.
Аукционная цена «Массандры» многим кажется откровенно заниженной.
Формально неплохие финансовые показатели: прибыль 395 млн рублей и выручка 2,2 млрд рублей в 2019 году и впечатляющие активы — почти 4000 га виноградников и еще 7000 га прочих территорий, девять производственных площадок, всемирно известный бренд — таких и во времена развитого социализма было совсем немного, а сейчас-то и вообще не осталось.
Разве что «Калашников».
Ну и наконец, знаменитая коллекция, насчитывающая сейчас более 400 000 бутылок, — уникальный, хотя довольно малоликвидный актив.
Впрочем, в отношении цены и, собственно, приватизации есть два серьезных аргумента.
Во-первых, приватизация «Массандры» проходит в 2020 году по тем правилам, которые укоренились в российской политико-экономической реальности. Здесь отсутствует свободная рыночная конкуренция в случае сделок, связанных с бюджетом.
При всех формально существующих тендерно-конкурсно-антимонопольных механизмах такие контракты заключаются с заранее согласованными и отобранными контрагентами.
Если так ремонтируют и украшают московские улицы, закупают еду для силовиков и школьников, то почему «Массандру» должны продавать по-другому?
Во-вторых, с позиций экономического либерализма приватизация — это вообще не про доходы бюджета. Это про повышение эффективности. А общественные дивиденды — рабочие места, налоги, рост производства.
Действительно, какой из управделами президента (ему принадлежала «Массандра» в период 2014–2019 годов) собственник винодельческого хозяйства, да еще такого огромного. И тем более очень проблемного.
«Массандра» в глубоком кризисе последние лет 35, начиная с советской антиалкогольной кампании, драматически прервавшей довольно успешное развитие всей винодельческой отрасли.
Виноградники не обновлялись, сейчас до половины требуют раскорчевки и замены, нового оборудования не закупалось: износ основных средств — 60%, сельхозтехники — 96% (данные Минсельхоза Крыма).
Даже коллекция уменьшилась более чем вдвое — когда-то в ней было более 1 млн бутылок.
А самое главное, за эти 30 лет в мировом виноделии произошла настоящая революция — и в идеологическом, и в технологическом, и в потребительском смысле.
Стали делать другое вино, иначе продавать и иначе потреблять.
Конек «Массандры» — сладкие и крепленые вина — стремительно падающая потребительская категория.
В России, может быть, чуть менее стремительно, чем во всем остальном мире, но это вопрос еще 5–10 лет.
А востребованные рынком сухие вина «Массандра» делать просто не может. Не тот виноград, не то оборудование, не тот маркетинг и дистрибуция.
Далеко не все виноградники «Массандры» так уж хороши и тем более рентабельны.
Будет совсем неплохо для крымского виноделия, если на ЮБК появится несколько интересных бутиковых хозяйств.
Подавляющая часть массандровских земель — собственность Республики Крым и находится в долгосрочной аренде. Но долгосрочный арендатор имеет преимущественное право выкупа, и едва ли стоит сомневаться, что в случае необходимости такое право будет реализовано.
Из активов «Массандры» было бы правильно выделить виноградники, с которых делаются легендарные и действительно уникальные коллекционные вина, сохранить их как историческое наследие.
Все остальное требует принципиально новых подходов. Начиная с сортов винограда, агротехники, винодельческих технологий, брендинга и позиционирования.
Для этого нужно много денег. Достаточно отметить, что закладка 1 га современного виноградника стоит не менее 2 млн рублей, а в случае с «Массандрой» в силу сложных рельефов может оказаться и дороже.
Только затраты на приведение в порядок виноградников составят 5–6 млрд рублей — еще одна цена приватизации.
Правда, государство сейчас субсидирует до половины таких расходов.
«Массандре» нужна новая идеология развития в соответствии с трендами современного виноделия и потребительскими предпочтениями, переосмысленными через уникальные природно-климатические условия Южного берега Крыма.
Вопрос, будет ли она создана и как ее реализовать. Это мощный вызов и та лакмусовая бумажка, которая оценит состоятельность победителя нынешнего аукциона как спасителя крымской легенды и идеолога нового российского виноделия.
Новый хозяин «Массандры» купил огромную ответственность.