Блог им. Division_by_zero
Предыдущие записи цикла:
Часть 1
Часть 2
Продолжаем обратный отсчет поездки к Баффету! Осталось 50 дней !
Идя навстречу годовому собранию акционеров, решил заступить на трудовую ударную вахту и взять на себя повышенные капиталистические обязательства публиковать мысли по долгосрочным инвестициям.
Но сначала, то, что в английском называется «housekeeping». Как только что выяснилось эмпирическим путем, упоминание имени Александра Шадрина всуе на этом ресурсе ведет к забану на три дня.
Поэтому, сделав выводы, обещаю больше не упоминать фамилии Шадрин вообще.
Будет просто кукла Александр, которая станет моим верным другом в планируемой поездке в солнечную Омаху. По окончании поездки, кукла будет акционирована на этом ресурсе, если разрешит Тимофей конечно.
Сегодня, почитав вчерашний пост про фруктовую компанию Того, Чье Имя Нельзя Упоминать Всуе, хотел написать о двух вещах
1. Почему любой фундаментальный анализ, основанный на балансовой стоимости компании ака Грэм и Додд, неприменим в современной экономике знаний.
2. Почему долгосрочным инвесторам надо учить стратегию (труды товарища Портера), а не фундаментальный анализ.
По пункту 1 — это связано с тем, как в GAAP-е учитываются интеллектуальная собственность, брэнды, патенты и т д.
А именно — не учитываются никак. Например: Эппл имеет брэнд, который позволяет им продавать даже такое никому не нужное говно, как Apple Watch. Эппл имеет экосистему itunes / app store, которая генерирует кучу кэша.
Стоимость всех этих активов НИКАК не отображена на балансе компании.
Безусловно, когда Эппл покупает сервера, все это идет в активы в соответствующей графе.
Когда программисты Эппла работают над софтом, то затраты на их труд капитализируются и конечном итоге тоже отображаются в балансовом отчете как актив.
Но все эти затраты — крохи по сравнению с реальной стоимостью актива.
Задайте себе вопрос — насколько выросла репутация брэнда Эппл, когда он отказался делать бэкдор для расшифровки информации в айфоне по запросу ФБР? И как это отобразилось на балансе? Правильно — никак.
Что из этого следует? Следует то, что все системы фундаментального анализа, основывающиеся на балансовой стоимости компании, не работают для компаний новой экономики, основная ценность которых заключается в брэндах, патентах, интеллектуальной собственности.
Модель Грэма Додда была разработана для индустриальной экономики, когда часто единственными активами компаний были их производственные активы и она тогда прекрасно работала.
Вот есть текстильная фабрика, Беркшир Хатавей, у нее есть станки и здания, которые более менее отображены на ее балансе по остаточной стоимости. Применяем идеи Грэма, покупаем — PROFIT !!!
Тут надо сразу сказать, что есть один момент, когда все такие неосязаемые активы материализуются в балансовом отчете. Это, конечно, когда одна компания покупает другую.
Например, когда Баффетт купил Precision Castparts, то все, что он переплатил свыше чистой стоимости активов, пошло на баланс Беркшира в графе «Goodwill». по GAAPу, goodwill должен сидеть на балансе вечно, пока он не протухнет.
Под «Протухнет», я имею в виду вот что: если стоимость всех этих неосязаемых активов, которая материализовалась при покупке другой компании в виде goodwill потом увеличится (по мнению компании — покупателя), то увеличить их оценку на балансе нельзя.
Однако если после покупки компания решила, что активы, за которые она переплатила, оказались с душком и не смогут принести прибыль в будущем, происходит списание этого goodwill в пользу (то есть во вред) прибыли.
Самый фееричный пример такого списания — покупка компанией HP компании Authonomy за 11.7 миллиардов, с последующим списанием 8.8 миллиардов менее чем через год.
Когда-то, много лет назад, GAAP еще разрешал амортизировать goodwill. поэтому еще с тех времен у некоторых компаний в балансовом отчете можно увидеть графу «goodwill amortization»
Хотел сегодня же написать по второму пункту, «Почему долгосрочным инвесторам надо учить стратегию (труды товарища Портера), а не фундаментальный анализ», но получилось и так слишком длинно.
Продолжим в понедельник, если это кому то еще интересно.
Если интересно, ставьте лайки пожалуйста
Спасибо всем, кто дочитал до конца
В следующих постах этой серии:
Про стратегический подход к инвестированию
Мой 18-тилетний опыт долгосрочного инвестирования в акции. Путь в темноте, усеянный граблями.
Думаю там к услугам маркетолога даже не обращались, так в ворде «портер» написали и эмблему завода сверху).
что еще в вашем списке для чтения, кроме Портера?
в связи с предстоящей поездкой, в моем списке — перечитать обновленное издание биографии Баффетта от Ловенстайна (самая лучшая книга на тему имхо). Она на русском выходила тоже, наверняка.
но это чисто индивидуальная штука, чтобы не выглядеть как лох в Омахе
Вы скажите, какие темы Вас интересуют, я с удовольствием порекомендую
по моему, вся литература по инвестициям безнадежно отстала от нашего безумного века. Столько произошло изменений за последние 10-20 лет, что мне кажется, надо какую то новую парадигму уже выработать. Читайте лучше Майкла Льюиса, в хронологическом порядке, начиная от «Покера Лжецов».
Никто не смотрел балансовый лист на один год, люди искали стабильность в фин показателях и уверенность что текущая рыночная оценка значительно ниже, чем компания стоит с учетом всех разумных факторов, чтобы в случае ошибки, была «маржа безопасности»(ниже цена относительно справедливой = лучше)
И нельзя говорить что ничего не работает, статистика на стороне того, кто покупает $1 за $0.60
в своем следующем высере посте, я постараюсь объяснить, почему фундаментальный анализ тоже безнадежно устарел :-)
ну, или, скажем так, почему он слишком упрощает задачу, приводя ее к математике
у них было одно стратегическое преимущество, но оно умерло от рака поджелудочной железы и печени
остался брэнд, очень хороший, но мы же знаем что брэнд не всегда помогает. Вспомните как эпично накрылась Нокия например
С интересом буду ждать следующий пост, чтобы продолжить дмскуссию )