Блог им. Division_by_zero

Что бы прикупить, часть 3 : почему надо покупать Теслу

Предыдущие статьи этого сериала
Часть 1: https://smart-lab.ru/blog/526088.php
Часть 2: https://smart-lab.ru/blog/527055.php

Что бы прикупить, часть 3 : почему надо покупать Теслу
На фото: запуск Falcon Heavy c Cape Canaveral около года назад, на котором мне посчастливилось побывать. Фото сделано моим сыном.

Этот пост будет не совсем типичным для Смартлаба
Более того, он будет нетипичным даже для меня.

Я попробую объяснить, почему, по-моему, надо покупать Теслу в качестве долгосрочной инвестиции
Сначала, будет немного матана, потом — философии, потом опять матана

Во-первых, я и считал, и считаю, что фундаментальный анализ — очень сложная и нетривиальная вещь.
Все, кто пытаются получить какую-то полезную информацию из всяких коэффициентов балансовой стоимости компании на акцию, или прибыли на акцию — наивные чудаки

Современный бухучет, используемый в расчете всех этих коэффициентов, имеет две фундаментальные проблемы:

  1. Балансовая стоимость компании никак не отображает ее интеллектуальную собственность. Да фиг с ней, с интеллектуальной собственностью — она даже стоимость недвижимости и средств производства не отображает. В GAAP нет требования mark-to-market для этих компонентов. Единственный момент, когда реально происходит то, что можно назвать  mark-to-market- это когда одна компания покупает другую. (и только для той, которую покупают, конечно). Почему — я объяснил здесь, 3 года назад
  2. Чистая прибыль компании считается по такой сложной формуле и может включать в себя такое количество не-денежных компонентов, что полагаться на это значение как показатель успешности компании могут только безнадежные простаки

Поэтому, чтобы реально оценить компанию с точки зрения фундаментального анализа — надо обладать несколькими финансовыми образованиями, опытом работы в аудите и M&A, и еще иметь кучу времени для deep dive в их финансовую отчетность. Информация-то там вся есть, но чтобы ее выудить, надо иметь кучу времени и опыта. Вы, скорее всего, этим критериям не соотвествуете. Так что, даже не пытайтесь.

Что может сделать своими слабыми силенками среднестатистический инвестор, спросите вы ? 

Он может — понять, как работает этот мир. Понять, как работает бизнес, как работают рынки капитала. Отбросить тот мусор, который сидит в голове у 90% людей, и наполнить его четким пониманием. Тогда пелена спадет с глаз, и вы начнете отличать говно от жемчуга. Вы начнете отличать фондовые рынки от игры в наперсток.  

Как это сделать? Прежде всего — много читать и учиться. Если вы технарь — попробуйте получить финансовое или бизнес- образование. Если вы наемный работник — попробуйте начать свой бизнес, пускай даже он потом прогорит.

 Теперь немного к вопросу — что читать? Конечно, не советские газеты.
Читать качественные новости рынков и качественную аналитику

 Когда основатели журнала «Wired» искали инвесторов и те их спросили, каким они хотят сделать свой новый проект, ответом было — журнал, который ты как будто сам себе отправил в сегодняшний день из будущего.

 Так, в общем, и получилось. Хотите узнать, что происходит в мире вообще, и в мире технологий в частности — читайте журнал Wired. На него, кстати, можно дешево подписаться через приложение Texture. Наряду с кучей других полезных изданий, типа Forbes, Fortune, the Atlantic.

 В предпоследнем номере Wired была опубликована крышесносная статья про Теслу — как там работают люди, как происходил запуск 3-й модели. 

https://www.wired.com/story/elon-musk-tesla-life-inside-gigafactory/

Статья непростая и к Маску некомплиментарная. 
Но что я понял из этой статьи — культура внутри компании, уровень концентрации на их задачах, таков, что у них нет и не будет конкурентов. Я не могу представить себе, чтобы сотрудники Форда, Тойоты или других их конкурентов, делающих электрические автомобили, согласились бы работать с таким уровнем стресса, по семь дней в неделю, в обстановке диктатуры Маска. 

Если только Маск не сойдет окончательно с ума и не съедет с катушек на фоне звездной болезни (а статья в Wired — заставляет об этом всерьез задуматься), то компания сделает с рынком автомобилей то же, что Эппл когда-то сделал с рынком мобильных телефонов.

 Я вот здесь когда-то написал длительный разбор Теслы по методу стратегического инвестирования. Все, что я написал в том посте почти три года назад — я по-прежнему считаю правильным.

Давайте теперь прибегнем к матану ненадолго, и попробуем оценить, насколько реалистичной является текущая стоимость компании.
Матан будет очень примитивным, ибо, как я уже написал выше, оценка компании с огромным количеством физических и неосязаемых активов, которая вдобавок вовлечена в гигантские каппроекты и подвержена сумасшедшей математике массового производства, только и возможна на таком примитивном уровне. 

Почему я написал 'сумашедшей математике'? Потому что при массовом производстве и неизбежно высоких фиксированных затратах ваша прибыльность определяется тремя факторами — размером этих самых fixed costs, contribution margin (иногда называется unit gross margin), которую вы зарабатываете на каждом авто, и объемом производства.  Одна и та же компания может быть безнадежно убыточной при производстве 100 тысяч авто в год, и очень прибыльной при производстве 300 тысяч .

Какой может быть contribution margin у Теслы ? 

Эппл, как известно, зарабатывает около 60% на каждом телефоне (это, опять-таки, имеется в виду — contribution margin)

Электромобиль — это, по сути, тот же телефон

Минимум механических компонентов, куча софта и большая батарея

Как известно, gross margin модели S — около 25%

Пусть модель 3 будет иметь меньшую gross margin в 15%, при соответствующем объеме производства

Допустим, Тесла будет производить миллион трешек в год, и продавать их за 35 штук. Это будет 5.25 миллиардов contribution margin

При их теперешней капитализации в 50 миллиардов — это коэффициент  в 10

Вы скажете — как Тесла будет делать миллион машин в год, если сейчас делает только 300 тысяч ?

Почему бы и нет ?

Они же смогли с 35 тысяч в год в 2014 вырасти  до 300 тысяч в 2018

Короче, все это-упрощенная математика, сделанная на коленке, которая мне доказывает лишь одно — несмотря на наличие охренительных рисков, текущая стоимость Теслы не является астрономической.
Разумеется, любые инвестированные в Теслу сейчас деньги могут быть стопроцентно потеряны, но, по-моему, баланс рисков на стороне долгосрочных инвесторов.
Я себе, пожалуй, немного прикуплю.

  • обсудить на форуме:
  • Tesla
★11
68 комментариев
если месячный ТФ глянуть… там пятой волны явно не хватает
avatar
Подозрительное молчание в комментариях. Видимо, точно, критика Теслы удалена из пригожинских методичек и отныне Маск Наш)
Дядя Ваня СпекулянтЪ, Маск не владеет Теслой. Он — наемный клоун, кривляющийся перед акционерами.

Нахер нам нужен наемный манагер? У нас таких навалом))
Сергей Симонов, Вам, конечно, лучше знать, но Яндекс считает что Маск самый крупный акционер Теслы)
yandex.ru/search/?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D1%82%20%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0&&lr=102557
Дядя Ваня СпекулянтЪ, :))) и зачем тупым хомячкам мешать покупать мусор?

аффтар рассуждает на уровне 7-го класса, а «математика на коленке» больше похожа на мечты о небесных кренделях.
он забыл сказать, сколько тесла УЖЕ стоит и сравнить это с НОРМАЛЬНЫМИ компаниями, которые имеют НОРМАЛЬНЫЕ заводы и выпускают  МИЛЛИОНЫ машин.
ну а влажные мечты маскодрочеров в итоге будут вознаграждены маржинколом, раз своего мозга нет, пусть читают вот такие вот эссе :)))
avatar
Petr S, Вы уверены что акции в Вашем портфеле не мусор?
Кстати, «НОРМАЛЬНАЯ компания» с «НОРМАЛЬНЫМИ заводами» это не повод для роста стоимости акций))
В странах, где правительство не платит за покупку автомобиля Тесла, автомобили Тесла нахер никому не нужны. Наглядный пример — Дания.

Стоит ли покупать акции Тесла?

Если акционеры Тесла смогут и дальше давить на правительства, то ДА. Если нет — то НЕТ.
Сергей Симонов, я живу как раз в такой стране, по имени Канада
она перестала платить скидки за покупку тесл летом прошлого года
И я, когда еду по хайвею на работу, могу часто видеть сразу три или четыре теслы в поле моего зрения, и часто это даже не третья модель, а S или X
электический автомобиль за 35 тысяч-это game changer
по итогам года тесла обгонит в штатах продажи авто тима третьей BMW или ауди
немецкие авто с двигателями внутреннего сгорания просто неконкурентоспособны
Они стоят больше, а динамика у них — значительно хуже
avatar
Сергей Симонов, тут проблемка еще — электромобилей все больше, ягуар, бмв, ауди, вольво — да все выходят осторожно на эту поляну.  тесле же придется сдохнуть под напором конкурентов с налаженными бизнес-процессами, сервисными центрами и нормальными заводами и обьемами производства
avatar
Petr S, у всех конкурентов при сопоставимом объеме будет гораздо более низкая contribution margin, по-моему
из за полного цикла производства, который использует Тесла, они же все батареи делают сами
avatar
Очень рискованное вложение. Кто покупает акции по такой высокой цене не понятно.

Все эти компании (типа юбер и похожих) вообще не могут столько стоить при классическом подходе.

Конечно, кто-то рискнет и купит биткоин за 100, а продаст за 20 000. Но я не пойму какой гешефт у теслы? При цене 900$ за акцию капитализация будет сумасшедшей. Не верю в такую цену ))) 
Сергей Кузнецов, определение «высокой цены» в студию пожалуйста, и если можно, с аргументацией и цифрами
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), ясное дело нет определение высокой цены )))

то что капитализация тесла превышает капу других авто гигантов с производством в десятки раз больше, говорит мне о том, что это как бы дорого )
Сергей Кузнецов, мне это ни о чем не говорит
в долгосрочной перспективе, выживают и приносят прибыль инвесторам компании с правильной стратегией и бизнес моделью
Капитализация Амазона, например, всю их историю превышала капитализацию более правильных компаний, которые продавали книжки через магазины, и т д и т п  
Вы хотите вернуться в прошлое и купить Амазон за 70 долларов 10 лет назад ? 
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), с аргументацией и цифрами как у вас),
компания теряет n-баксов на каждой произведенной ед.продукции, даже с учётом субсидий, т.е. она тупо не конкурентоспособная, а выживает за счёт хайпа и лично Маска, а ещё и веры в светлое будущее.
Правильная бизнес модель — это когда в пустыни толпа мексов под шатром пытается собирать в ручную на коленке тачку, ну да ручная работа поэтому и цена такая)), отсюда куча брака, а машинки не успевая съехать с «конвейера» отправляются обратно в сервис на доработку.
Такая ситуация была бы понятна если бы это был стартап, но стартапу уже больше 15 лет.
А так да, Маск красавчик и компания классная!)
avatar
Роман, модель массового производства предполагает, что прибыльность сильно зависит от объема

avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), но как из сотен компаний определить правильную???
Если бы было все просто, то все бы покупали амазон.
Сергей Кузнецов, так все и покупают!!!
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), по текущим ценам????
Я лучше ОФЗ куплю 12 летние
Сергей Кузнецов, как успехи с ОФЗ?
avatar
Гуру Хренов, офз подрасли. Но рост $ еле еле отбили)))
Сергей Кузнецов, просто забудьте об этом тикере… пока.)) Такое гавно только для фанатиков гавна…
avatar
КРЫС, я фанат маска, очень поддерживаю его амбиции и планы, смотрю его интервью.
Но мне 44 года, капитал ограничен относительно потребностей и размещать его в риске не готов (типа офз погасились — потратил, дивы пришшли — потратил) 
Сергей Кузнецов, гавном я называю текущие цены на акции Тесла.
avatar
КРЫС, А как вам Форд?
avatar
Igor_engineer, поинтересовался у своего управляющего на глобальных рынках. Своего мнения не имею… У него тоже нет своего мнения..)) Давно за ним не смотрели…
avatar
Igor_engineer, кстати, нашел много Теслы в портфеле у своего бывшего управляющего… Прямо интересно стало — почему он ее держит… Поинтересуюсь. Если интересно — доложу…
avatar
КРЫС, Тесла интересно, но это стартап, генерирующий одни убытки, на вновь приходящих кредитах держиться, у нее бешеные темпы роста выручки-может от этого и верит в нее народ и тарит? А Форд всё же прибыльный и див. доходность 7% — и че ж не растет?
avatar
Вопрос циклов роста… Сейчас это точно не машиностроение…
avatar
КРЫС, а что сейчас в фаворе?
avatar
Igor_engineer, технологичные акции сейчас тянут рынок… Индустриальные паравозиком прицепились
avatar
КРЫС, Ну а почему нет роста в автопроме ведь большую див.доходность можно рассматривать как альтернативу инструментам с фиксированной доходностью? Бонды сша и европы куда меньше сейчас дают, тот же даймлер 6%, бмв 5%, джиэм почти 5
avatar
Igor_engineer, если б все так было просто..)) Наш разговор можно сравнить с разговором двух папуасов, стоящих перед витриной с 300-ми сортами сыра… Можно, конечно, купить чедер. Но почему-то американцы берут сейчас пармезан -)  Можно сделать вид, что разбираешься во всех этих 300-х сортах. Но я лично делаю ставку на то, что торгуют американцы…
avatar
КРЫС, Я просто Форд продал и перезашёл в БМВ, просто судя по мультипликаторам бизнес у них лучше идёт, у них тоже просадка сильная и див. доходность высокая в евро. Форд на лоях за последние 10 лет… Хотя понятно, что одно дело бизнес, другое акции)))
Технологический сектор тоже ведь упал, вон микрон так и не восстановился, разве что эппл, интел
avatar
Igor_engineer, технологический сектор много шире… Не только микрон и интел… Игорь, ну а в автомобилестроении я точно вам ничего умного не подскажу..) Могу только пожелать удачи
avatar
КРЫС, да понятно, просто всё это рухнуло прошлым летом) а теперь ряд компаний отрастатет, а не как раньше почти всё широким фронтом
avatar
Igor_engineer, это я в курсе..)
avatar
КРЫС, Так а чем плоха Мордовия? Просто из-за низкого рейтинга акры?
avatar
Igor_engineer, как правило такие бумаги низколиквидные. Захотите выйти — получите большое проскальзывание… Пока бюджет РФ хороший — помогут Мордовии загаситься…
avatar
КРЫС, Я бы не назвал Мордву низколиквидной… может, конечно, вопрос сайза, в сравнении с рядом других не такая уж не ликвидная, но при этом доха чуть выше.
avatar
Igor_engineer, проверено годами… Самая высокая прибыль берется не с высокодоходных, а с высоколиквидных бумаг
avatar
КРЫС, Ликвидные — это ОФЗ. Я понял почему вам не нравиться Мордва-лидер по задолженности)))
А правильно я понимаю, что прежде чем что-то тарить надо обращать внимание на сектор полностью? ну тот же технологический или биотехи лидеры роста с начала года в сша.
avatar
Igor_engineer,  да уж -) швах у них с бюджетом..) Впрочем, повторюсь… Думаю, что при текущих ценах на нефть Минфин поддержит любой субфед и не допустит дефолта...
По второму вопросу… Уж не знаю ли — надо ли… Но мы обязательно обращаем внимание сначала на сектор — потом отбираем персоналии... 
avatar
КРЫС, на фин.визе нравится скринер, отлично показывает какие сектора в фаворе, но просто я не проф.участник рынка, и спрашиваю вас как проф.участника-просто интересно) Но я пытаясь анализировать то болото мракобесия не нахожу закономерности с макроэкономикой в этих движениях акций даже если брать широко сектором. Исключение разве что рост металлов и наших металлургов начиная с 14-ого
avatar
Igor_engineer,  и да, Микрон пока в зоне нашего внимания, если говорить про персоналии
avatar
кукла Александр, которая станет моим верным другом< отличные были истории!!! Кукла то поистрепалась небось? )
avatar
YuryDok, куклу пришлось выбросить, так как Александр выпилился со смартлаба (или был выпилен — тут немного непонятно)
avatar
Очереди на Модель 3 в Штатах нет, все кончилась очередь… Теслу поддержит спрос в европе где Модель 3 в некоторых странах уже вышла на первое место по продажам среди электричек.
С деньгами плохо, но китайцы дали поллярда.
На что то надо запускать Model Y, но по идее это самый жирный кусок рынка, среднеразмерный SUV и ценник не такой как у X забабаханный.

Вообщем интрига, вывернется Маск или нет…
avatar
Danilych, эта интрига тянется уже лет 5. и хоть пока ему удается находить лошков и впаривать свои бумажки — но пирамида имеет свойство падать, чтобы не кричали адепты этой пирамиды
avatar
" Современный бухучет, используемый в расчете всех этих коэффициентов, имеет две фундаментальные проблемы:...."
 Вот поэтому и нужно этим заниматься самому, изучать насколько это возможно принципы бухучета и выводы делать самостоятельно тожэ.
avatar
Vladimir T, а чем я тут занимаюсь, по-Вашему ?
все мои выводы — только самостоятельные
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), Таки уже купили акции Тесла?
avatar
Vladimir T, я купил акций 10 на пробу, как раз года три назад, когда написал первый пост про Теслу здесь. Пока в плюсе процентов на 50
avatar
То есть прибыль от вложений пойдёт через десять лет после того, как компания сначала увеличит производство в три раза.
Хм. Не сильно привлекательно.
Раз уж ты на коленке считаешь, то надо бы прикинуть сколько акция может стоить через 10 лет.
avatar
Kapeks, через 10 лет она будет стоить либо ноль, либо в 10 раз больше 
приблизительно с равной вероятностью
матожидание — выигрыш в пять раз !
или, если сложным процентом — 17.5 % в год
что-то немного получается... 
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), мне очень понравился ваш прогноз:

«через 10 лет она будет стоить либо ноль, либо в 10 раз больше 
приблизительно с равной вероятностью»

Это как встреча с динозавром — 50 на 50 )
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), 
17.5% годовых при 100% волатильности.
Хм… не айс. мягко говоря.
avatar
«TSLA — 2 года на боку»
avatar
Wasiliew Wasilij, от Юдашкина?)
Анализ проведен не полный. Вы смотрите на одну компанию и на возможность ее производства. Если бы все было так просто… А теперь включите голову и поймите, что есть еще спрос/рынок и он ограничен ценой (которая зависит от костов), а теперь еще добавьте конкурентов активно начинающих разрабатывать и выпускать дешевые аналоги, и премиум аналоги, откусывая эту долю рынка… и тут уже не все так радужно с вероятностью роста компании в этих условиях. А теперь добавьте долги компании и их обслуживание?:)) А теперь посмотрите сколько спецов у маска конкуренты схедхантили:))) И т.д.!!!
avatar

теги блога Гуру Хренов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн