Гуру Хренов
Гуру Хренов личный блог
12 ноября 2020, 06:21

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Когда-то я учился в Бауманке. Это было давно. Тогда моя альма матер называлась МВТУ, теперь – МГТУ, вроде.

В то время, в главном здании Бауманки, если надо было сходить в туалет по-маленькому, надо было задержать дыхание, быстро войти, быстро отлить и сразу же слинять, не вдыхая воздух. Туалеты были ФЕЕРИЧЕСКИ засраными. Я даже описать это не берусь.  Я не знаю, убирал ли их кто-то хотя бы раз с месяц. Может, их не убирали с тех пор, как императрица Мария Федоровна основала это славное заведение в 1826 году.
НО! Если надо было сходить по-большому, то был один чит. На первом этаже, рядом с кабинетом тогдашнего ректора Елисеева (который космонавт и читал нам курс лекций про системы переработки мочи в питьевую воду на станции Мир, true story) – так вот, рядом с кабинетом ректора, был небольшой туалет на два очка,  который тоже, конечно, был эпично грязен, но там, похоже, убирались хотя бы раз в неделю. Почему? Потому что туда ходил сам ректор, я так думаю. У него после потребления воды, переработанной из мочи, стандарты, конечно, были невысокими, но все равно выше, чем у остальных студентов.

Меня всегда удивляло – как в месте, где учат инжинеров строить всякие космические ракеты, не могут решить такую простую проблему, как уборку туалетов?  Неужели с комфортом посрать, без того, чтобы получить тяжелую психологическую травму – это менее важно, чем сделать ракету, которая полетит на околоземную орбиту, или покажет кузькину мать американцам?
Я этого никогда не понимал, и не понимаю до сих пор. Внимание к деталям – оно важно.  Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать, или иметь засраный рабочий стол.

Может, я не прав. Но я настаиваю на своем. Детали и внимание к ним – ВАЖНЫ. Они отражают внутреннюю дисциплину, состояние ума и его метод функционирования. Поэтому при выборе объекта инвестиций – я всегда обращаю внимание на детали.

Я предлагаю Вашему вниманию пошаговый разбор очередной компании. Это в некотором роде сиквел этого поста, который неожиданно для меня набрал много лайков.

Я повторю основной тезис того поста, и добавлю в него еще один (5-й) пункт, который я тогда упустил.

Что мне нужно как инвестору от менеджмента компании ?

Мне нужно понять следующие вещи

  1. В чем заключается бизнес, на чем фирма зарабатывает деньги ?
  2. Какое у компании долгосрочное стратегическое преимущество ?
  3. Какой план у менеджмента по увеличению прибыли на акцию ?
  4. Как этот план работал в прошлом, и какие прогнозы на будущее ?
  5. Оправдывает ли текущая цена (капитализация) компании ее перспективы заработать и увеличить прибыль ?

Итак, начнем
С утра, открыв глаза, я тащусь в туалет, и сидя на толчке, читаю новости, которые мне подсовывает мой телефон. Что-то без туалетной темы сегодня никак.

И вот в потоке новостей была ссылка на интервью с CEO компании Lordstown Motors
Я, если честно, никогда об этой компании не слышал. Оказывается, она делает электрические пикапы. Точнее – собирается делать. Но мне CEO понравился. Я его потом погуглил. Отец 5-ти детей. Со-основатель конторы Workhorse, которая делает коммерческие гибридные вэны, и довольно успешно.

Я начал читать про них, и история вот такая. Контора специализируется на одном единственном продукте – электрических пикапах для коммерческого рынка. Так называемые Fleet Vehicles. То есть, например, если вы-контора, которая обслуживает сотовые вышки, или какие нибудь нефтекачки в техасе, у вас есть мобильные сотрудники, которые разъезжают по точкам с набором инструментов, чтобы их обслуживать. Для них у вас в автопарке есть, ну, например, 100 пикапов F-150. Вот на этот рынок и ориентируется эта контора. Просто пикап с Hub Wheels, то есть моторы, встроенные в колеса, как на скутерах. В авто – 4 движущиеся детали. Рама, батареи, куча софта, и 4 мотора.
ВСЕ !
Никаких камер, никакого искусственного интеллекта для Self Driving. Да и зачем это для рабочей лошадки, на которой реднек из техаса объезжает нефтекачки. Стоимость пикапа — 52,500 долларов, и за счет экономии бензина он реально дешевле всех альтернатив с ДВС. Его же и делать в 100 раз проще! Сварил раму, батареи, 4 мотора — все !

Поджариваем еще одну контору на электрическом грилле

Контора купила бывший завод GM со всеми промышленными роботами, в городе Lordstown, Огайо, поэтому и называется Lodrstown motors. Раньше на этом заводе собирали Chevy Cruise

Я посмотрел еще одно интервью с их CEO, и мне опять понравилось. Чувак явно верит в то, что говорит, и понимает тему. Я знаю, что это low bar to pass, как говорится, но после Тревора нашего Милтона, из Николы — это выглядит освежающе.

Супер простая и в  то же время понятная стратегия. 100% концентрация на коммерческом рынке. Как раз там где есть деньги.  На электрическом авто тесла нет ни трансмиссии ни двс. Но там все равно надо момент от мотора, который сидит на заднем мосту, передавать на полуоси. А у этих ребят даже этой проблемы нет. Мотор сидит прямо в колесе. Это, конечно, увеличивает неподрессоренный вес, но мы же не авто для пижонов из силиконовой долины делаем – для рабочей лошадки это не так важно. 4 движущихся части во всем авто, Карл !!!

Я, конечно, полез смотреть их презентацию для инвесторов, и она отвечает на все вопросы из 5-ти моих пунктов вверху, и вот прямо как специально написана под мою шпаргалку – даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли. И капа у конторы — по теперяшним меркам просто смешная, менее трех миллиардов. Это, конечно, с учетом того, что они имеют ноль продаж — очень много. Но если им удасться воплотить свои планы — то это просто задаром. 

Тут я вот что хочу сказать – в индустрии электромобилей сейчас надувается пузырь. На такой золотой лихорадке есть куча контор, которые не выживут просто по законам рынка, или откровенные мошенники вроде Николы. Но вот эти ребята из Lordstown motors – они мне реально понравились, и капа у них вполне разумная, при условии конечно, что им удасться реализовать свои планы.

Это, на мой взгляд, явный 10-bagger,  и на горизонте лет 5 я от них ожидаю хорошего роста. Вы как хотите, но я их сегодня купил, и может продам немного теслы, которая выросла уже до совсем неприличных значений,  и куплю еще.

Далее, я подозреваю, все пойдет по тому же сценарию, что и 3-4 года назад, когда я писал про Амазон, Данахер, Nvidia, Tesla

Мне напишут, что я — типичный дилетант, а я через 4-5 лет, когда акции вырастут  в 10 раз, напомню о своих постах.
Вернемся к этой теме лет через 5.

151 Комментарий
  • plazma37
    12 ноября 2020, 08:06
    Супер пост! Спасибо
    • Xmeli Suneli
      12 ноября 2020, 08:46
      Весь поросячий восторг от 4 моторов? Вместо одного с карданом? Ну не знаю
      А с неподренной массой интересно что это ещё и пикапы которые без того козлят
  • прочитал, не увидел аллегорий с электрическим грилем
    • a1pha
      12 ноября 2020, 08:36
      Нэш Ван Дрейк (Кот Скрипаля), ну электромобили, электромоторы, прожарка, электрогриль, не?
  • Mezantrop
    12 ноября 2020, 08:22
    ИМХО покупать прожекты в стиле «джентельменам верят на слово»  мега рискованно. Сие скорее венчур, чем долгосрочные инвестиции.
    Гораздо интересней Ваша оценка «Данахера» — пирушка закончилась или ждете подвоза выпивки и закуски?
  • Technotrade
    12 ноября 2020, 08:29
    А как же LADA ELLADA?
  • d_d
    12 ноября 2020, 08:34
    WKHS ничем не отличается от Николы, такая же надутая конторка

     даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли.

    было бы очень cтранно, если бы не показывали!
  • Юра Пауэрс
    12 ноября 2020, 08:43
    Тесла — это глобальная компания с наполеоновскими планами. А лавка, рекламируемая ТС — банальный боковичок с узким кругом потребителей.) 
  • ruru42
    12 ноября 2020, 08:44
    Добрый день. Прочитал эту статью и ту «что набрала неожиданное большое количество лайков». 

    Изначально в вашей стратегии инвестирования вы предлагаете ориентироваться на фактические финансовые показатели (рост FFO, EPS, дивов). Их перфоманс в прошлом и настоящем и возможном будущем.

    Тут никаких продаж нет и еще какое-то время не ожидается. 

    Это противоречие в вашей собственной стратегии или я что-то не так понял или «это совсем другое, вы не понимаете»?

  • Алексей Киселев
    12 ноября 2020, 08:46
    Меня всегда удивляло – как в месте, где учат инжинеров строить всякие космические ракеты, не могут решить такую простую проблему, как уборку туалетов? 
    ...
    Внимание к деталям – оно важно. Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать.
    • @SMARTECONOMIST
      12 ноября 2020, 09:04
      kiselev,  ЖИ-ШИ ЁПТ !!!  И ОН НАСТАИВАЕТ НА СВОЕМ И ТОЧЖКА!!! 
      • Алексей Киселев
        12 ноября 2020, 09:08
        @SMARTECONOMIST, аффтар жжёт:
        Писать на стенках туалета Увымой другне мудрено: Среди г*вна, вы – все поэты; Среди поэтов, вы – г*вно! 
    • Henry
      12 ноября 2020, 10:29
      kiselev, человек десятки лет живёт за рубежом, в англоязычной среде. Грамматические и пунктуационные ошибки это нормально, Благо статью не алгоритм писал и не редактор ботофермы редактировал, значит текст уникальный.
      • Алексей Киселев
        12 ноября 2020, 10:47
        Henry, тогда пусть там и пишет в своей среде на своём родном английском языке 
        • trader_notes
          13 марта 2021, 00:06
          kiselev, забыли вас спросить где ему писать. Решил он тут за всех
    • infiltratior
      12 ноября 2020, 11:24
      kiselev, инжинИров, ага. Дальше пафос про образованность и грамотность. Далее читать не стал.
      • Алексей Киселев
        12 ноября 2020, 11:51
        infiltratior, это был тест такой: не смог ходить пять курсов в туалет сильнейшего технического ВУЗа страны, отчислили — не беда. Можно купить диплом в переходе метро по специальности инжИнИр 
  • ruru42
    12 ноября 2020, 08:51
    Это их акции?
    finviz.com/quote.ashx?t=RIDE&ty=c&ta=0&p=m

    P/E = 327+ (уровень: мама, роди меня обратно).

    Только теперь я понял суть названия статьи. 
    После рассмотра на серьезных щах такой акции Бенджамин Грэм начинает переворачиваться в гробу с крутящим моментом 327 оборотов в минуту (электротехнологии, мощнейший спин). 

    ПС: Извините за сарказм, реально сложно воспринимать такой актив с такими характеристиками в парадигме объекта для инвестирования.
    • Shrizt
      12 ноября 2020, 14:10
      ruru42, если у них нет продукта и соот. продаж — то с чего может быть низкий P/E?
      • ruru42
        17 ноября 2020, 18:49
        Андрей Л. (Гуру Хренов), спасибо за ваш ответ.

        У вашего менее примитивного подхода есть четкие количественные показатели для принятия решение о покупке / продаже актива? 

        Или только: вау, это новая парадигма, за этой компанией будущее? 
        В ваших собственных выкладках были критерии по EPS, FFO и тп. При покупке этой компании этих критериев не значится...

        Если вы топите за системный подход, обозначьте эту систему. Если нет — то это интуитивная торговля и рваная срака в конце (не мог не ввернуть сеттинг статьи сюда, извините)).
  • петр
    12 ноября 2020, 08:58
    прт  на какой площадке можно  купить Lordstown Motors
  • Александр Е
    12 ноября 2020, 09:03
    Интересная тема, но это стартап пока, ни одной модели не продали. Да даже не сделали ни одной, как так? :) 
  • kiki
    12 ноября 2020, 09:04
    На мой взгляд это все же лотерея венчурных инвестиций + пункт 2 не выполняется
  • @SMARTECONOMIST
    12 ноября 2020, 09:04
     СПАСИБО ЗА ТРУД! ))
  • Antishort
    12 ноября 2020, 09:12
    Думается мне, что один мотор с приводами надежнее чем четыре без приводов.
    • Alexander Zdanevich
      12 ноября 2020, 18:59

      Antishort, +100500. Пока нет надёжной и эффективной системы колесо/двигатель.

      • trader_notes
        13 марта 2021, 00:10
        ZAVHome, нц лошадь тогда запрягайте, вообще надежно будет
  • Принцип Парето
    12 ноября 2020, 09:19
    На мой взгляд, выбирать объект для инвестирования по презентации и по тому что CEO понравился весьма недальновидно Ну и история о том что бизнес прост и понятен. Скажу одно — излюбленный прием мошенников это создание позитивного отношения и ореола за счет множества деталей, которые мозг автоматом оценивает как положительные. Психология-с. Ну и идеи у мошенников максимально просты и понятны и подаются самым убеждающим способом.
     
    Но против умения убеждать всегда работает умение считать.
  • GoGo
    12 ноября 2020, 09:21
    Да он гений!
    Нет мой друг — это бычий тренд.
  • Sergio Fedosoni
    12 ноября 2020, 09:25
    Вы еще МВТУ застали??
    Я уже в МГТУ учился, М7, робототехника и автоматика…
  • Алексей Кобрин
    12 ноября 2020, 09:40
    Проблема таких компаний в том, что выживут, заработают и смогут вырасти в  десятки раз единицы из тысяч. Остальные банкроты.
    По сути это венчур со всеми рисками.
    Да и смотреть на компанию у которой даже прототипа нет, а деньги уже потрачены — ну так себе идея.
    • trader_notes
      13 марта 2021, 00:12
      Алексей Кобрин, ну а в чем проблема то что венчур? Норвежский пенсофонд вам скажет что кока-кола это венчур для них. Утрирую. Ну вы же поняли- вопрос мани менеджмента, выделите на сделку столкьо сколько не выделают на венчур
  • Павел Ку
    12 ноября 2020, 09:49
    Спасибо, вас всегда интересно читать. Почему-то есть два тикера RIDE и RIDEW, чем они отличаются?
    • d_d
      12 ноября 2020, 10:51
      Павел Ку,  RIDEW -  тикер варрантов на RIDE
  • SergeyJu
    12 ноября 2020, 10:24
    Я бы купил небольшой СУВ с запасом хода км в 200, с 4 электромоторами на колесах. Если бы он стоил раза в 4-5 дешевле. Да и чему там стоить-то, кроме батарейки.
      • SergeyJu
        12 ноября 2020, 18:24
        Андрей Л. (Гуру Хренов), я про частное потребление. У нас средний наезд по городу 200-300 км в неделю. Поэтому недорогой 2-4 местный авто с увеличенным клиренсом был бы очень подходящим. Вообще, спрос на такие неубиваемые машинки в России был бы во много раз больше, чем на пикапы. 
  • Umen
    12 ноября 2020, 10:36
    ZETTA. Российская версия моноколеса. Полное отсутствие безопасности. $8000. Думаю что банкрот.
    • SergeyJu
      12 ноября 2020, 11:33
      Umen, идея хорошая, думаю, что китайцы скоро что-то такое будут массово у нас продавать. Для города пойдет. 
      • a1pha
        12 ноября 2020, 17:49
        Андрей Л. (Гуру Хренов), рекуперацией. Колодки это вообще не проблема, езжу на приусе — замена колодок раз в 100 тыс км. Подозреваю, что на современных электрокарах и гибридах еще больше ресурс.
        Так же есть подозрения, что в теории отказаться от колодок можно, но на практике не получится из-за безопасности, т.к. не будет возможности экстренного механического торможения
          • a1pha
            12 ноября 2020, 17:57
            Андрей Л. (Гуру Хренов), красивый инсайт :) я вживую видел только первые модели)
              • a1pha
                13 ноября 2020, 08:18
                Андрей Л. (Гуру Хренов), а там изменили гибридку со времён первой модели? Потому что в первом инсайте, и вообще когда хонда добралась до гибридов, там э/дв работал только как ассистент ДВС, а чисто на э/дв ездить было нельзя. Там кажется даже автомат (или вариатор...) стоял как на обычной машине. Поэтому первые гибридные хонды не сыскали славы. Если в новом инсайте всё осталось так же, то думаю в этом причина. Потому что у нас во Владивостоке под боком Япония, и когда там появляются новые машины, то и на на дорогах у нас их тоже становится видно.

                Но я давно ещё читал, что хонда усвоила ошибку, и гибриды новых моделей стала делать по тоётовской технологии, т.е. с независимой тягой как от э/дв, так и от двс
                  • Pereira
                    15 ноября 2020, 13:39
                    Андрей Л. (Гуру Хренов), цикл Отто ))
        • Алексей
          12 ноября 2020, 19:52
          a1pha, конечно, можно конструктивно оставить тормозные колодки для аварийного торможения. Но, согласитесь, что одно дело — тормозные колодки для «повседневного использования», и совсем другое — для экстренных ситуаций, когда остальные способы торможения не работают… всё равно — экономия.
          • a1pha
            13 ноября 2020, 08:11
            Алексей, я под экстренным торможением имею ввиду не отказ системы, потому что рекуперация, или как там правильно в данном случае назвать торможение э/движком (а особенно с четырьмя э/дв) выглядит надёжнее, чем обычная тормозная система, где течь тормозухи оставляет тебя без тормозов.
            Под экстренным торможением я имею ввиду резкое торможение с целью избежать аварии. И в такой ситуации э/дв неприменим. Хотя сочетание возможно — но с какой целью? Две системы торможения увеличат стоимость и сложность авто без существенной выгоды владельцу (повторю, замена колодок стоимостью ~20$ происходит раз в ~100 тыс км)
      • Алексей
        12 ноября 2020, 19:47
        Андрей Л. (Гуру Хренов), учитывая расположение двигателей, логично предположить, что для торможения будут использоваться эти самые электродвигатели…
        • Pereira
          15 ноября 2020, 13:54
          Алексей, во всех электромобилях есть классическая гидравлическая тормозная система. Например, прототипом колодки для Теслы S служила колодка с Корвета. 
          — Торможение электромотором в режиме обратного ЭДС как основного тормоза не просто возможно, но и реально существует, однако все еще не применяется. Грузовик Вольво, кстати,  показывает тормозной много  короче, чем с классической системой. За счет реализации антиблокировочного алгоритма не с 25-30 циклами в секунду а где-то под 200 ))
          — Обычные магистральные грузовики типа последнего поколения Скании требуют замены колодок через 300-600т.км за счет использования тормоза-ретардера и системы интеллектуального круиз-контроля, который работает по принципу автопилота, но без автономного управления
          — ну и так далее        
          • Алексей
            15 ноября 2020, 23:49
            Pereira, не, ну то что торможение электродвигателями существуют — это я знаю, просто не знаю как «по-умному» это называется. Ещё в 90-х на Комацу (карьерные самосвалы с грузоподъёмностью 120 тонн) такие применялись. Оно и понятно, учитывая условия эксплуатации, обычные колодки проходилось бы менять каждую смену :)

            А вот то, почему такая система не пошла «в массы» -  интересно было бы узнать.
            • Pereira
              16 ноября 2020, 06:41
              Алексей, 
              массивные, дорогие, их как и традиционные нужно охлаждать ))
  • Макс
    12 ноября 2020, 10:42
    С теслой не все так просто. Железо в современном транспорте далеко не основная часть и не главный критерий сравнения перспектив. Уровень современной глобализации тоже сказывается. Это как а 2005 году покупать акции молодого поисковика, в то время как уже есть Гугл, который кстати тоже кого-то покупает параллельно с вами, имея при этом на порядки более точную информацию.
      • Макс
        12 ноября 2020, 20:54
        Андрей Л. (Гуру Хренов), конечно в инвест-фондах те еще Лукерьи работают. Я про более передовых игроков с специалистами и менеджментом которые собаку съели в данной отрасли и по определению могут отличить мух от котлет в пресс-релизах, а также принимать более информированные инвестиционные решения или косвенно манипулировать стоимостью — переманивать ключевых людей, оказывать влияние на контрагентов, корректировать свои планы. Менее информированные участники рынка для них являются лишь поставщиками ликвидности, и в среднем проигрывают.
        Собственно я не отговариваю, просто пытаюсь обосновать почему Тесла такая дорогая, а остальные стартапы — нет (и вероятно никогда не смогут составить конкуренцию, и в самом удачном варианте для инвесторов — будут поглощены Теслой или одним из 4-5 автопроизводителей, и то если вдруг смогут дойти до серийного производства… но это лишь мое мнение).
  • old schooler
    12 ноября 2020, 11:27
    Это, конечно, увеличивает неподрессоренный вес, но мы же не авто для пижонов из силиконовой долины делаем – для рабочей лошадки это не так важно.
    наоборот,- для рабочей лошадки с большими грузами и бездорожьем эта проблема важнее, хотелось бы посмотреть как её решат
  • Алексей
    12 ноября 2020, 11:59
    тикер-то какой у этих акций?
    • Shrizt
      12 ноября 2020, 14:11
      Алексей, RIDE
      • Алексей
        12 ноября 2020, 19:12
        Shrizt, а на какой бирже торгуется? Что-то на сайте NYSE и NASDAQ пытался посмотреть, максимум, что нашёл — RIDEW (варранты на RIDE)… Или плохо смотрел?
  • Olololnet
    12 ноября 2020, 12:30
    странно, что «инжинер» не подумал о том, что вместо одного самого уязвимого узла (двигатель) иметь их 4. сразу возникает вопрос — как это обслуживать, насколько это ремонтопригодно (если малоразмерный — то похоже, что не особо), насколько живучий пикап в целом (отказ одного критичен или нет).

    один большой двигатель проще обслуживать и проще диагностировать, когда их 4 ещё и малоразмерных — больше риска проблем, хуже с ремонтами. это дополнительные риски.
    • Shrizt
      12 ноября 2020, 14:12
      Olololnet, электромотор гораздо выше по надежности чем трансмиссия.
    • Nickma
      12 ноября 2020, 15:32
      Olololnet, зависит от стоимости мотора и срока службы. Ремонт и обслуживание вообще будут не нужны, если окажется выгодней покупать новые двигатели, ну и если пикап сможет доехать до сервиса на 2-3 двигателях.
      • Алексей
        12 ноября 2020, 19:13
        Андрей Л. (Гуру Хренов), список на сверку? Это что такое? :)
    • Pereira
      15 ноября 2020, 13:56
      Olololnet, а в чем уязвимость?
    • trader_notes
      13 марта 2021, 00:21
      Olololnet, engineer. Он давно живет в америке, уже просто контекст языка перепутал, очевидно жеж
      Какие там такие двигатели у электромобиля? Инверторы штоль?
  • Geist
    12 ноября 2020, 12:59
    А мне интересно стало, туалеты Бауманки, это про какие годы речь?
    • КРЫС
      12 ноября 2020, 13:07
      Geist, именно эту часть текста и прочитал в статье… дальше неинтересно.
      Ситуация 1 в 1 с туалетами в ГЗ МГУ в 90-е… И те же впечатления
      • Geist
        12 ноября 2020, 13:29
        КРЫС, ну пипец, не знал. Я закончил в 1991-м, и бывал в 3-4 других институтах за годы учебы, но такого еще не было.
        • Евгений
          12 ноября 2020, 13:41
          Geist, было, подтверждаю, тогда еще объявление висело: «В писсуары не срать!»
      • SergeyJu
        12 ноября 2020, 18:33
        КРЫС, я раньше учился, было более-менее чисто. Даже в ФДС сортиры (на этажах, хрущевская планировка) только после больших праздников являли собой печальное зрелище.  Бывал там, когда дочь училась на 1 и 2 курсах, году так в 2005, даже против нашего стало чище и больше порядка. А сейчас дочка знакомых заселилась в новую общагу ВМК — вообще супер. 
        • КРЫС
          12 ноября 2020, 18:39
          SergeyJu, в ФДС-ках один в один… Именно так и в наше время. Только после больших праздников...
          Я как-то лет 10 назад зашел по пьяни в свою ФДС-ку...  Кухни на вид стали чище. Ну и туалеты, вроде тоже…
          Зашел в свою комнату, а там физфаковцы...  Все равно — дух тот же...
          Единственное, не пробил кулинарию рядом с Балатоном… Небось, и нет её уже…
          • SergeyJu
            12 ноября 2020, 18:42
            КРЫС, что, носки, подлюки, не стирают? :)
            • КРЫС
              12 ноября 2020, 18:52
              SergeyJu, -))))) я под шафе был… не помню...
              Единственное, что сильно поразило, в моей 4-ке по-прежнему администратором была Маргарита Борисовна… Как и в наши годы. Это мне охранник рассказал, который меня пропустил, войдя в положение -)
      • Geist
        15 ноября 2020, 12:28
        Андрей Л. (Гуру Хренов), я в 91-м закончил, но такого не видел.
  • Григорий
    12 ноября 2020, 13:14
    Я все-таки настаиваю на мысли, что уже сейчас ездят по Москве элетробусы на базе «Камаза» и никто от этого кипятком не писает. Ну что принципиально нового в электропикапах этой компании по сравнению просто с электропикапами непонятно.
    • Shrizt
      12 ноября 2020, 16:38
      Григорий, вот это согласен! Это очень меткое замечание!
      Был пик — когда э-м были только у Теслы. Еще у них есть сети заправок — это крутая штука.
      Все остальное, все новоделы, хоть с пикапами, хоть с автобусами — обречены стать одними из сотен.
      Уже есть серийные э-м у Ауди, Форда, Тойоты и прочих крупных игроков.
      Я вот только не понимаю, почему не растут добытчики лития, ведь на него должен быть сумашедший спрос…?
        • Shrizt
          12 ноября 2020, 23:22
          Андрей Л. (Гуру Хренов), примеры конкретные есть, как матерые производители просрали стартапам?
          я вот вижу как убер просрал яндексу пример.
          ничего сверхтехнологичного в э-мобилях нет. и очень многое что есть у гигантов — можно использовать.
            • Shrizt
              13 ноября 2020, 10:45
              Андрей Л. (Гуру Хренов), Amazon и Google были в бизнесе уже более 10 лет когда вступили в игру за облака. Так что кто там стартап?
              RIM по сравнению с остальными игроками рынка скорее сам был стартапом.
              Ну про Роскосмос пример совсем не в кассу.
        • Григорий
          13 ноября 2020, 10:52
          Андрей Л. (Гуру Хренов), вероятность угадать среди сотен стартапов по производству электромобилей именно прибыльный невысока, если ты не эксперт. А доверие экспертизе Тойоты имеет место быть.
        • trader_notes
          13 марта 2021, 00:32
          Гуру Хренов, вот тут конечно все не совсем так. Чисто таёта на своем заводе ведет крупноузловую сборку.конечно двс и его установке много операций посвящено но таки можно их убрать, кажетсо.
          И это как раз самый главный риск теслы и всех прочих ev makers. Потому что рынок в конечном итоге завоюет не пионер, а тот кто научится экономить на масштабе. Ну как это показал скажем опыт традиционного автопрома где сначала фиат, а следом вольксваген и таета всех успешно отмудохали и только в сша где есть серьезный генетический код к форду и gm, последние (не без помощи постоянных субсидий и протекционизма властей) еще кое как на плаву. А так то в условиях целиком свободного рынка уже должны быть в жопе.
          Ну и скажем волькс он сейчас не сильно отстает от теслы. Разве что по накатке автопилота. Но мне кажется что ценность этой фичи сильно раздута (самой де теслой вестимо)
          Да, а вот огромным цепям поставок которые делали 50% тачки в виде двс+коробка, им возможно худо будет. А самим оем… вряд ли, переобуются, получат денег от властей, протекционизм от конкурентов и выкарабкаются. Но часть рынка отдадут и не малую.
      • Григорий
        12 ноября 2020, 17:27
        Shrizt, о, а есть список добытчикоа под рукой?
        • Shrizt
          13 ноября 2020, 10:45
          Григорий, нет, но я смотрел полгода назад, тухло у них все было… хотя по обзорам 2-3 лет давности все пророчили золотые горы… может сейчас наступает пора? :)
        • Shrizt
          13 ноября 2020, 11:10
          Григорий, блин, таки надо было брать. Albemarle скаканул лихо...
          Еще - NYSE: FMC,
          NYSE: SQM

  • Григорий
    12 ноября 2020, 13:16
     И капа у конторы — по теперяшним меркам просто смешная, менее трех миллиардов. Это, конечно, с учетом того, что они имеют ноль продаж — очень много. Но если им удасться воплотить свои планы — то это просто задаром. 
    за 3 млрд на РФР продаются некоторые стабильные компании, платящие дивиденды. 
      • Григорий
        12 ноября 2020, 18:10
        Андрей Л. (Гуру Хренов), это американцам просто: мыслят в долларах, а у нас оценка в двух валютах
      • Григорий
        12 ноября 2020, 21:40
        Андрей Л. (Гуру Хренов), есть такое. Но всё-таки это возможность
  • Abstract
    12 ноября 2020, 13:16
    «Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать, или иметь засраный рабочий стол.»

    Ерунда. Знаю одного настоящего гения, у него стол похож на гору прошлогодних листьев, которые кто-то смёл в одну кучу и на каждом сделал какие-то заметки. Начальство боится даже заикаться про уборку у него на столе, и даже уборщицам строго-настрого сказано, ни на столе, ни под столом, ни в радиусе 2 метров от него ничего не трогать, только протирать осторожно. А там можно найти самые странные предметы. ))
  • Jkrsss
    12 ноября 2020, 13:29
    Investing Rule 3F — friends, family and fools. 
  • Иноагент
    12 ноября 2020, 15:21
    а вот если  бы хорошо учились, то знали бы, что электрика это первое что отказывает, даже в таких огромных и надёжных машинах как газовые турбины
      • Dmitrii Oleinik
        12 ноября 2020, 20:17
        Андрей Л. (Гуру Хренов), Андрей интересная кампания, можете высказать мнение о кампании Дропбокс, не пойму почему она не интересна рынку
        • Григорий
          13 ноября 2020, 10:54
          Dmitrii Oleinik, и у меня вопрос: чем интересен дропбокс?
          • Dmitrii Oleinik
            13 ноября 2020, 15:37
            Григорий, мне как пользователю он очень удобен+прибыльная кампания,
  • Ян Карлович
    12 ноября 2020, 17:02
    RAM-1500 или F-150 стоят 30 000.
    Это на 20 000 дешевле вашего Lordstown.
    За эту двадцатку можно купить 8 000 галлонов бензина и проехать на них 200 000 миль.
    200 000 миль!!!!!!, бл… ))
    Нахер он нужен этот электропикап...?
    • a1pha
      12 ноября 2020, 17:55
      Ян Карлович, наверное затем, что даже если ваши расчёты верны, после 200к миль начинается чистая экономия. А 200к для электрокара это как к бабушке в деревню сгонять
      • Григорий
        13 ноября 2020, 10:57
        a1pha, а что в америке электричество бесплатное?
    • Алексей
      12 ноября 2020, 19:22
      Ян Карлович, на 200 тыс. миль для ДВС нужно не только бензин. Нужно сюда приплюсовать 20 замен масла и, наверно, минимум 1 капиталку двигателя. Про всякие ремни\цепи ГРМ, помпы и пр. говорить излишне. При таком подходе уже не такая очевидная экономия…
      • Макс Обухов
        13 ноября 2020, 03:59
        Алексей, не спора ради, в просто интересно. Неужели 4 электродвигла за 200 тысяч миль, не потребуют ремонта? А 4 редуктора в паре с ними? А АКБ? Если двигатели  располагаются в колесах — то у них максимально агрессивная эксплуатация. Автор вон вообще про вышки связи говорит, а это зачастую бездорожье.
        Да, конечно система ДВС требует довольно много к себе внимания. Но зато двигло там одно, и расположено оно в весьма комфортном с точки зрения эксплуатации месте! Что меня еще несколько смущает  — эти 4 двигателя надо ведь непрерывно синхронизировать? И если в классической системе эта синхронизация жестко-надежно-железячная, то в случае 4 колес — она электронная, что немного беспокоит. Что будет если одно из колес по какой то причине внезапно начнет вращаться быстрее остальных трех, что в классике попросту невозможно?
        • a1pha
          13 ноября 2020, 14:00
          Макс Обухов, не каждый ДВС требует ремонта через 200 тыс миль, а уж электродвигатель (как крайне простое устройство) тем более, если не случится внештатная поломка. Синхронизация это не проблема вообще
          • Макс Обухов
            14 ноября 2020, 17:49
            a1pha, ну насчет того, что электродвигатель более простое устройство чем ДВС я спорить не буду, это очевидно. Но только при расположении в колесе нужен не только двигатель, а по сути еще и трансмиссия (в виде редуктора). Редуктор однозначно требует масло. В итоге получается не такой уж и простой комплект. И их четыре. И они все четыре не под капотом, а на дороге, где гораздо выше механическое воздействие от дороги. Я думаю такая схема вообще жить не будет, в связи с огромной стоимостью обслуживания, это не считая АКБ. Схема с двумя электродвиглами на осях мне кажется сильно более жизнеспособной
            • a1pha
              14 ноября 2020, 18:43
              Макс Обухов, 
              — зачем редуктор при расположении в колесе? 
              — схема с эл/дв на осях как раз потребует редуктор (дифференциал), иначе как с одного эл/дв подать разные обороты на одну ось
              — по-моему, в редукторах не масло, а смазка используется (могу ошибаться)
              — поверьте, нет почти никакой разницы при эксплуатации под капотом и в колесе, ваше представление — что там грязнее и пыльнее, но под капотом — грязи и пыли не намного меньше. Если плохо с герметизацией и фильтрацией, никакой двигатель (хоть двс, хоть эл/дв) не позволит нормально эксплуатировать авто, хоть вы на крышу его засуньте
              — уже полно авто с эл/дв в колёсах
              — в чём заключается огромная стоимость обслуживания эл/дв в колесах и какое вообще обслуживание там необходимо?

              • Макс Обухов
                14 ноября 2020, 20:37
                a1pha, зачем нужен редуктор — я думаю и в инете можно почитать. Если кратко — любой двигатель имеет нелинейные характеристики, а колесо должно крутится и иметь крутящий момент вполне определенные. Поэтому обычно двигатель (включая электрический) крутится на высоких оборотах, оптимальных для него — а колеса через трансмиссию (редуктор, коробка передач) — вращаются с меньшей необходимой скоростью.

                Тут кстати нагуглил новость про инновационную разработку 2019 года у словенцев, вроде как придумали безредукторное колесо и готовы выпускать серийно - https://rim3.ru/avtonovosti/novosti-kompaniy/tekhnologiya-motor-kolesa-sdelala-sleduyushchiy-shag/. Цен не приводится. Посмотрим что у них получится.

                Меня больше интересуют не пыль и грязь под капотом и в колесе (хотя очевидно же что разница есть, у земли ее гораздо больше, вы ведь зимой снег на колесах видите? а под капотом видели хоть раз?) — сколько механические ударные нагрузки. Подкапотное пространство живет примерно как салон, в авто есть амортизаторы, слышали? А колесо воспринимает дорогу «как есть» — это вибрации и удары. Повышенный износ тут очевиден.

                Про стоимость обслуживания я уже сказал. Один двигатель и четыре — это разные вещи. Скорее всего электродвигатели в реальности не обслуживаемые, они просто меняются при поломке, что влетает в нехилые деньги. Цифр не знаю, просто рассуждаю логически. Да даже шины переобуть в случае электродвигателя в колесе — это нифига не просто. Мишлен разрабатывает мотор-колеса давно (и да, они с редукторами и там вообще интересно всё в плане компоновки), планируют делать специальные комплекты оборудования для шиномонтажа, что намекает как бы…
      • Григорий
        13 ноября 2020, 10:58
        Алексей, а электродвигатель без масла что ли? Тоже замена.
        • a1pha
          13 ноября 2020, 13:58
          Григорий, электричество не бесплатное, но кратно дешевле углеводородного топлива. И да, электродвигатель работает без масла
          • Григорий
            13 ноября 2020, 14:43
            a1pha, да?? На газонокосилках есть, а на авто нет? удивительно. И кратно ли, учитывая америку? 
            • a1pha
              13 ноября 2020, 16:26
              Григорий, о боже, вы думаете я вам собираюсь что-то доказывать? Гугл в помощь, а в прочем, можете продолжать жить со своими убеждениями
              • Григорий
                13 ноября 2020, 17:22
                a1pha, да главное себя не обмануть.
          • Макс Обухов
            13 ноября 2020, 20:29
            a1pha, а можете поделиться как вы это посчитали? Ну что электричество дешевле чем бенз. Ведь электричество, самое дешевое добывается все равно из углеводородов в основном
            • a1pha
              14 ноября 2020, 18:50
              Макс Обухов, ну сравните свою квитанцию за э/энергию и чек с автозаправки. Если трудно сопоставить разные единицы измерения, то загуглите сколько кВт нужно чтобы зарядить электрокар. В США э/энергия вроде дороже, лень гуглить, но не кратно, чтобы превысить стоимость бензина.

              Как так получается? Легко. Несколько примеров, которые приходят на ум:
              1. Получение энергии «оптом», когда большой генератор (эл/станция) сжигает топлива как 1000 маленьких генераторов (ДВС), но энергии вырабатывает как 100 тыс маленьких генераторов
              2. Альтернативные источники энергии, которые вообще условно бесплатны
              3. Солнечные панели, которые может установить себе каждый желающий
              • Макс Обухов
                14 ноября 2020, 20:22
                a1pha, а причем тут моя квитанция за электроэнергию? )))
                Во-первых от домашней розетки электромобиль упаришься заряжать (около суток). Во-вторых речь ведь про зарядку на «электрозаправках» — там тариф будет очевидно вышел чем дома. Т.е. если у меня дома тариф 5,66квт/ч, то на заправке будет не менее 8. Можно примерно прикинуть. Стандартная зарядка теслы Model S с 75кВТ будет стоить 600-700 рублей, при этом запас хода около 300км. В случае бензина с потреблением около 8 литров на сотню это 24 литра или около 1000 рублей. Да, подороже, но я бы не сказал что даже кратно. А если сравнить с каким нибудь приусом с его расходом в 3 литра на сотню, то уже не в пользу вообще ни разу не дешевле. И это в России где электричество очень дешевое (пока что). 

                Вот то что один большой генератор с потреблением как 1000 маленьких генераторов вырабатывает как 100 маленьких — хотелось бы обоснование )) Конечно оптом дешевле, но сомневаюсь что в 10 раз. Электричество надо еще доставить до потребителя — это потери. Количество металла требуемое для передачи электричества растет квадратично. Тут нужны более точные рассчеты, а не на глазок.

                И надо не забывать законы рынка — при росте спроса электричества — цены на него будут расти, поскольку будут расти инфраструктурные затраты. Это хорошо видно на примере Германии, которая нынче флагман зеленой энергетики и развития электротранспорта. Зато у них растет потребление дров, даже странно )))

                Все источники энергии условно бесплатны — они все используют либо энергию солнца (нефть, газ, солнечные панели) либо гравитацию (гидроэнергетика) либо атом либо энергию самой планеты (экзотика типа гидротермальных электростанций). То что солнечные панели может поставить себе каждый — это конечно да. Вы ставили? Не лампочки с холодильником запитать, а что нибудь мощностью 100-200Квт, отопление, электромобиль тот же?
        • Алексей
          14 ноября 2020, 12:42
          Григорий, сколько масла надо в ДВС и в электродвигатель? В ДВС надо несколько литров, а то и почти ведро, а в электродвигателе — подшипники солидолом смазать… :)
  • Врач-бондиатОр
    12 ноября 2020, 22:30
    Кажется, Жванецкий говорил, что в России очень маленький процент попаданий в урну и унитаз.
    Когда попадания улучшатся, то и вонять меньше станет. 
  • имя фамилия
    13 ноября 2020, 10:47
    Я бы не стал все так упрощать, как например охлаждать мотор расположенный в колесе? У той же теслы требуется охлаждение мотора и охлаждение/подогрев батарей, а это значит что есть помпа которая качает охлаждающую жидкость и т.д. и т.п.
    В целом мне кажется тесла тоже рассматривала такую компоновку и наверняка не с проста отказалась от ее использования даже в semi.
      • Dmitrii Oleinik
        17 ноября 2020, 07:14
        Андрей Л. (Гуру Хренов), не плохо так пошла, спасибо за рекомендацию!
          • andydiver
            20 ноября 2020, 16:11
            Андрей Л. (Гуру Хренов), практически удвоилась в моменте!
  • Alexey Kruglov
    17 ноября 2020, 12:07
    Зашел после вашего поста на небольшую сумму посмотреть и увидел вчера +25% за день — найс мув!
      • Dmitrii Oleinik
        18 ноября 2020, 21:06
        Андрей Л. (Гуру Хренов), Если позиция сделает 200 процентов скинете часть? у меня Палантир уже 100% дает вот думаю хайп ли это? Хотел спросить, в ROKU не инвестировали?
          • Alexey Kruglov
            19 ноября 2020, 14:20
            Андрей Л. (Гуру Хренов), а почему именно конец следующего года?
        • trader_notes
          13 марта 2021, 00:44
          Dmitrii Oleinik, по моему вы свою лудоманию и тягой ко всему блестящему смешиваете с достаточно прагматичным подходом Андрея
          • Dmitrii Oleinik
            13 марта 2021, 11:59
            trader_notes, может ты лудоман?
  • DEVON
    08 декабря 2020, 14:58
    Чистый доход за 2019 год 3 ляма. Очень рискованная инвестиция, но на 1% от депозита зайти можно. Если не улетят в зону penny stock, то уровень 12 $ будет очень привлекательным!
  • Обитатель матрицы
    18 апреля 2021, 07:16
    Для большого КПД в электродвигателе нужны очень маленькие зазоры между ротором и статором. А поскольку подшипники из адоптаниума промышленность еще не выпускает, то при маленьких зазорах электродвигатель будет разбивать сам себя на кочках, а при больших зазорах резко падает КПД. Поэтому «глупая» Тесла, как и все остальные производители ставят движки внутрь кузова, а вовсе не потому, что им еще пока не известна модная схема мотор-колеса.
  • cybertruck
    20 мая 2021, 09:58
    свалились акции нехило. держите еще?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн