Блог им. lastmav
Совет директоров Банка России 18 декабря 2020 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 4,25% годовых. Инфляция складывается выше прогноза Банка России и по итогам 2020 года ожидается в интервале 4,6–4,9%. Разовые проинфляционные факторы оказывают более значительное и продолжительное повышательное влияние на цены на фоне роста инфляционных ожиданий населения и бизнеса, а также ограничений со стороны предложения. Ухудшение эпидемической обстановки в России и в мире оказывает существенно менее значимое сдерживающее влияние на экономическую активность, чем в II квартале. Ситуация на внешних финансовых и товарных рынках улучшилась на фоне ожиданий более быстрого восстановления мировой экономики в связи с прогрессом в создании вакцин. Дезинфляционные риски в 2021 году уже не преобладают в той мере, как это было ранее, учитывая усиление краткосрочных проинфляционных факторов и риски их более продолжительного действия. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
С учетом высокой неоднородности текущих тенденций в экономике и динамике цен Банк России будет оценивать дальнейшее развитие ситуации и наличие потенциала дополнительного снижения ключевой ставки. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Динамика инфляции. Инфляция складывается выше прогноза Банка России и по итогам 2020 года ожидается в интервале 4,6–4,9%. Это в значительной мере связано с действием разовых проинфляционных факторов на отдельных рынках и с продолжением переноса в цены произошедшего ранее ослабления рубля. Однако данные факторы могут оказывать более длительное повышательное влияние на цены на фоне роста инфляционных ожиданий населения и бизнеса, а также ограничений со стороны предложения. В ноябре годовая инфляция увеличилась до 4,4% (после 4,0% в октябре), и, по оценке на 14 декабря, она составила 4,7%. Показатели текущего темпа роста потребительских цен, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, в ноябре также выросли и находились вблизи 4% в годовом выражении.
Продолжилось повышение инфляционных ожиданий населения, что в основном связано с ростом цен на отдельные товары повседневного спроса и курсовой волатильностью. Ценовые ожидания предприятий увеличились в предыдущие месяцы и остаются на повышенном уровне, формируясь под влиянием роста издержек. Ожидания профессиональных аналитиков относительно инфляции в среднесрочной перспективе заякорены вблизи 4%.
Хотя сдерживающее влияние внутреннего спроса на динамику цен сохраняется, на краткосрочном горизонте оно компенсируется проинфляционными факторами. К ним в том числе относятся факторы со стороны предложения, включая намечающийся дефицит рабочей силы по ряду специальностей и дополнительные затраты предприятий на соблюдение противоэпидемических норм, а также проявление вторичных эффектов, связанное с ростом инфляционных ожиданий. В этих условиях воздействие разовых проинфляционных факторов на динамику цен может иметь более продолжительный характер. По мере того как их влияние будет ослабевать, рост потребительских цен будет замедляться. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 году и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Денежно-кредитные условия в целом существенно не изменились с момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России. Кредитные и депозитные ставки преимущественно стабилизировались, продолжилось расширение кредитования. Изменение доходностей ОФЗ на разные сроки было неравномерным. Доходности среднесрочных ОФЗ несколько уменьшились в условиях улучшения ситуации на финансовых и товарных рынках, в том числе на фоне ожиданий более быстрого восстановления мировой экономики в связи с прогрессом в создании вакцин. Наряду с мягкими денежно-кредитными условиями на динамику кредитования оказывают влияние льготные программы Правительства, а также регуляторные послабления. При принятии решений по ключевой ставке Банк России будет оценивать, насколько прекращение действия указанных антикризисных мер будет влиять на денежно-кредитные условия.
Экономическая активность. Оперативные индикаторы экономической активности указывают на паузу в восстановлении экономики в IV квартале. Однако ухудшение эпидемической обстановки в России и в мире оказывает существенно менее значимое сдерживающее влияние на экономику, чем в II квартале. Это связано с точечным характером ограничительных мер и адаптацией граждан и предприятий к новым условиям. С учетом этого, а также более высоких, чем ожидалось, данных за III квартал снижение ВВП в 2020 году может составить около 4%.
Весной 2021 года ожидается устойчивое возобновление роста российской экономики по мере нормализации ситуации с заболеваемостью. На среднесрочную траекторию экономического роста значимое влияние будут оказывать динамика пандемии коронавируса в России и в мире, характер восстановления частного спроса в условиях возможного изменения поведения населения и бизнеса, а также предстоящая бюджетная консолидация. Мягкая денежно-кредитная политика продолжит оказывать поддержку экономике в следующем году.
Инфляционные риски. Дезинфляционные риски в 2021 году уже не преобладают в той мере, как это было ранее, учитывая усиление краткосрочных проинфляционных факторов и риски их более продолжительного действия в условиях роста инфляционных ожиданий и сопутствующих вторичных эффектов.
Краткосрочные проинфляционные риски также связаны с усилением волатильности на глобальных рынках, в том числе под влиянием различных геополитических событий, что может отражаться на курсовых и инфляционных ожиданиях. Повышательное давление на цены могут оказывать временно сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, а также дополнительные издержки предприятий, связанные с защитой работников и потребителей от угрозы распространения коронавируса. Проинфляционные риски создает динамика внутренних цен на отдельные продовольственные товары под влиянием факторов со стороны предложения и конъюнктуры соответствующих мировых рынков.
Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с дальнейшим развитием ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, масштабами возможных мер борьбы с ней и их влиянием на экономическую активность, а также скоростью восстановления экономики и доходов населения. Сдерживающее влияние на динамику инфляции могут также оказать устойчивые изменения в предпочтениях и поведении населения, в том числе возможное устойчивое повышение склонности к сбережению.
Сохраняется неопределенность относительно долгосрочных структурных последствий пандемии коронавируса для российской и мировой экономики, в частности масштаба снижения потенциала российской экономики. Значимое влияние на потенциал глобального роста также могут оказывать геополитические факторы, в том числе обострение торговых противоречий. Масштаб отклонения российской экономики от потенциала в свою очередь является определяющим фактором для среднесрочной динамики инфляции.
На среднесрочную динамику инфляции значимо влияет бюджетная политика. В базовом сценарии Банк России исходит из траектории бюджетной политики, отраженной в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также заявленных сроков завершения антикризисных мер Правительства и Банка России.
С учетом высокой неоднородности текущих тенденций в экономике и динамике цен Банк России будет оценивать дальнейшее развитие ситуации и наличие потенциала дополнительного снижения ключевой ставки. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 12 февраля 2021 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России и среднесрочного прогноза — 13:30 по московскому времени.
Источник
www.cbr.ru/press/pr/?file=18122020_133000Key.htm
Вроде бы так и ожидалось.
Или как?
а конченые потому, что с 2014 года словестно онанируют на «устойчивое возобновление роста российской экономики» ничего для этого по сути не делая, только меняя сроки «светлого будущего». впрочем, как и все связанные с «восстановление российской экономики» структуры.
ставка давно должна быть 1-2%, году так в 2016-2017, с момента, как более менее устаканилось в россии после крыма.
сползание по чуть-чуть для производства, которое в первую очередь двигает экономику ниочем. текущая ставка все равно не позволяет частному производству активно кредитоваться, модернизировать парк оборудования, развивать новые направления.
не возможно со ставкой 4,25% и кредитами по 8-10% (и то, если договоришься) конкурировать с производством, которое имеет кредитную линию в 3%. Никак не возможно.
Они закуклились на «сдерживающее влияние внутреннего спроса на динамику цен » и не хотят и не могут видеть ничего в экономике за пределами россии.
механизм ключевой ставки крайне многогранная штука, рекомендую изучить подробно.
у меня, например, есть знания, возможность собрать команду и финансы для производства в россии электроники.
естественно сборки из китайских компонентов.
но это нормальный завод.
и чего? считаем расходы (кредиты на развитие, станки, растущие налоги, платон на перевозку и т.д. и т.п.) и видим, что потом это будет на границе дешевле сжечь, чем таможить для продажи в ЕС.
Неконкурентноспособно ниразу.
Для этого не нужно быть профессором экономики, для этого нужно просто посчитать косты и сделать выводы. А дальше определять — какая стратегия развития экономики в россии. Не «экономики друзей», а реального частного сектора.
Только наплевать государству на это, там наоборот интерес — как бы частник, сука такая, лишний доллар при экспорте из страны не унес.
А Сечин, под которого отменили обязательную продажу валютной выручки — свой, ему можно. Ему заводов не строить.
Если бизнес убыточен в определенной ситуации, то ставками его не спасти. Это примерно как выдавать кредиты вместо повышения заработной платы хотя бы на размер инфляции.
ставка — для кредитов бизнесу.
налоги — для поборов с бизнеса.
платон — для перевозки произведенного бизнесом.
я и не говорю, что ставка это панацея. должен быть комплекс мер, ставка одна из которых.
государство во всем комплексе демонстрирует косность, боязнь перемен и не желание давать частникам возможность реально влиять на экономику в стране. с таким государством каши не сваришь.
поэтому и сижу в части российских активов в евробондах и офз, плюю в потолок и жду обратно открытия границ, т.к. заехав в россию выехать оказалось не возможно
А про Платон вообще удивлен. Сколько там его в стоимости конечной продукции? Тем более электроники. Да и если учесть что сбор денег с перевозчиков не чисто российская фишка, а западнее нас есть страны, в которых работают подобные системы. Не говоря уже о платных дорогах и прочих плюхах.
С мой колокольни проблема видится так, в порядке убывания значимости:
— дорогие затраты труда на производство единицы товара выше чем у конкурентов из Китая(меньше зарплаты, больше производство).
— качество продукции
— высокая маржа в силу небольших объемов/жадности
— налоги
— коррупция
— % ставка
Если решить первых 2-3 проблемы, конкурентоспособность вырастет намного сильнее чем если тупо понизить ставки. Понизив ставку вы лишь частично и временно решите первую проблему за счет неминуемой девальвации и роста инфляции. Плюс, как следствие получите рост цен на иностранное оборудование, на которое вам не хватает с текущей ставкой. Т.е. вы фактически заплатите больше, но за несколько больший период. Рынок то все выровняет.
доля не маленькая. возить стало гораздо менее выгодно.
про зарплаты — поржал. в китае они уже выше.
про налоги с недвижки — вообще молчу, суды завалены исками, т.к. кадастр во многом уже выше рыночной цены. а государству выгодно завышать.
вы ради интереса, если знания позволяют — возьмите и посчитайте создание даже маленького заводика в россии по произвожству чего нибудь примитивного. каких нибудь дверных звонков.
а потом сравните — почем можете грузить на экспорт и почем это реально готовы продавать конкуренты в мире.
очень удивитесь.
Я в курсе про это(хотя и не все так однозначно), но я не зря упомянул производство единицы товара. Если китаец за 100$ сделает 10 товаров за смену, а русский за 90$ — 7 или вообще 3, то составляющая труда в стоимости товара из России будет выше.
Опять таки послушать вас, так налоги только в России платят)
А в вашей схеме, как я ее понимаю, вы хотите приобрести компоненты в Китае, собрать продукт здесь и продать за рубеж, и при этом у вас не получается конкурировать из-за более высокой цены. В чем ваше конкурентное преимущество в сравнении с финальной сборкой в Китае и простой отправкой в нужную страну. В этом примере намного меньше транспортировки, границ, пошлин и посредников. За счет чего вы хотите перебить эту цену, если у вас автоматом добавляется куча расходов на единицу продукции? Это было бы выгодно если бы стоимость труда в России и маржинальность была радикально меньше чем в Китае. Маржинальность мы же не хотим трогать, иначе зачем ввязываться, в итоге надежда только на низкие ЗП.
если постоянно смотреть «а не будет ли плохо народу?» экономику точно не изменить. китайцам было в 90х похрену на свой народ и что в итоге?
а в итоге они даже машины на уровне «практическихорошийкореец» научились делать за 20 лет. Сравните с выкидышами с автоваза.
Электронику (смартфоны, планшеты и пр.) научились делать на уровне «эппл для рациональных».
и т.д.
Если бояться до усрачки свой народ, отделываться подачками по 5 тысяч «на подарки детям от путина» страна так и останется без нормального, конкурентоспособного в мире частного производства.