Блог им. Division_by_zero

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Когда-то я учился в Бауманке. Это было давно. Тогда моя альма матер называлась МВТУ, теперь – МГТУ, вроде.

В то время, в главном здании Бауманки, если надо было сходить в туалет по-маленькому, надо было задержать дыхание, быстро войти, быстро отлить и сразу же слинять, не вдыхая воздух. Туалеты были ФЕЕРИЧЕСКИ засраными. Я даже описать это не берусь.  Я не знаю, убирал ли их кто-то хотя бы раз с месяц. Может, их не убирали с тех пор, как императрица Мария Федоровна основала это славное заведение в 1826 году.
НО! Если надо было сходить по-большому, то был один чит. На первом этаже, рядом с кабинетом тогдашнего ректора Елисеева (который космонавт и читал нам курс лекций про системы переработки мочи в питьевую воду на станции Мир, true story) – так вот, рядом с кабинетом ректора, был небольшой туалет на два очка,  который тоже, конечно, был эпично грязен, но там, похоже, убирались хотя бы раз в неделю. Почему? Потому что туда ходил сам ректор, я так думаю. У него после потребления воды, переработанной из мочи, стандарты, конечно, были невысокими, но все равно выше, чем у остальных студентов.

Меня всегда удивляло – как в месте, где учат инжинеров строить всякие космические ракеты, не могут решить такую простую проблему, как уборку туалетов?  Неужели с комфортом посрать, без того, чтобы получить тяжелую психологическую травму – это менее важно, чем сделать ракету, которая полетит на околоземную орбиту, или покажет кузькину мать американцам?
Я этого никогда не понимал, и не понимаю до сих пор. Внимание к деталям – оно важно.  Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать, или иметь засраный рабочий стол.

Может, я не прав. Но я настаиваю на своем. Детали и внимание к ним – ВАЖНЫ. Они отражают внутреннюю дисциплину, состояние ума и его метод функционирования. Поэтому при выборе объекта инвестиций – я всегда обращаю внимание на детали.

Я предлагаю Вашему вниманию пошаговый разбор очередной компании. Это в некотором роде сиквел этого поста, который неожиданно для меня набрал много лайков.

Я повторю основной тезис того поста, и добавлю в него еще один (5-й) пункт, который я тогда упустил.

Что мне нужно как инвестору от менеджмента компании ?

Мне нужно понять следующие вещи

  1. В чем заключается бизнес, на чем фирма зарабатывает деньги ?
  2. Какое у компании долгосрочное стратегическое преимущество ?
  3. Какой план у менеджмента по увеличению прибыли на акцию ?
  4. Как этот план работал в прошлом, и какие прогнозы на будущее ?
  5. Оправдывает ли текущая цена (капитализация) компании ее перспективы заработать и увеличить прибыль ?

Итак, начнем
С утра, открыв глаза, я тащусь в туалет, и сидя на толчке, читаю новости, которые мне подсовывает мой телефон. Что-то без туалетной темы сегодня никак.

И вот в потоке новостей была ссылка на интервью с CEO компании Lordstown Motors
Я, если честно, никогда об этой компании не слышал. Оказывается, она делает электрические пикапы. Точнее – собирается делать. Но мне CEO понравился. Я его потом погуглил. Отец 5-ти детей. Со-основатель конторы Workhorse, которая делает коммерческие гибридные вэны, и довольно успешно.

Я начал читать про них, и история вот такая. Контора специализируется на одном единственном продукте – электрических пикапах для коммерческого рынка. Так называемые Fleet Vehicles. То есть, например, если вы-контора, которая обслуживает сотовые вышки, или какие нибудь нефтекачки в техасе, у вас есть мобильные сотрудники, которые разъезжают по точкам с набором инструментов, чтобы их обслуживать. Для них у вас в автопарке есть, ну, например, 100 пикапов F-150. Вот на этот рынок и ориентируется эта контора. Просто пикап с Hub Wheels, то есть моторы, встроенные в колеса, как на скутерах. В авто – 4 движущиеся детали. Рама, батареи, куча софта, и 4 мотора.
ВСЕ !
Никаких камер, никакого искусственного интеллекта для Self Driving. Да и зачем это для рабочей лошадки, на которой реднек из техаса объезжает нефтекачки. Стоимость пикапа — 52,500 долларов, и за счет экономии бензина он реально дешевле всех альтернатив с ДВС. Его же и делать в 100 раз проще! Сварил раму, батареи, 4 мотора — все !

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Контора купила бывший завод GM со всеми промышленными роботами, в городе Lordstown, Огайо, поэтому и называется Lodrstown motors. Раньше на этом заводе собирали Chevy Cruise

Я посмотрел еще одно интервью с их CEO, и мне опять понравилось. Чувак явно верит в то, что говорит, и понимает тему. Я знаю, что это low bar to pass, как говорится, но после Тревора нашего Милтона, из Николы — это выглядит освежающе.

Супер простая и в  то же время понятная стратегия. 100% концентрация на коммерческом рынке. Как раз там где есть деньги.  На электрическом авто тесла нет ни трансмиссии ни двс. Но там все равно надо момент от мотора, который сидит на заднем мосту, передавать на полуоси. А у этих ребят даже этой проблемы нет. Мотор сидит прямо в колесе. Это, конечно, увеличивает неподрессоренный вес, но мы же не авто для пижонов из силиконовой долины делаем – для рабочей лошадки это не так важно. 4 движущихся части во всем авто, Карл !!!

Я, конечно, полез смотреть их презентацию для инвесторов, и она отвечает на все вопросы из 5-ти моих пунктов вверху, и вот прямо как специально написана под мою шпаргалку – даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли. И капа у конторы — по теперяшним меркам просто смешная, менее трех миллиардов. Это, конечно, с учетом того, что они имеют ноль продаж — очень много. Но если им удасться воплотить свои планы — то это просто задаром. 

Тут я вот что хочу сказать – в индустрии электромобилей сейчас надувается пузырь. На такой золотой лихорадке есть куча контор, которые не выживут просто по законам рынка, или откровенные мошенники вроде Николы. Но вот эти ребята из Lordstown motors – они мне реально понравились, и капа у них вполне разумная, при условии конечно, что им удасться реализовать свои планы.

Это, на мой взгляд, явный 10-bagger,  и на горизонте лет 5 я от них ожидаю хорошего роста. Вы как хотите, но я их сегодня купил, и может продам немного теслы, которая выросла уже до совсем неприличных значений,  и куплю еще.

Далее, я подозреваю, все пойдет по тому же сценарию, что и 3-4 года назад, когда я писал про Амазон, Данахер, Nvidia, Tesla

Мне напишут, что я — типичный дилетант, а я через 4-5 лет, когда акции вырастут  в 10 раз, напомню о своих постах.
Вернемся к этой теме лет через 5.

★28
151 комментарий
Супер пост! Спасибо
avatar
Весь поросячий восторг от 4 моторов? Вместо одного с карданом? Ну не знаю
А с неподренной массой интересно что это ещё и пикапы которые без того козлят
avatar
прочитал, не увидел аллегорий с электрическим грилем
Нэш Ван Дрейк (Кот Скрипаля), ну электромобили, электромоторы, прожарка, электрогриль, не?
avatar
a1pha, электрорубанок, электродрель, электрочайник, не?
Нэш Ван Дрейк (Кот Скрипаля), да)
avatar
ИМХО покупать прожекты в стиле «джентельменам верят на слово»  мега рискованно. Сие скорее венчур, чем долгосрочные инвестиции.
Гораздо интересней Ваша оценка «Данахера» — пирушка закончилась или ждете подвоза выпивки и закуски?
avatar
Mezantrop, с данахером я ничего особенного не жду
эта контора будет спокойно себе расти процентов на 5-7 в год лучше рынка, что меня вполне устраивает
у них сейчас главная задача -переварить биотех бизнес, купленный у GE
avatar
А как же LADA ELLADA?
avatar
WKHS ничем не отличается от Николы, такая же надутая конторка

 даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли.

было бы очень cтранно, если бы не показывали!
avatar
Тесла — это глобальная компания с наполеоновскими планами. А лавка, рекламируемая ТС — банальный боковичок с узким кругом потребителей.) 
avatar
Добрый день. Прочитал эту статью и ту «что набрала неожиданное большое количество лайков». 

Изначально в вашей стратегии инвестирования вы предлагаете ориентироваться на фактические финансовые показатели (рост FFO, EPS, дивов). Их перфоманс в прошлом и настоящем и возможном будущем.

Тут никаких продаж нет и еще какое-то время не ожидается. 

Это противоречие в вашей собственной стратегии или я что-то не так понял или «это совсем другое, вы не понимаете»?

avatar
Меня всегда удивляло – как в месте, где учат инжинеров строить всякие космические ракеты, не могут решить такую простую проблему, как уборку туалетов? 
...
Внимание к деталям – оно важно. Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать.
kiselev,  ЖИ-ШИ ЁПТ !!!  И ОН НАСТАИВАЕТ НА СВОЕМ И ТОЧЖКА!!! 
avatar
@SMARTECONOMIST, аффтар жжёт:
Писать на стенках туалета Увымой другне мудрено: Среди г*вна, вы – все поэты; Среди поэтов, вы – г*вно! 
kiselev, человек десятки лет живёт за рубежом, в англоязычной среде. Грамматические и пунктуационные ошибки это нормально, Благо статью не алгоритм писал и не редактор ботофермы редактировал, значит текст уникальный.
avatar
Henry, тогда пусть там и пишет в своей среде на своём родном английском языке 
kiselev, забыли вас спросить где ему писать. Решил он тут за всех
avatar
kiselev, инжинИров, ага. Дальше пафос про образованность и грамотность. Далее читать не стал.
avatar
infiltratior, это был тест такой: не смог ходить пять курсов в туалет сильнейшего технического ВУЗа страны, отчислили — не беда. Можно купить диплом в переходе метро по специальности инжИнИр 
Это их акции?
finviz.com/quote.ashx?t=RIDE&ty=c&ta=0&p=m

P/E = 327+ (уровень: мама, роди меня обратно).

Только теперь я понял суть названия статьи. 
После рассмотра на серьезных щах такой акции Бенджамин Грэм начинает переворачиваться в гробу с крутящим моментом 327 оборотов в минуту (электротехнологии, мощнейший спин). 

ПС: Извините за сарказм, реально сложно воспринимать такой актив с такими характеристиками в парадигме объекта для инвестирования.
avatar
ruru42, если у них нет продукта и соот. продаж — то с чего может быть низкий P/E?
avatar
Shrizt, я тоже был немного удивлен, что там обнаружился какой то P/E
avatar
ruru42, если вы почитаете мой блог, то увидите, что я как раз сильно против такого примитивного подхода, как Грэм и value investing
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), спасибо за ваш ответ.

У вашего менее примитивного подхода есть четкие количественные показатели для принятия решение о покупке / продаже актива? 

Или только: вау, это новая парадигма, за этой компанией будущее? 
В ваших собственных выкладках были критерии по EPS, FFO и тп. При покупке этой компании этих критериев не значится...

Если вы топите за системный подход, обозначьте эту систему. Если нет — то это интуитивная торговля и рваная срака в конце (не мог не ввернуть сеттинг статьи сюда, извините)).
avatar
ruru42, Мой подход, равно и почему примитивный Value Investing не работает — в принципе был описан в этих 2-х постах года 4 назад чтоле
smart-lab.ru/blog/315821.php
smart-lab.ru/blog/316168.php
Я потом много еще добавлял по ходу дела, если вы пойдете по оглавлению моего блога, которое я вроде неплохо организовал, и почитаете все про «стратегическое инвестирование» — там все это есть
avatar
прт  на какой площадке можно  купить Lordstown Motors
avatar
Интересная тема, но это стартап пока, ни одной модели не продали. Да даже не сделали ни одной, как так? :) 
avatar
На мой взгляд это все же лотерея венчурных инвестиций + пункт 2 не выполняется
avatar
kiki, пункт 2 как раз выполняется, по-моему
стратегия в том и заключается, чтобы стать царем горы на своем локальном холме, даже если он окажется не самым высоким в окрестностях
контора ориентируется только на fleet vehicles, и собирается их продавать по сути по цене, сопоставимой с ДВС, если к этому добавить экономию в эксплуатации, то получится супер привлекательно
концентрация на одной задаче — это иногда очень хорошо
Мне, кстати, в Тесле это всегда не нравилось — распыление и попытка окучить все рынки. Работает только до определенного момента
avatar
 СПАСИБО ЗА ТРУД! ))
avatar
@SMARTECONOMIST, пожалуйста!
avatar
Думается мне, что один мотор с приводами надежнее чем четыре без приводов.
avatar

Antishort, +100500. Пока нет надёжной и эффективной системы колесо/двигатель.

avatar
ZAVHome, нц лошадь тогда запрягайте, вообще надежно будет
avatar
На мой взгляд, выбирать объект для инвестирования по презентации и по тому что CEO понравился весьма недальновидно Ну и история о том что бизнес прост и понятен. Скажу одно — излюбленный прием мошенников это создание позитивного отношения и ореола за счет множества деталей, которые мозг автоматом оценивает как положительные. Психология-с. Ну и идеи у мошенников максимально просты и понятны и подаются самым убеждающим способом.
 
Но против умения убеждать всегда работает умение считать.
Принцип Парето, я поэтому и дал ссылку на презентацию, читайте сами
что мне нравится — у конторы с капом менее 3-х миллиардов есть завод, у которого replacement cost — как минимум три миллиарда, достаточное количество кэша, чтобы сделать первую модель, и хорошая команда
avatar
Да он гений!
Нет мой друг — это бычий тренд.
avatar
Вы еще МВТУ застали??
Я уже в МГТУ учился, М7, робототехника и автоматика…
avatar
Проблема таких компаний в том, что выживут, заработают и смогут вырасти в  десятки раз единицы из тысяч. Остальные банкроты.
По сути это венчур со всеми рисками.
Да и смотреть на компанию у которой даже прототипа нет, а деньги уже потрачены — ну так себе идея.
Алексей Кобрин, прототип вроде есть, или они по крайней мере так говорят :-)
avatar
Алексей Кобрин, ну а в чем проблема то что венчур? Норвежский пенсофонд вам скажет что кока-кола это венчур для них. Утрирую. Ну вы же поняли- вопрос мани менеджмента, выделите на сделку столкьо сколько не выделают на венчур
avatar
Спасибо, вас всегда интересно читать. Почему-то есть два тикера RIDE и RIDEW, чем они отличаются?
avatar
Павел Ку,  RIDEW -  тикер варрантов на RIDE
avatar
Я бы купил небольшой СУВ с запасом хода км в 200, с 4 электромоторами на колесах. Если бы он стоил раза в 4-5 дешевле. Да и чему там стоить-то, кроме батарейки.
avatar
SergeyJu, в коммерческой компании даже 15% экономии — это супер хорошо
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), я про частное потребление. У нас средний наезд по городу 200-300 км в неделю. Поэтому недорогой 2-4 местный авто с увеличенным клиренсом был бы очень подходящим. Вообще, спрос на такие неубиваемые машинки в России был бы во много раз больше, чем на пикапы. 
avatar
ZETTA. Российская версия моноколеса. Полное отсутствие безопасности. $8000. Думаю что банкрот.
avatar
Umen, идея хорошая, думаю, что китайцы скоро что-то такое будут массово у нас продавать. Для города пойдет. 
avatar
Umen, я кстати все пытаюсь понять, есть ли у них тормоза ?
Или они реверсом и регенерацией собираются тормозить ?
Представьте себе авто, в котором не надо никогда менять и обслуживать тормозные колодки и диски!
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), рекуперацией. Колодки это вообще не проблема, езжу на приусе — замена колодок раз в 100 тыс км. Подозреваю, что на современных электрокарах и гибридах еще больше ресурс.
Так же есть подозрения, что в теории отказаться от колодок можно, но на практике не получится из-за безопасности, т.к. не будет возможности экстренного механического торможения
avatar
a1pha, а я ежу на инсайте :-)
но тут скорее вопрос полного отсутствия самой процедуры — это бы было реально круто


avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), красивый инсайт :) я вживую видел только первые модели)
avatar
a1pha, с тех пор, как я его купил 2 года назад — я вживую только две таких машинки видел кроме своей. Похоже, что они не пользуются особой популярностью в северной америке. Приусов у нас, кстати, дофига везде.
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), а там изменили гибридку со времён первой модели? Потому что в первом инсайте, и вообще когда хонда добралась до гибридов, там э/дв работал только как ассистент ДВС, а чисто на э/дв ездить было нельзя. Там кажется даже автомат (или вариатор...) стоял как на обычной машине. Поэтому первые гибридные хонды не сыскали славы. Если в новом инсайте всё осталось так же, то думаю в этом причина. Потому что у нас во Владивостоке под боком Япония, и когда там появляются новые машины, то и на на дорогах у нас их тоже становится видно.

Но я давно ещё читал, что хонда усвоила ошибку, и гибриды новых моделей стала делать по тоётовской технологии, т.е. с независимой тягой как от э/дв, так и от двс
avatar

a1pha, да, вроде изменили
моя машинка работает 100% на электрическом двигателе где-то до 95кмч
электричество поставляет мотор, который вращает генератор и работает по циклу аткинсона, отсюда и экономия в городском цикле, потому что мотор по схеме аткинсона работает с большим КПД чем цикл Бенца. Плюс рекуперация, все дела 
Короче, в городе получается 4 литра на сотню
Начиная где то с 95 кмч, подключается муфта, которая соединяет бензиновый двигатель с колесами вдобавок к электродвигателю
То есть, никаких шестеренок вроде и трансмиссии как таковой нет — только эта муфта. Не знаю как это отражается  на надежности, но 80,000 километров полет нормальный тьфу тьфу

avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), цикл Отто ))
avatar
a1pha, конечно, можно конструктивно оставить тормозные колодки для аварийного торможения. Но, согласитесь, что одно дело — тормозные колодки для «повседневного использования», и совсем другое — для экстренных ситуаций, когда остальные способы торможения не работают… всё равно — экономия.
avatar
Алексей, я под экстренным торможением имею ввиду не отказ системы, потому что рекуперация, или как там правильно в данном случае назвать торможение э/движком (а особенно с четырьмя э/дв) выглядит надёжнее, чем обычная тормозная система, где течь тормозухи оставляет тебя без тормозов.
Под экстренным торможением я имею ввиду резкое торможение с целью избежать аварии. И в такой ситуации э/дв неприменим. Хотя сочетание возможно — но с какой целью? Две системы торможения увеличат стоимость и сложность авто без существенной выгоды владельцу (повторю, замена колодок стоимостью ~20$ происходит раз в ~100 тыс км)
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), учитывая расположение двигателей, логично предположить, что для торможения будут использоваться эти самые электродвигатели…
avatar
Алексей, во всех электромобилях есть классическая гидравлическая тормозная система. Например, прототипом колодки для Теслы S служила колодка с Корвета. 
— Торможение электромотором в режиме обратного ЭДС как основного тормоза не просто возможно, но и реально существует, однако все еще не применяется. Грузовик Вольво, кстати,  показывает тормозной много  короче, чем с классической системой. За счет реализации антиблокировочного алгоритма не с 25-30 циклами в секунду а где-то под 200 ))
— Обычные магистральные грузовики типа последнего поколения Скании требуют замены колодок через 300-600т.км за счет использования тормоза-ретардера и системы интеллектуального круиз-контроля, который работает по принципу автопилота, но без автономного управления
— ну и так далее        
avatar
Pereira, не, ну то что торможение электродвигателями существуют — это я знаю, просто не знаю как «по-умному» это называется. Ещё в 90-х на Комацу (карьерные самосвалы с грузоподъёмностью 120 тонн) такие применялись. Оно и понятно, учитывая условия эксплуатации, обычные колодки проходилось бы менять каждую смену :)

А вот то, почему такая система не пошла «в массы» -  интересно было бы узнать.
avatar
Алексей, 
массивные, дорогие, их как и традиционные нужно охлаждать ))
avatar
С теслой не все так просто. Железо в современном транспорте далеко не основная часть и не главный критерий сравнения перспектив. Уровень современной глобализации тоже сказывается. Это как а 2005 году покупать акции молодого поисковика, в то время как уже есть Гугл, который кстати тоже кого-то покупает параллельно с вами, имея при этом на порядки более точную информацию.
avatar
Макс, хочу спросить однако, откуда эти описанные вами загадочные люди берут их на порядки более точную информацию
аналитики и люди, работающие в инвест конторах, ничем не умней нас с вами, а информация идет из публичных источников, как правило
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), конечно в инвест-фондах те еще Лукерьи работают. Я про более передовых игроков с специалистами и менеджментом которые собаку съели в данной отрасли и по определению могут отличить мух от котлет в пресс-релизах, а также принимать более информированные инвестиционные решения или косвенно манипулировать стоимостью — переманивать ключевых людей, оказывать влияние на контрагентов, корректировать свои планы. Менее информированные участники рынка для них являются лишь поставщиками ликвидности, и в среднем проигрывают.
Собственно я не отговариваю, просто пытаюсь обосновать почему Тесла такая дорогая, а остальные стартапы — нет (и вероятно никогда не смогут составить конкуренцию, и в самом удачном варианте для инвесторов — будут поглощены Теслой или одним из 4-5 автопроизводителей, и то если вдруг смогут дойти до серийного производства… но это лишь мое мнение).
avatar
Макс, Тесла вряд ли когда нибудь станет покупателем конкурентов, а вот которы типа Lordstown запросто может кто то купить
avatar
Это, конечно, увеличивает неподрессоренный вес, но мы же не авто для пижонов из силиконовой долины делаем – для рабочей лошадки это не так важно.
наоборот,- для рабочей лошадки с большими грузами и бездорожьем эта проблема важнее, хотелось бы посмотреть как её решат
avatar
тикер-то какой у этих акций?
avatar
Алексей, RIDE
avatar
Shrizt, а на какой бирже торгуется? Что-то на сайте NYSE и NASDAQ пытался посмотреть, максимум, что нашёл — RIDEW (варранты на RIDE)… Или плохо смотрел?
avatar
странно, что «инжинер» не подумал о том, что вместо одного самого уязвимого узла (двигатель) иметь их 4. сразу возникает вопрос — как это обслуживать, насколько это ремонтопригодно (если малоразмерный — то похоже, что не особо), насколько живучий пикап в целом (отказ одного критичен или нет).

один большой двигатель проще обслуживать и проще диагностировать, когда их 4 ещё и малоразмерных — больше риска проблем, хуже с ремонтами. это дополнительные риски.
avatar
Olololnet, электромотор гораздо выше по надежности чем трансмиссия.
avatar
Olololnet, зависит от стоимости мотора и срока службы. Ремонт и обслуживание вообще будут не нужны, если окажется выгодней покупать новые двигатели, ну и если пикап сможет доехать до сервиса на 2-3 двигателях.
avatar
Olololnet, помедленнее пожалуйста, вношу вас в список на сверку через 5 лет
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), список на сверку? Это что такое? :)
avatar
Алексей, это когда я через 5 лет напишу пост по итогам, как с Теслой или Амазоном
avatar
Olololnet, а в чем уязвимость?
avatar
Olololnet, engineer. Он давно живет в америке, уже просто контекст языка перепутал, очевидно жеж
Какие там такие двигатели у электромобиля? Инверторы штоль?
avatar
А мне интересно стало, туалеты Бауманки, это про какие годы речь?
avatar
Geist, именно эту часть текста и прочитал в статье… дальше неинтересно.
Ситуация 1 в 1 с туалетами в ГЗ МГУ в 90-е… И те же впечатления
avatar
КРЫС, ну пипец, не знал. Я закончил в 1991-м, и бывал в 3-4 других институтах за годы учебы, но такого еще не было.
avatar
Geist, было, подтверждаю, тогда еще объявление висело: «В писсуары не срать!»
avatar
КРЫС, я раньше учился, было более-менее чисто. Даже в ФДС сортиры (на этажах, хрущевская планировка) только после больших праздников являли собой печальное зрелище.  Бывал там, когда дочь училась на 1 и 2 курсах, году так в 2005, даже против нашего стало чище и больше порядка. А сейчас дочка знакомых заселилась в новую общагу ВМК — вообще супер. 
avatar
SergeyJu, в ФДС-ках один в один… Именно так и в наше время. Только после больших праздников...
Я как-то лет 10 назад зашел по пьяни в свою ФДС-ку...  Кухни на вид стали чище. Ну и туалеты, вроде тоже…
Зашел в свою комнату, а там физфаковцы...  Все равно — дух тот же...
Единственное, не пробил кулинарию рядом с Балатоном… Небось, и нет её уже…
avatar
КРЫС, что, носки, подлюки, не стирают? :)
avatar
SergeyJu, -))))) я под шафе был… не помню...
Единственное, что сильно поразило, в моей 4-ке по-прежнему администратором была Маргарита Борисовна… Как и в наши годы. Это мне охранник рассказал, который меня пропустил, войдя в положение -)
avatar
Geist, 88-94й
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), я в 91-м закончил, но такого не видел.
avatar
Я все-таки настаиваю на мысли, что уже сейчас ездят по Москве элетробусы на базе «Камаза» и никто от этого кипятком не писает. Ну что принципиально нового в электропикапах этой компании по сравнению просто с электропикапами непонятно.
avatar
Григорий, вот это согласен! Это очень меткое замечание!
Был пик — когда э-м были только у Теслы. Еще у них есть сети заправок — это крутая штука.
Все остальное, все новоделы, хоть с пикапами, хоть с автобусами — обречены стать одними из сотен.
Уже есть серийные э-м у Ауди, Форда, Тойоты и прочих крупных игроков.
Я вот только не понимаю, почему не растут добытчики лития, ведь на него должен быть сумашедший спрос…?
avatar
Shrizt, вы, кажется, не понимаете, что в ситуации технологической революции — выгоднее быть новоделом, который в гараже на коленке делает электромобиль с нуля на только что собранные деньги инвесторов, чем конторой типа форда тойоты или ауди
Потому что эти новые деньги будут потрачены на разработку новых продуктов в 100 раз более эффективно, чем это сделают перечисленные Вами автопроизводители
Не потому, что они знают и умеют хуже, чем новодел на коленке. Как раз наоборот, конечно !
Просто новодел ни на чем другом, кроме накопления опыта и разработки — не сосредоточен. А старые автопроизводители вынуждены просирать деньги на поддержку своего бизнеса с ДВС
Поставьте себя на место Тойоты — у вас по всему миру огромные производственные линии, заточенные на одну вещь — сборку авто с ДВС
И вот приходит ситуация, когда выясняется, что эти линии просто нахрен не нужны. Что надо их закрывать и перестраивать, что проще заново все построить, чем переделывать существующую линию.
А денег туда вложено дохрена, а кап затраты не окупятся, это видно уже сейчас, и надо делать списания с прибыли, так называемые write off
И заводы надо закрывать, и людей увольнять, а там профсоюзы, правительства вой поднимут
И авто с двс проданные надо продолжать поддерживать, и обязательтсва перед дилерами своими
Все старые автопроизводители сейчас находятся в ситуации «Только когда начался отлив, стало видно, кто купался без трусов». Они просто не ожидали, что отлив придет, они думали, что в озере купаются
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), примеры конкретные есть, как матерые производители просрали стартапам?
я вот вижу как убер просрал яндексу пример.
ничего сверхтехнологичного в э-мобилях нет. и очень многое что есть у гигантов — можно использовать.
avatar
Shrizt, дык этих примеров-полно
Например историю о том, как IBM просрали облачный бизнес в пользу AWS и Google Cloud
Как RIM просрал рынок смартфонов в пользу Аппла и Гугла
Как роскосмос просрал рынок космических запусков Spacex.
Это то, что навскидку приходит на ум

avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), Amazon и Google были в бизнесе уже более 10 лет когда вступили в игру за облака. Так что кто там стартап?
RIM по сравнению с остальными игроками рынка скорее сам был стартапом.
Ну про Роскосмос пример совсем не в кассу.
avatar
Shrizt, почему не в кассу — роскосмос эпически просрал весь рынок коммерческих запусков, надо быть очень сильно патриотом России, или даже членом Молодой Гвардии, чтобы это не увидеть
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), вероятность угадать среди сотен стартапов по производству электромобилей именно прибыльный невысока, если ты не эксперт. А доверие экспертизе Тойоты имеет место быть.
avatar
Гуру Хренов, вот тут конечно все не совсем так. Чисто таёта на своем заводе ведет крупноузловую сборку.конечно двс и его установке много операций посвящено но таки можно их убрать, кажетсо.
И это как раз самый главный риск теслы и всех прочих ev makers. Потому что рынок в конечном итоге завоюет не пионер, а тот кто научится экономить на масштабе. Ну как это показал скажем опыт традиционного автопрома где сначала фиат, а следом вольксваген и таета всех успешно отмудохали и только в сша где есть серьезный генетический код к форду и gm, последние (не без помощи постоянных субсидий и протекционизма властей) еще кое как на плаву. А так то в условиях целиком свободного рынка уже должны быть в жопе.
Ну и скажем волькс он сейчас не сильно отстает от теслы. Разве что по накатке автопилота. Но мне кажется что ценность этой фичи сильно раздута (самой де теслой вестимо)
Да, а вот огромным цепям поставок которые делали 50% тачки в виде двс+коробка, им возможно худо будет. А самим оем… вряд ли, переобуются, получат денег от властей, протекционизм от конкурентов и выкарабкаются. Но часть рынка отдадут и не малую.
avatar
Shrizt, о, а есть список добытчикоа под рукой?
avatar
Григорий, нет, но я смотрел полгода назад, тухло у них все было… хотя по обзорам 2-3 лет давности все пророчили золотые горы… может сейчас наступает пора? :)
avatar
Григорий, блин, таки надо было брать. Albemarle скаканул лихо...
Еще - NYSE: FMC,
NYSE: SQM

avatar
 И капа у конторы — по теперяшним меркам просто смешная, менее трех миллиардов. Это, конечно, с учетом того, что они имеют ноль продаж — очень много. Но если им удасться воплотить свои планы — то это просто задаром. 
за 3 млрд на РФР продаются некоторые стабильные компании, платящие дивиденды. 
avatar
Григорий, мне очень грустно признавать это, но я в последнее время как то думаю, что скоро все больше и больше компаний в РФ можно будет купить за 3 млрд долларов
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), это американцам просто: мыслят в долларах, а у нас оценка в двух валютах
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), есть такое. Но всё-таки это возможность
avatar
«Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать, или иметь засраный рабочий стол.»

Ерунда. Знаю одного настоящего гения, у него стол похож на гору прошлогодних листьев, которые кто-то смёл в одну кучу и на каждом сделал какие-то заметки. Начальство боится даже заикаться про уборку у него на столе, и даже уборщицам строго-настрого сказано, ни на столе, ни под столом, ни в радиусе 2 метров от него ничего не трогать, только протирать осторожно. А там можно найти самые странные предметы. ))
avatar
Investing Rule 3F — friends, family and fools. 
avatar
Jkrsss, это для стартапов на ранних стадиях применимо
avatar
а вот если  бы хорошо учились, то знали бы, что электрика это первое что отказывает, даже в таких огромных и надёжных машинах как газовые турбины
avatar
Злостный тролль, ваше утверждение немного противоречит здравому смыслу
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), Андрей интересная кампания, можете высказать мнение о кампании Дропбокс, не пойму почему она не интересна рынку
avatar
Dmitrii Oleinik, наверное, потому, что отсутствует стратегическое преимущество и куча конкурентов ?

avatar
Dmitrii Oleinik, и у меня вопрос: чем интересен дропбокс?
avatar
Григорий, мне как пользователю он очень удобен+прибыльная кампания,
avatar
Григорий, мне лично — ничем :-)
avatar
RAM-1500 или F-150 стоят 30 000.
Это на 20 000 дешевле вашего Lordstown.
За эту двадцатку можно купить 8 000 галлонов бензина и проехать на них 200 000 миль.
200 000 миль!!!!!!, бл… ))
Нахер он нужен этот электропикап...?
avatar
Ян Карлович, наверное затем, что даже если ваши расчёты верны, после 200к миль начинается чистая экономия. А 200к для электрокара это как к бабушке в деревню сгонять
avatar
a1pha, а что в америке электричество бесплатное?
avatar
Ян Карлович, на 200 тыс. миль для ДВС нужно не только бензин. Нужно сюда приплюсовать 20 замен масла и, наверно, минимум 1 капиталку двигателя. Про всякие ремни\цепи ГРМ, помпы и пр. говорить излишне. При таком подходе уже не такая очевидная экономия…
avatar
Алексей, не спора ради, в просто интересно. Неужели 4 электродвигла за 200 тысяч миль, не потребуют ремонта? А 4 редуктора в паре с ними? А АКБ? Если двигатели  располагаются в колесах — то у них максимально агрессивная эксплуатация. Автор вон вообще про вышки связи говорит, а это зачастую бездорожье.
Да, конечно система ДВС требует довольно много к себе внимания. Но зато двигло там одно, и расположено оно в весьма комфортном с точки зрения эксплуатации месте! Что меня еще несколько смущает  — эти 4 двигателя надо ведь непрерывно синхронизировать? И если в классической системе эта синхронизация жестко-надежно-железячная, то в случае 4 колес — она электронная, что немного беспокоит. Что будет если одно из колес по какой то причине внезапно начнет вращаться быстрее остальных трех, что в классике попросту невозможно?
avatar
Макс Обухов, не каждый ДВС требует ремонта через 200 тыс миль, а уж электродвигатель (как крайне простое устройство) тем более, если не случится внештатная поломка. Синхронизация это не проблема вообще
avatar
a1pha, ну насчет того, что электродвигатель более простое устройство чем ДВС я спорить не буду, это очевидно. Но только при расположении в колесе нужен не только двигатель, а по сути еще и трансмиссия (в виде редуктора). Редуктор однозначно требует масло. В итоге получается не такой уж и простой комплект. И их четыре. И они все четыре не под капотом, а на дороге, где гораздо выше механическое воздействие от дороги. Я думаю такая схема вообще жить не будет, в связи с огромной стоимостью обслуживания, это не считая АКБ. Схема с двумя электродвиглами на осях мне кажется сильно более жизнеспособной
avatar
Макс Обухов, 
— зачем редуктор при расположении в колесе? 
— схема с эл/дв на осях как раз потребует редуктор (дифференциал), иначе как с одного эл/дв подать разные обороты на одну ось
— по-моему, в редукторах не масло, а смазка используется (могу ошибаться)
— поверьте, нет почти никакой разницы при эксплуатации под капотом и в колесе, ваше представление — что там грязнее и пыльнее, но под капотом — грязи и пыли не намного меньше. Если плохо с герметизацией и фильтрацией, никакой двигатель (хоть двс, хоть эл/дв) не позволит нормально эксплуатировать авто, хоть вы на крышу его засуньте
— уже полно авто с эл/дв в колёсах
— в чём заключается огромная стоимость обслуживания эл/дв в колесах и какое вообще обслуживание там необходимо?

avatar
a1pha, зачем нужен редуктор — я думаю и в инете можно почитать. Если кратко — любой двигатель имеет нелинейные характеристики, а колесо должно крутится и иметь крутящий момент вполне определенные. Поэтому обычно двигатель (включая электрический) крутится на высоких оборотах, оптимальных для него — а колеса через трансмиссию (редуктор, коробка передач) — вращаются с меньшей необходимой скоростью.

Тут кстати нагуглил новость про инновационную разработку 2019 года у словенцев, вроде как придумали безредукторное колесо и готовы выпускать серийно - https://rim3.ru/avtonovosti/novosti-kompaniy/tekhnologiya-motor-kolesa-sdelala-sleduyushchiy-shag/. Цен не приводится. Посмотрим что у них получится.

Меня больше интересуют не пыль и грязь под капотом и в колесе (хотя очевидно же что разница есть, у земли ее гораздо больше, вы ведь зимой снег на колесах видите? а под капотом видели хоть раз?) — сколько механические ударные нагрузки. Подкапотное пространство живет примерно как салон, в авто есть амортизаторы, слышали? А колесо воспринимает дорогу «как есть» — это вибрации и удары. Повышенный износ тут очевиден.

Про стоимость обслуживания я уже сказал. Один двигатель и четыре — это разные вещи. Скорее всего электродвигатели в реальности не обслуживаемые, они просто меняются при поломке, что влетает в нехилые деньги. Цифр не знаю, просто рассуждаю логически. Да даже шины переобуть в случае электродвигателя в колесе — это нифига не просто. Мишлен разрабатывает мотор-колеса давно (и да, они с редукторами и там вообще интересно всё в плане компоновки), планируют делать специальные комплекты оборудования для шиномонтажа, что намекает как бы…
avatar
Алексей, а электродвигатель без масла что ли? Тоже замена.
avatar
Григорий, электричество не бесплатное, но кратно дешевле углеводородного топлива. И да, электродвигатель работает без масла
avatar
a1pha, да?? На газонокосилках есть, а на авто нет? удивительно. И кратно ли, учитывая америку? 
avatar
Григорий, о боже, вы думаете я вам собираюсь что-то доказывать? Гугл в помощь, а в прочем, можете продолжать жить со своими убеждениями
avatar
a1pha, да главное себя не обмануть.
avatar
a1pha, а можете поделиться как вы это посчитали? Ну что электричество дешевле чем бенз. Ведь электричество, самое дешевое добывается все равно из углеводородов в основном
avatar
Макс Обухов, ну сравните свою квитанцию за э/энергию и чек с автозаправки. Если трудно сопоставить разные единицы измерения, то загуглите сколько кВт нужно чтобы зарядить электрокар. В США э/энергия вроде дороже, лень гуглить, но не кратно, чтобы превысить стоимость бензина.

Как так получается? Легко. Несколько примеров, которые приходят на ум:
1. Получение энергии «оптом», когда большой генератор (эл/станция) сжигает топлива как 1000 маленьких генераторов (ДВС), но энергии вырабатывает как 100 тыс маленьких генераторов
2. Альтернативные источники энергии, которые вообще условно бесплатны
3. Солнечные панели, которые может установить себе каждый желающий
avatar
a1pha, а причем тут моя квитанция за электроэнергию? )))
Во-первых от домашней розетки электромобиль упаришься заряжать (около суток). Во-вторых речь ведь про зарядку на «электрозаправках» — там тариф будет очевидно вышел чем дома. Т.е. если у меня дома тариф 5,66квт/ч, то на заправке будет не менее 8. Можно примерно прикинуть. Стандартная зарядка теслы Model S с 75кВТ будет стоить 600-700 рублей, при этом запас хода около 300км. В случае бензина с потреблением около 8 литров на сотню это 24 литра или около 1000 рублей. Да, подороже, но я бы не сказал что даже кратно. А если сравнить с каким нибудь приусом с его расходом в 3 литра на сотню, то уже не в пользу вообще ни разу не дешевле. И это в России где электричество очень дешевое (пока что). 

Вот то что один большой генератор с потреблением как 1000 маленьких генераторов вырабатывает как 100 маленьких — хотелось бы обоснование )) Конечно оптом дешевле, но сомневаюсь что в 10 раз. Электричество надо еще доставить до потребителя — это потери. Количество металла требуемое для передачи электричества растет квадратично. Тут нужны более точные рассчеты, а не на глазок.

И надо не забывать законы рынка — при росте спроса электричества — цены на него будут расти, поскольку будут расти инфраструктурные затраты. Это хорошо видно на примере Германии, которая нынче флагман зеленой энергетики и развития электротранспорта. Зато у них растет потребление дров, даже странно )))

Все источники энергии условно бесплатны — они все используют либо энергию солнца (нефть, газ, солнечные панели) либо гравитацию (гидроэнергетика) либо атом либо энергию самой планеты (экзотика типа гидротермальных электростанций). То что солнечные панели может поставить себе каждый — это конечно да. Вы ставили? Не лампочки с холодильником запитать, а что нибудь мощностью 100-200Квт, отопление, электромобиль тот же?
avatar
Григорий, сколько масла надо в ДВС и в электродвигатель? В ДВС надо несколько литров, а то и почти ведро, а в электродвигателе — подшипники солидолом смазать… :)
avatar
Кажется, Жванецкий говорил, что в России очень маленький процент попаданий в урну и унитаз.
Когда попадания улучшатся, то и вонять меньше станет. 
Я бы не стал все так упрощать, как например охлаждать мотор расположенный в колесе? У той же теслы требуется охлаждение мотора и охлаждение/подогрев батарей, а это значит что есть помпа которая качает охлаждающую жидкость и т.д. и т.п.
В целом мне кажется тесла тоже рассматривала такую компоновку и наверняка не с проста отказалась от ее использования даже в semi.
avatar
имя фамилия, я тоже об этом думал недавно. посмотрим что будет с этой конторой и как они решат проблемы
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), не плохо так пошла, спасибо за рекомендацию!
avatar
Dmitrii Oleinik, Нууу, то, что это контора за три дня с момента публикации моего поста выросла на 40% — это, конечно, чистая случайность, как бы мне не хотелось приписать себе дар ясновидения.
Она на те же 40% легко может и упасть. Для меня — это игра как минимум до конца след. года, тогда и посмотрим
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), практически удвоилась в моменте!
avatar
Зашел после вашего поста на небольшую сумму посмотреть и увидел вчера +25% за день — найс мув!
avatar
Alexey Kruglov, я тоже немного офигел, это результат пресс релиза где они сказали что все нештяк. Но п… ть — не мешки ворочать, пусть сперва предъявят готовые авто. Этот рост на отсутствии какой то новой информации просто показывает степень хайпа и разогретых ожиданий на рынке электромобилей сейчас.
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), Если позиция сделает 200 процентов скинете часть? у меня Палантир уже 100% дает вот думаю хайп ли это? Хотел спросить, в ROKU не инвестировали?
avatar
Dmitrii Oleinik, неа, я же сказал — RIDE надо держать как минимум до конца след года или дольше
Roku — не интересует, так как видел их продукт
Палантир — настолько секретная контора, что никто толком не знает, как они зарабатывают деньги. Я немного не доверяю таким темам
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), а почему именно конец следующего года?
avatar
Alexey Kruglov, они осенью 21-го грозятся начать серийное производство
avatar
Dmitrii Oleinik, по моему вы свою лудоманию и тягой ко всему блестящему смешиваете с достаточно прагматичным подходом Андрея
avatar
trader_notes, может ты лудоман?
avatar
Чистый доход за 2019 год 3 ляма. Очень рискованная инвестиция, но на 1% от депозита зайти можно. Если не улетят в зону penny stock, то уровень 12 $ будет очень привлекательным!
avatar
Для большого КПД в электродвигателе нужны очень маленькие зазоры между ротором и статором. А поскольку подшипники из адоптаниума промышленность еще не выпускает, то при маленьких зазорах электродвигатель будет разбивать сам себя на кочках, а при больших зазорах резко падает КПД. Поэтому «глупая» Тесла, как и все остальные производители ставят движки внутрь кузова, а вовсе не потому, что им еще пока не известна модная схема мотор-колеса.
свалились акции нехило. держите еще?
avatar

теги блога Гуру Хренов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн