Блог им. Division_by_zero

End game Теслы, или почему никто не понимает ее стоимость

End game Теслы, или почему никто не понимает ее стоимость

Предисловие.  Я на эту же тему 4 года назад написал пост, за который мне до сих пор не стыдно. В этой, немного переработанной версии, я хотел озвучить еще пару тезисов:

  1. Почему полная автономия убьет владение авто и авторынок в его текущем виде
  2. Почему для оценки Теслы единственный правильный рынок – это Transportation-as-a-Service (TAAS) и все оценки на основе продаж авто – это в принципе туфта для долгосрочной перспективы (хотя я не удержался и от этого и такую оценку тоже давал более года назад, когда рекомендовал покупку Теслы)

Во всех дискуссиях про Теслу, меня поражает неспособность многих комментаторов видеть дальше своего носа. 
Давайте зададим вопрос – какой “end game” (конечная цель) у Теслы, Uber-а, и всей этой волны транспортных стартапов ?

Многие ошибочно думают, что Uber конкурирует с рынком такси. И что Tesla конкурирует с другими автопроизводителями. Это не так.
И Uber, и Tesla работают на совершенно другом уровне.
Их «end game» – это кардинально поменять концепцию транспорта в Северной Америке, и в мире.
Они сделают это за счет оптимизации одного из самых неиспользуемых и дорогих активов в нашей жизни – личного автомобиля.

Посмотрите на свое авто. Для большинства людей – это самый дорогой актив после недвижимости. Автомобиль, по большому счету, и активом-то назвать нельзя, – это скорее пассив – быстро теряет стоимость и требует офигительных затрат на поддержание в рабочем состоянии.
Тем не менее, этот актив имеет потрясающе низкий коэффициент использования (utilization rate) – вы ездите на нем на работу пару часов, все остальное время он стоит и ничего не делает. Если вы ездите 2 часа из 24, utilization rate будет 8.3%

Продолжаем считать. Среднестатистическая американская семья имеет пару автомобилей. Допустим, они покупают эти авто за 35 тысяч каждый, и используют их по 5 лет, после чего продают за 15 тысяч и покупают новое авто. Получается, амортизация каждого авто в месяц составляет 333 доллара. Я думаю, что эта сумма недалека от реальности. При лизе автомобиля – эта сумма будет приблизительно такой же.

Продолжаем суммировать цифры.

  • 2 авто на семью за 333 доллара в месяц = $ 666 только затрат на владение
  • Плюс страховка на каждое авто допустим $150 в месяц = $300
  • Плюс, приняв за отправную точку, что каждый автомобиль проезжает в год допустим 15000 км, затраты на бензин будут около 125 на авто = 250 за две машины

Что имеем в сумме ? 
Средняя американская семья тратит на транспорт 666+300+250 = 1,216 долларов в месяц.
Накинем 86 долларов в месяц на ремонт, обслуживание, замену масла, резины и т д.

Получаем 1,300 В МЕСЯЦ.

Конечно, мои расчеты основывались только на здравом смысле и личном опыте, но я думаю, что результат не сильно отличается от реальности.

Вот за этим пирогом, 1300 долларов в месяц на домохозяйство, и охотятся транспортные стартапы из калифорнии.  
Какой здесь value proposition? Очень просто !
Вместо того, чтобы покупать 2 личных автомобиля на семью, и тратить 1,300 в месяц, вы будете тратить, допустим, половину этой суммы, $600 долларов, на подписку сервиса по вызову авто. В приложении типа uber вы будете вызывать автомобиль, который будет приезжать за пару минут и отвозить вас куда надо. Излишне говорить, что автомобиль будет автоматически управляемым (беспилотным), и работать на электричестве. Эта бизнес модель называется TaaS – transportation as a service.

Какой размер этого рынка? Давайте посчитаем. В одних штатах 124.6 миллионов домохозяйств. Допустим, половина из них перейдет на эту схему, перестанет покупать личные авто и будет платить 600 долл в месяц за подписку на сервис, описанный выше. Это будет вот такая сумма в год:

448,560,000,000

Четыресто сорок восемь миллиардов  с хвостиком в год. Только в Штатах. Допустим, что в Штатах – Тесла сможет окучить 20% этого рынка. Это, в продажах, 89,712,000,000. Допустим, Тесла будет получать 20% чистой прибыли от этих подписок – это будет 17,942,400,000 в год. Умножаем на консервативный коэффициент 20 – получаем market cap для этой компании где то в 360 миллиардов.

Текущая капитализация Теслы – 282 миллиарда, и ей еще конечно  как до луны (марса?) до внедрения этой описанной мной вверху бизнес модели.
НО.
Мой расчет предполагал что только 50% домохозяйств в штатах перейдут на владение авто по подписке, и что Тесле перепадет только 20% этого рынка. Он никак не учитывал другие страны и другие бизнесы Теслы, такие например как грузовые авто, и продажу авто наконец (всегда будут маньяки, которые захотят купить авто в личное пользование)

Итак выводы.

  • Полная автономия есть переход на TAAS. Единственное, что останавливает сейчас эту бизнес модель – это что авто после того как его использовал один клиент должно добраться до следующего клиента, быстро и дешево. Как только машинам разрешат передвигаться по дорогам общего назначения без водителей, эта проблема будет решена.
  • Вывод из предыдущего пункта – надо очень внимательно следить за прогрессом Теслы в области полной автономии. Это ключевой фактор в их прогрессе как бизнеса.
  • Тесла находится в уникальной ситуации производителя, у которого отсутствуют проблема продаж – им в принципе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО продавать свои автомобили.  При модели TaaS — все непроданные авто они будут прямо с конвеера гнать на “вольные хлеба”, то есть отправлять развозить людей в автоматическом режиме. При отсутствии проблемы продажи, в интересах Теслы сейчас как можно скорее наращивать производство до неба, чтобы задавить других автопроизводителей, пока они чухаются и жуют сопли.

 

  • обсудить на форуме:
  • Tesla
★14
Автопилот — сказка про белого бычка.
avatar

4kk

Это как первую ступень ракеты сожать да?
avatar

Zhasulan

4kk, если с дороги уберут водителей-людей, то это вполне реально!
Личное авто как элемент статуса для среднего класса считай уже мертв.

avatar

drow

drow, а личное авто  — как элемент гигиены?

Кто его знает, что тут могли делать предыдущие пассажиры беспилотного автомобиля? Пердеть в сиденья, курить-ширяться, мастурбировать… ну его на)(у%, такие сортиры-нужники на колёсах автомобили...
)))
avatar

AKC33

AKC33, вопрос лишь в цене
drow, только в нерезиновой, из разряда где наши прачечные зачем все покупают стиралки?
4kk, да лана
у мя авто так и ездит...
если есть разметка то только за руль держусь... 
глянь фольксваген пакет инновация
avatar

ves2010

если даже продавая авто они не могут делать прибыль как они её сделают  не продавая авто? хм
avatar

Tуземец

К минимум они будут сдавать в аренду аккумуляторы
avatar

Paulmarko

Paulmarko, именно деньги будут грести с подписки и доп. сервисов, будет аля гуглплей для авто, все только через теслу. зарядка от Теслы, коврики от Теслы, елочки от Теслы :)
avatar

drow

Paulmarko, даже белорусы уже сделали новый тип аккумов, которого нет у Теслы (об этом на днях сказал сам Лукашенко). А что сделают через год другой конкуренты помощней?
Об этом можно не думать (автору!), но тогда это не анализ для обоснования инвестиций, а набросок для Уэлса. Герберта.
avatar

VladMih

VladMih, на картошке?
avatar

Reanim

Reanim, это всё, что вы способны изречь?
Сидели б дома спокойно и молча — сошли б за умного.
avatar

VladMih

VladMih, мда, вижу интеллект у вас прям уж очень низкий, что юмор воспринимаете настолько серьезно)
еще и дизлайк поставил) чтоб почувствовать себя хоть чуточку важным) ну что сказать) молодец) продолжайте в том же духе) удачи)
avatar

Reanim

VladMih, посмотрел я ваш блог))) такая наркомания))) привет из будущего)) прогнозы у вас просто огонь))) даже если подбрасывать монетку и то лучше получатся прогнозы чем у вас) сидит еще что то кудахтает)) походу прогнозы не прут) заходит в комменты ищет себе жертв) сиди торговать лучше учись)

avatar

Reanim

Стоимость тут не при чем, она живет своей жизнью.
avatar

hestra

Меня всегда поражают такие рассказы, что будто другие  автопроизводители, инвесторы  и прочие заинтересованные лица  будут сидеть  молча  и смотреть как Тесла и Убер выживает их.  Пока реальный бизнес у них, а не у Теслы, там только голимые обещания. И у конкурентов есть достаточно ресурсов, чтобы перестроить модель в случае ее успеха.



avatar

LevNNN

LevNNN, в принципе они так и сидят, просирают полимеры потихоньку
Уже в 2019 году тесла продала больше авто в штатах, чем их главные конкуренты — премиальные седаны от Mercedes и BMW 
Посмотрите на график вот в этой статье
https://cleantechnica.com/2019/08/10/tesla-model-3-outsold-bmw-mercedes-audi-lexus-competitors-in-2nd-quarter-in-usa-by-a-landslide/
Андрей Л. (Гуру Хренов), вы вправе допустить, что они дебилы.
Если для вас это допущение будет основанием для инвестиций в Теслу на 50 лет, мне останется пожелать вам удачи в рулетке.
avatar

VladMih

VladMih, вы таки оспариваете факт, что Тесла отжала рынок премиальных авто в свою пользу от BMW и Mercedes в Штатах? Вам цифр мало? Вы в них не верите? С чего вы взяли что я считаю их дебилами? Нокиа и RIM — были сильно не дебилы когда iPhone появился, просто они не понимали что у них из под ног только что выдернули их рынок. С немецкими премиальными авто произошло то же самое. Невозможно с помощью ДВС конкурировать с автомобилем, который набирает от 0  до 100 кмч за 3.7 (как Макларен) и имеет линейную зарактеристику момента вращения
Андрей Л. (Гуру Хренов), ни о чём.
Сначала намекаете на то, что я оспариваю очевидное,
потом делаете вид, что не читали мой комментарий...

При том, что он простейший, на более сложный (для вас)
вы вообще предпочли не отвечать.
avatar

VladMih

VladMih, я могу здесь пространно изложить стратегическую и маркетинговую жопу, в которой оказались производители авто с ДВС и разложить по полочкам  стратегические преимущества теслы, которая без гирь на ногах в виде инвестиций в старые технологии и инфраструктуру, поддержку проданного автопарка, сети автодилеров и жадных профсоюзов сможет бежать вперед гораздо быстрее.
Если вы Нокия и только что вложились в кнопочные телефоны с новой операционкой Симбиан — очень тяжело все выбросить в окно и перейти на телефоны с touch screen после того, как появился айфон, не правда ли? Проще делать вид что все нештяк, докрутим что нибудь немного, стилус приделаем, игру тетрис добавим и обгоним и догоним этих выскочек из Эппла. Еще RIM был в это время (blackberry), и Motorolla, и Эрикссон телефоны тоже делал. Где они сейчас ?
В мерседесе и биэмве инженеры не дураки, но у них стратегически проигрышная позиция, из которой нет хорошего и дешевого выхода
Именно поэтому новые игроки с новой технологией всегда обыгрывают, потому что не тащат за собой технологического и ментального мусора
Андрей Л. (Гуру Хренов), если вы сами не понимаете, что всё это хрень, ничего не доказывающая, то я «пространно изложить» чтоб вы поняли не сумею.
Почему, например, Мелкомягкие до сих пор лидеры? Уж в этой сфере революций наделать было гораздо проще, чем в автомобилестроении.

Ваш пример с Эплом по-моему из той же серии, но вы взяли его почему-то в свои аргументы. Показываете тем самым, что просто подгоняете всё под свою веру.

Насчет новых игроков с новой технологией частично согласен, но я ведь тоже об этом выше написал (белорусские аккумуляторы) — новые могут ударить и по Тесле, по сути НЕ ИМЕЮЩЕЙ ничего революционного. А вы опять используете этот довод как доказательство в пользу Теслы.

В общем, ваш стакан наполовину переполнен.
avatar

VladMih

Андрей Л. (Гуру Хренов), вы всё в кучу сгребли. Отделите пожалуйства техническое устройство авто и бизнес-модель его использования.

Да, возможно эл-автомобили завоюют большую долю рынка. Да может даже 90%, а на 10% останутся любители винтажа. А когда придумают норм акб — даже я пересяду.

Но думаю вы в корне не верно пишите про бизнес-модель. Если действительно Тесла и Убер охотятся за 1333 доллрами, то они их не получат. Ибо их платит тот, кто может, а кто не может покупают дешевое авто и платит мало. Автомобиль — это как постель. Да, есть любители публичных пастелей, но в массе народ индивидуалист.

Скорее Тесла и Убер делают люкс-автобусы. Эта тема давняя, даже в метро Москвы обсуждались идеи люкс-вагонов. РЖД запустили люкс-поезда.
У люкс-автобусов узкая аудитория. По сути это новая услуга.

Напомню вам про прокат автомобилей. Несмотря на свою привлекательность, услуга мало востребована.
avatar

Andrey

Андрей Л. (Гуру Хренов), Мне кажется, что это просто  любовь американцев к  своему автопрому. Автопатриотизм своего рода. Был в США, видел много Шевроле, которые у нас  да и Европе  вообще популярностью не пользуются.
Кстати, в суммарном выражении Tesla все равно проигрывает второму — пятому месту. 
В США они конечно будут популярны — тут спору нет.  Их классический автопром  начисто проигрывает  немцам, японцам, да наверное уже и корейцам. Там конкурентное поле чистое.
avatar

LevNNN

LevNNN, Очень не просто научить машины ездить самостоятельно. Для этого как минимум нужно получить массив данных на которых обучать исскуственный интеллект. Сейчас это и происходит, все Теслы собирают инфо для обучения автопилота.  Другим автопроизводителям до этого как до луны пешком.
avatar

croc

croc,  «Другим автопроизводителям до этого как до луны пешком.» — голословное утверждение.  Ничего там сложного нет.  Это решаемая задача. 
Вопрос -  а  это надо?! Вы бы «отдались» автопилоту полностью?!  Я нет.  Я даже всякие детекторы сближения вырубаю, когда они в  машине они есть. 
avatar

LevNNN

 Я лично жду от Теслы другого, прорыва в хранении электроэнергии, как только пальчиковую батарейку можно будет зарядить на пару тыс. рублей, так у нас сразу появятся энерго-деньги. Те самые деньги у которых есть внутренняя стоимость.
avatar

drow

drow, я тоже это жду. когда ты сможешь приехать на работу и получить реальный актив за свой труд, который потом можно обменять на блага. и он не подвержен инфляции…
avatar

Paulmarko

drow, 
ак только пальчиковую батарейку можно будет зарядить на пару тыс. рублей, так у нас сразу появятся энерго-деньги.

Они же ручные электро-гранаты )
avatar

v_0ver

drow, походу многие этого ждут)
avatar

reglament

drow, золото эти функции имеет в куда лучшем формате, но им все равно ограниченно пользуются, поскольку есть траты на налоги, посредников и хранение.
avatar

Nickma

А вот все эти taas будут предоставлять следующие сервисы?
-выйти из супермаркета и через 1 минуту начать загружать в авто покупки (а не стоять под дождём тыкая в мобилу
-погрузить всякое барахло, поехать на пикник/рыбалку/к парку и ждать когда вы закончите чтобы отвезти назад
— иметь в себе детское кресло/холодильник с любимыми напитками/презервативы на всякий случай
— на ночь похранить у себя какие-то вещи, которые нужны будут завтра не дома
— … ещё миллион подобных ситуаций
avatar

VB.

VB., самая большая проблема — это пиковые нагрузки — на работу и с работы.
чтобы по подписке удовлетворить спрос придется также держать совершенно избыточный парк авто, которые точно так же практически не будут использоваться в рабочее время.
avatar

Ra Ga

VB., вот поэтому у амеров так и будет 2 машины ) одна что бы похранить шмотки и съездить в супермаркет, если доставка не устраивает и вторая по подписке доехать до офиса/в паб :)
А если грубо хз что будет но как вариант для многих подойдёт то что Андрей описал.
VB., модель покупок в супермаркете будет другой, вместо посещения будет доставка. Скорее развоз детей сложнее но с гибридным образованием и это решится, разное время, разные дни.
avatar

Дар Ветер

Согласен со взглядом автора на перспективы развития автопрома. Ну и представьте мир, где основной вид транспорта самоуправляемые боты. Они могут намного эффективнее использовать дорожную сеть. Кластеризоваться и тп.
avatar

юра

В Google считают, что толковый универсальный автопилот будет только через 20-30 лет.
avatar

MixStyleTrader

Сегодня это уже второй подобный анализ, основанный на фантазиях (мягко говоря — предположениях), не учитывающих массу других вещей.
В предыдущем топике, показывающем расчеты до 2030 года, я написал, что к тому времени может быть, к примеру, не только появление, но и внедрение новых источников энергии, которых у Теслы нет, но появятся у их конкурентов.
Да даже новый тип аккумулятора! И всё, пшик всем этим выкладкам.
И никаких 20% в омериге!

Да и опираться на автопилота, которого еще никто ниразу не видел в адекватном трезвом состоянии, это отдельная песня…
avatar

VladMih

Мне кажется в будущем никто в таких количествах ездить не будет
avatar

Антон Д

VladMih, я видел, под окнами от яндекса проезжает частенько
avatar

Михаил Titov

Не факт, что на этом рынке модели Taas получится вытеснить все остальные.
На рынке ПО её внедряют уже минимум лет 15 (для примера, Office 365 выпустили 10 лет назад) и все никак не выходит. Хотя этот рынок более приспособлен для этого, чем автомобильный.
Есть много примеров, когда такая модель бизнеса находила отклик только у корпоратов, а в частном секторе все происходило с точностью до наоборот.
avatar

kachanov

kachanov, этапы внедрения нового в западном мире:
— энтузиазм
— экономия
— налоги
— принуждение
avatar

drow

drow, я бы принуждение на первое место поставил и налоги к нему приплюсовал.
Не будь постоянного ужесточения экологических норм по потреблению топлива и выбросам, мы, возможно никогда бы не увидели дизельные движки на легковых автомобилях, а потом гибриды и теперь уже электромобили 
А так, электромобили уже проиграли однажды ДВС, и пока не видно за счет чего они собираются выиграть текущее сражение, если убрать фактор принуждения
avatar

kachanov

 А почему этот автоматически управляемый автомобиль будет именно электрическим?
avatar

ZLP

ZLP, вопрос, имеющий смысл, в принципе. 
как говорится — меньше не имело смысла. хотя самодвижущиеся авто с ДВС-почему бы и нет
ZLP, зарядка авто 100 квт аккум * 5 рублей квт = 500 рублей, 50 литров *45 рублей = 2250 рублей. Выбор очевиден.
avatar

Warren Warren

Warren Warren, с учётом того, что в цене углеоводородного топлива существенную часть составляют доходы бюджета, которые не будут потеряны при отказе потребителей от такого топлива (велика вероятность, что э/э для электромобилей обложат в этом случае доп налогами), вовсе не очевиден.
avatar

ИгорьК

Warren Warren, 
1. Цена электричества для населения дотируется. Как только спрос на электричество для электромобилей станет действительно массовым… вобщем понятно.
В Европе уже заправка электромобиля стоит дороже, чем дизелем на одинаковый пробег на одинаковых машинах. 
2. В цене топлива больше трети составляют акцизы. Если все пересядут на электро, все эти акцизы все равно будут взымать. только другим способом. например, по пробегу. 

Вобщем, экономия на э/э — чисто локальное (по времени) преимущество. Так то э/э стоит дороже ископаемого топлива. А если оно еще и всякое «зеленое», то разница будет даже не в разы, а на порядок.
avatar

gerupt

Есть мнение, что технологии Tesla будут лицензировать другие производители для того, чтобы не создавать колесо. Может получиться так, что 90% электромобилей в будущем будут иметь конфигурацию и ПО, лицензированное у Tesla и каждый автопроизводитель за каждый автомобиль будет отчислять Tesla роялти.
avatar

Auximen

Auximen, это вы про Nvidia говорите скорее всего. У Теслы все будет свое, и им нет смысла лицензировать их коркурентное преимущество.
Nvidia будет играть роль OEM — производителя для железа и софта, требуемого для автономии. Вот их анонс о партнерстве с Даймлером
https://blogs.nvidia.com/blog/2020/06/23/mercedes-benz-nvidia-software-defined-vehicles/
Тоже кстати супер-инвестиция, про которую я писал здесь три года назад
Андрей Л. (Гуру Хренов), нет, я говорю о Тесла. Компания легко может стать IBM или ARM для автопроизводителей всего мира и параллельно выпускать свои автомобили.
avatar

Auximen

Андрей Л. (Гуру Хренов), может смысла и нет, но в прошлом Маск совершенно бесплатно отдавал свои наработки в области батарей кажется
Идея понятная, но возможно из-за ковида, личное пространство кторое не нарушается и не используется другими будет цениться выше общественного.
avatar

Makc%

это всё очень блаародно конечно, но что делать в часы пик? чтоб всех отвезти утром на работу, а потом назад вечером домой, нужно столько же авто, сколько и сейчас, которые днём будут так же простаивать, как и сейчас. утилизейшн рейт будет такой же, а значит профита нет.
avatar

Kapeks

Kapeks, сделают скидку в 30% на каждого подобранного по пути пассажира
avatar

drow

drow, это уже автобус получается.
avatar

Kapeks

Kapeks, ага, автобус с проездным в 600 долларов
avatar

Ra Ga

Ra Ga, если едешь не один, то 150 :)
Kapeks, очень правильная мысль.
avatar

Григорий

Kapeks, было же приложение попутчик ))) в таком духе что-то легко организуется и наконец исчезнут пробки, потому-что 95% народу как последние чудаки прутся по одному!!!
avatar

Sagdeev

Вы новости вообще смотрите? В мире эпидемия ковидлы и ни о какой подписке на транспорт и убер уже не может быть и речи. Только свой личный автомобиль поможет людям выжить. И ни одна машина не может эксплуатироваться 24на7 хотя бы потому что надо мыть, заправлять и обслуживать. Покупая машину потребитель покупает пробег и часто ему все равно сколько часов в сутки он ездит, это удобство безопасность и количество км а никакой там не коэффициент времени. С детьми и детскими креслами никакая подписка на машину не имеет смысла так что все у кого есть дети будут вынуждены покупать авто в собственность, а это 99 процентов потребителей авто
avatar

Alexander B

Alexander B, сиденье трансформеры для детей дело не сложное. Уборка авто в сервисные часы спец. компаниями тоже не сложно, даже надежнее будет, так как проверять будут каждый день.
avatar

drow

drow, сразу понятно что детей у вас нет:)) какой еще трансформер? какая еще уборка? Вы двоих попробуйте без машину куда-либо отвезти когда нужно две коляски и два кресла. Я молчу про троих.
avatar

Alexander B

Такси быстрее и удобнее.
avatar

Eridanoy

Eridanoy, 7 км от Мкад и уже все преимущества такси и каршеринга полностью утрачиваются....
в крупных городах какой-то смысл это все имеет, но в своем сегменте потребителей.
автопилось, теслы — это все не для России ближайших десятилетий точно
avatar

Sergio Fedosoni

Массовый автомобиль не может быть дорогим.
Массовый автомобиль не может быть дотируемым. 
У частного владельца машина теряет 50% стоимости за 5 лет. В прокате теряет 75% стоимости за год. Выгоды для общества не вижу, имхо, все наоборот. 
avatar

SergeyJu

SergeyJu, ну вот новые «вечные» батареи придут на помощь )
SergeyJu, электромобили теряют в стоимости гораздо медленнее, и Тесла обещает батарею на 1000000 миль (не километров) уже очень скоро 
Тесла — вообще лидер рынка по обещаниям :-)
Андрей Л. (Гуру Хренов), Самсунг тоже обещал компактную вместительную батарею, только линейка Galaxy Note на этом в буквальном  смысле погорела.
avatar

Иванов

Столько споров. Когда изобрели колесо, наверное тоже все спорили, невозможно, не может быть, а оно катилось.)
avatar

ровный

Все это классно, только вся эта модель, вместе с математикой стоимости авто — откуда-то из параллелной вселенной. Все притянуто за уши, особенно стоит учесть что даже если часть того, что нафантазировал автор, начнет превращатся в реальность это займет многие годы, быстро такой рынок не сформируется. А 300 млрд тесла стоит уже сегодня. Пока стоит.
avatar

Bey

Bey, ещё нужно найти столько материала для батарей и прочего
avatar

ХренСгоры

Bey, согласен.
Автор всё досконально посчитал, амортизацию личного авто не забыл, но почему-то тактично обошёл вопрос амортизации TaaS авто. И если такое TaaS авто будет в эксплуатации круглые сутки, а не 2 часа из 24, то думаю экономика сильно поменяется.
И как быть со страхованием ответственности? ДТП с не дай бог смертельным исходом, отвечать будет кусок кода, ответственный за это, сириусли?
Интересно, сам ОП верит в это?
Пока не будет изменения законодательства относительно ответственности, не будет никакого TaaS, прекращайте бредить.
Таксисты во всём мире бастуют против модели работы Uber, вынуждая правительства ужесточать правила работы таких car sharing-ов, а тут бредни про «авто по вызову», которые домчат куда угодно за 600 долларов в мес паушально, ага. Вроде бы почему бы и не согласиться с тем, что мир шагнул в 21 век и такому анахронизму как сервис такси место в истории, но нет. Бастуют таксисты, не согласны они с таким «раскладом». Бастуют, вынуждая власти прислушиваться к своим требованиям. И медленная бюрократическая машина пока поддерживает такое несогласие, как бы некоторым не хотелось обратного. А про запрет на краткосрочную аренду, бьющий по сервисам вроде AirBnB забыли уже? Из той же ведь серии тоже. 
Многие пыль сдувают со своих «ласточек», выкатывая из гаража по праздникам, брезгуя всякими там Уберами. А тут некие дельцы предлагают идти дальше и довериться куску кода, непонятно кем написанным, непонятно как могущим повести себя в нестандартной ситуации на дороге. Беспилотный авто, где до тебя сегодня сидело в котором 60 человек.

Бред, до воплощения которого лет 20-30, а с бюрократией некоторых стран это вообще неосуществимо.
400 ярдов выручки, ржу нимагу 

avatar

vladdidaddi

vladdidaddi, через сколько лет встречаемся на том же месте ?
если вы прочитали то что я написал — у меня набежало 18 миллиардов выручки в год
«Новая парадигма» — раньше выкладывали график пузырей, где такое наименование было у высшей точки.


Вот не далее как два года назад был хайп биткоина, кругом были посты, объясняющие что скоро все банки закроются, все будет за биткоины, а у его стоимости не будет предела. Это была эйфория.

Но практика напарывается на 2 ключевых момента:
1. Конкуренция со стороны «консервативных» инструментов. Они без боя, как правило, не сдаются и совершенствуются в той или иной степени.
2. Конкуренция со стороны новичков. Всем почему-то кажется что Тесла должна стать единственной компанией, которая подомнет под себя весь рынок. Так же как казалось что Биткоин заменит собой все.

Я не отрицаю технологичность и возможности автопилота. Более того, убежден что можно хоть сейчас выпускать текущие автопилоты на дороги — хуже точно не будет. Они так только быстрее оттестируются. Но я не был бы столь оптимистичным по конкретным срокам изменения экономической модели перевозок и будущей роли Теслы в ней.

Тесла не будет одна на рынке самоуправляемых машин, тогда почему она должна быть дороже всех?
avatar

Danilych

Danilych, так она и не будет дороже всех, появятся другие игроки
только вот — где они?
Вы просто не видите, как Москве Яндекс тестирует беспилотные приусы во всю
Мама, я трейдер!, Я их уже года полтора наблюдаю на спортивной, интересно что они там натестировали за этот срок
avatar

reglament

ага, а биткоин заменит доллар и золото. Как только пузырь так сразу офигительные истории, одна интереснее другой)
avatar

TutProstoAdres

1)Точка зрения автора имеет право на жизнь.
2)В его расчетах компания занимает не весь рынок, а только 1/10, так что и конкурентам и классическим игрокам места найдутся.
3)Но таки да, в пузырях экономисты, аналитики ну и просто обыватели склонны видеть новые парадигмы, изменения законов по которым живёт экономика и прочих сдвигов тектонических плит мироздания. Об этом прекрасно написано в «The most important thing» Г. Маркса!
avatar

deecct

Почему взлетела Тесла?
Много фанатов «экотехнологий»;
Много фанатов Илона маска;,
Огромная финансовая поддержка в адрес Илона маска, как ещё одной яркой рекламы американской мечты;
Толпа горе шортистов.

Почему она упадет?
Она переоценена на данный момент, мыслить на долгосрок в такой общемировой ситуации мягко говоря неправильно, комплексно очень много всего происходит, не только коронавирус;
Конкуренция в «экотехнологиях» будет только нарастать;
Коррекция на рынках не за горами;
Фанаты Илона не вечны (пара неосторожных неугодных заявлений от Илона в твиттере и всех их сдует как ветром).

Вы все ещё участвуете в этом казино? Фиксируйтесь и не играйте с огнем. И не вздумайте шортить…
avatar

Pirat31

Теслу тогда надо рассматривать не как автопроизводителя, а как производителя программного обеспечения, причем единственного — автопилота
Двигатель, в данном случае, вторичен, можно хоть на самокат ПО автопилота поставить

Электричество, само по себе, не удобный способ хранения энергии, бензин налил в канистру и вот тебе запас хода на 200км. 20 литров бензина занимает очень немного места

мне думается, что электромобили, это некий промежуточный этап от бензина к чему-то более экологичному, но не менее удобному

 

avatar

iireg

iireg, электромобиль очень удобен для небольших городов и жителей пригородов. Где ежедневный прогон меньше 100 км и много владельцев собственных домов. Только эту нишу займет не тесла, а китайцы и корейцы.
avatar

SergeyJu

SergeyJu, я разницы не вижу. Что толкает самодвижущуюся тележку водителю, по большому счету, все равно. Ему важнее набор опций и комфорт

Если исключить вопрос экологии, который достаточно не прозрачен у Теслы, то никаких преимуществ я не вижу. Разгон за 3 секунды — развлечение на неделю. Какой смысл в этом, если впередиидущая машина разгоняется за 10-15 секунд, а максимальная скорость в городе ограничена 60 и вокруг камеры

Но, вкус устриц лучше обсуждать с теми, кто их ел. У меня нет электромобиля, так что я теоретик в этом вопросе
avatar

iireg

iireg, не все равно. Электродвигатель бесшумный, дешевый, надежный, акк можно заправлять дома, ночью, прямо из сети, когда сетевая нагрузка минимальна. Это намного выгоднее, чем бензин.  Только народный электромобиль  будет совсем не тесла. Вовсю продаются прообразы этого авто. От грузовых электротрициколов до гольфкаров. В итоге я вижу популярную электромашину похожей на гольф, только дешевле.
avatar

SergeyJu

SergeyJu, на следующей неделе VW стартует продажи ID3. Базовая цена с учётом экологического бонуса — 30к евро.
avatar

Lev

Lev, все равно пока еще дорого. Когда без бонуса станет вдвое дешевле, тогда начнутся массовые недотируемые продажи. Думаю, что и тесла и европейские компании сольют эту тему корейцам-китайцам вчистую. 
avatar

SergeyJu

iireg, 

>Электричество, само по себе, не удобный способ хранения энергии

Да ну? :)


avatar

Иванов

Кто мешает автопилот поставить на бензиновые машины? Религия?
avatar

Nicker

 Не знаю насчет США, но в России большинство авто используют не только для поездок на работу. Для поездок на природу или прочих нерабочих ситуаций комфортно иметь свое авто, независящее от других. Так что Тесла в идеале конкурирует только со второй машиной в семье и сервисами такси. 
avatar

Nickma

Nickma, причем в очень узком классе машин городских, дорогих и быстрых. 
avatar

SergeyJu

гладко было на бумаге да забыли про овраги...

нужно как минимум 5G для всего этого — а тут мы партизаны их как раз и валим чтобы короновирус не распространяли, а уж автогиганты нас если что прикроют
мудрый инвестор, Да! 
5g-другой важный компонент этого рецепта
Все очень интересно до фразы
«В одних штатах 124.6 миллионов домохозяйств. Допустим, половина из них перейдет на эту схему...»
Мне странно представить, как я, живя в Теннесси, Техасе или в Вермонте перейду на подобный сервис. В таких районах с низкой плотностью населения и, скажем так, местами весьма проселочными дорогами, подобный сервис будет просто невозможен.
И вот, при всей малонаселенности, в таких условиях живет до 15% населения. Я не про 15%, живущих вне мегаполисов, а именно про 15% тех, кто живет в жопе мира (как я), т.е. в лесу.
Та же ситуация — с жителями мегаполисов, которым проще пользоваться подземкой или такси (вопрос временной парковки в даунтауне для машины на автопилоте там — имхо мегаутопия)
Получается, что при самом благоприятном стечении обстоятельств реальными потенциальными клиентами смогут быть не 50%, а 15-20% от населения.

avatar

Сергей

Сергей, подобный сервис еще как будет возможен, с небольшими модификациями
Ваш сосед купит теслу в личное пользование и нажмет там в софте галочку «разрешить использование в аренду» 
И когда вы, прельстившись экономией 600 долл в месяц, откажетесь от второго авто, и оно срочно понадобится, вы будете вызывать его через приложение от Теслы, и авто будет приезжать от дома вашего соседа за 5 мин. Вы будете платить за это… э например 15 долл в час, из которых половина будет идти тесле, а половина — вашему соседу. Это решит кучу проблем, потому что ваш сосед сможет подзаработать, и вам не в лом будет заплатить 60 долл за полдня пользования авто, потому что это в стопицот раз лучше, чем затраты на владение 2-м автомобилем, которое используется 1% времени, а все остальное время стоит на драйвее. Если это позволит вам съэкономить 600 долл в месяц, то в Теннеси — это большие деньги. Это может в Калифорнии 600 долл хватит только на два похода в ресторан и косяк из легальной там марихуаны, а деревенская америка — место скажем так небогатое, и там денег лишних нет и человек с 600 долл в кармане — первый жених на деревне.

Андрей Л. (Гуру Хренов), не в случае с теслой. Нам важно выехать в любой момент и 2 машины нужны именно чтобы выехать точно :) (ну вот в моем случае, когда семья айтишников ездят раз в неделю и в мирное-то время в молл)  Т.е. вторая машина запасная стоит. И мой сосед не купит теслу — она глючная. А если купит, то в качестве любимой игрушки, как в глубинке РФ покупают айфоны и дышат на них в восторге :) Я не про условную теслу, а про конкретную теслу.

Если (если!) тесла станет надежной и комфортной и с понятным обычному человеку алгоритмом — тогда другое дело, но это дело не одного года. А за это время азияты/немцы новую электро Джетту придумают

avatar

Сергей

Статья очень понравилась. Началось все с «другие не могут увидеть дальше собственного носа». Ну что же, возможно часть инвесторов и оперирует поверхностными умозрительными заключениями. Слава богу-доллару, тут, видимо другая история...

И только я успокоился, как понеслась моча монета по трубам:

— «Допустим» домохозяйство будет тратить 600 долл на Теслу-сервис в мес, чтобы сэкономить остальные 600. Те Тесла будет получать выручки в 2 раза меньше, чем на продаже авто? Или подписка будет отбивать и снижение цен и оставлять в плюсе? Это умозрительно или есть какие-то расчеты?

— 124 млн домохозяйств. У всех есть мин 1 авто? Сколько из них проживают с местности, где из-за естественных причин не может быть подписки в ожидаемом будущем (холодный климат, низкая плотность населения). Или вы экстраполировали все домохозяйства на плотность населения NY? 

— У вас семь «допустим» в рассказе. Это претендует на «видение дальше собственного носа»?

— Тут еще должно было быть три ошибки в допущениях, просто лень стало писать.

Короче, хочешь узнать что человек думает на самом — пусть покажет свой портфель. У вас как давно TSLA? Дата входа, процент от депо, текущая бумажная доходность и планируемая дата / условия выхода?
Вот то-то и оно)
avatar

ruru42

ruru42, у  меня всего 25 акций, купленных в диапазоне цены 200-250 долл даже не помню сколько лет назад
Никаких условий выхода нет, кроме того что когда Тесла вырастет до 10,000 -  продать 5 акций и купить себе Model Y
Андрей Л. (Гуру Хренов), Спасибо за ответ. А когда, примерно, по вашему мнению, это должно случиться? Примерный год?
avatar

ruru42

ruru42, через 5-7 лет. можем здесь встретиться когда это произойдет. я фотку пришлю, себя в машине. Хотя, к тому времени уже cybertruck будет в продаже, может, вот его и куплю
Андрей Л. (Гуру Хренов), хорошо. Ставлю 10 долларов что TSLA не будет стоить через 7 лет 10 000 сегодняшних долларов (с поправкой на инфляцию через 7 лет). Можете отправить в личку свой мейл — сделаю пометку в гугл-календаре с уведомлением.
avatar

ruru42

ruru42, если вы хотите с поправкой на инфляцию — тогда давайте хотя бы договоримся о проценте инфляции на этом берегу.
и потом — почему такие нищебродские ставки в 10 долларов? Я через 7 лет за 10 долларов даже ароматизатор воздуха системы «елочка» в свой сайбер-трак купить не смогу
Андрей Л. (Гуру Хренов), 
— «я хочу с поправкой на инфляцию». Что значит я хочу? Это вполне резонный фактор. Вы же прогнозируете РОСТ курса TSLA а не обесценивание доллара. Ведь так?))

— Об инфляции не надо договариваться — она произойдет и её значения будут опубликованы. Или еще тут «гадать», те спрогнозировать хотите? 

— «Нищебродские». Это не аргумент, а, скорее манипуляция. Кесарю — кесарево. 
avatar

ruru42

ruru42, тогда укажите источник статистики по инфляции
я предлагаю CPI на основе Bureau of labor statistics, который является официальным индикатором для США, и в годовом исчислении показан здесь например. Мы же о долларовой цене акций Теслы говорим, да ?
https://www.usinflationcalculator.com/inflation/current-inflation-rates/
И опять таки — что так мало, только 10 долл ?
Давайте хотя бы 500?
Перечисляем сегодня же, оба,  по 500 долларов Тимофею как независимому арбитру этого спора, и он через 7 лет отдает 1000 тому кто выиграл. Если вы уверены в своей правоте, то для вас это 100% возврат за 7 лет, или 12% годовых сложным процентом, в долларах — классная инвестиция
Андрей Л. (Гуру Хренов), 

— Хорошо, бюро труда устраивает.
— Мало. Почему не 50 000? Идея была в быстром и простом пари. Большой номинал — значит нужна третейская сторона (-время, -комиссия). 
Малый номинал можно было бы проигнорировать в том случае, если ваше время стоит намного дороже и вы считаете участие пари как часть своей проф. деятельности. Но поскольку времени на заключение пари, подведение итогов и выплату победителю уйдет УЖЕ меньше чем наша с вами переписка, переливающая по этому аспекту из пустого в порожнее. Те 10 USD — вполне себе ваша (как, впрочем, и моя) цена.
avatar

ruru42

Даже если всё это и случится (что вообще не факт), то это будет ещё нескоро. А стоит компания дохрена уже сейчас (а вот это уже факт).

Не говоря уже о том, что автопилоты щас все кому не лень разрабатывают, как и электромобили. 

Я бы скорее поверил, что рынок электротачек останется за азиатами чем за евпроейцами или американцами. 

avatar

Manifestum

Утилизация авто по времени должна учитывать техресурс авто. Если реально вы катаетесь на работу и раз в нод или два меняете тачку с 50к км пробега, аргумент реальный. Но если вы ездите пять семь лет и сбрасываете авто с пробегом в 300-400к то вы ресурс вырабаиываете практически полностью, и это при аккуратном хозяине без аварий. В данном случае загрузка в часах в день это пустое. Я лично во втором лагере. Деньги считать умею.
avatar

Дар Ветер

Анрил,  — топикстартер изначально пишет про «Среднестатистическую американскую семью», а комментирующий его коллега @drow, про авто для среднего класса — причём здесь «нищеброды и элита»?
(Н) — Невнимательность…
avatar

AKC33

Анрил, всё перечисленное вами не индивидуализируется. пример неудачный. А фастфуд вообще антипример, так как там даже посуда не общая, а индивидуальная.
avatar

Andrey

Интересно, почему все строят прогнозы исходя из вечного экономического роста. А если он остановится лет на 10-20-30 и т.д. Или будет длительная глубокая коррекция? Что будет со всем этими убыточным г-ном?
avatar

Евгений_З

Евгений_З, я собственно и не говорил о вечном экономическом росте
рынок taas — это фазовый переход, его рост обусловлен сменой парадигмы, а не экономическим ростом
Вобщем, выше уже ответили. Автор сделал выводы, опираясь на кучу допущений и на нереальный цифры. 
avatar

gerupt

1) По подписке аренда авто от дилера и у Хундая есть и даже уже сейчас в РФ — при чём тут Тесла?
2) Автопилот — это не только и не столько про Теслу. Тут хватает сильных игроков, ещё ничего не решено, но почему же тогда нет такой космической капитализации в ожидании, что, скажем, проект автопилота от Яндекса выстрелит?
3) Тесла — это типичный cult stock, их сметают хомяки очень далёкие от бирж, просто в угаре любви к своему идолу Маску.

По этому поводу неплохо высказался Баффет, что не стал бы их ни покупать, ни шортить — а ведь этот человек считает лучшей компанией Apple, то есть вроде бы на той же стороне должен быть, но у Apple есть непреодолимый для конкурентов ров под названием iOS, а Тесла постепенно теряет набранный за прошлые годы отрыв и ничего непреодолимого у неё нет и не ожидается.
avatar

Сама Суть

Описанная модель подходит больше Уберу, чем Тесла.
avatar

baltic13

Из последнего вывода можно сделать ещё один вывод. Количество ТС на «вольных хлебах» потребуется в разы меньше, чем парк личного транспорта. А значит, что не могут тесла бесконечно клепать машины, даже с учётом износа текущих.

Есть ещё одно допущение, которое якобы обосновывается экономией — человеку якобы выгоднее не иметь личного ТС, а передвигаться на общественном. Так сейчас уже эти люди есть — они ездят на такси и общественном транспорте. И не факт, что они бы не купили ТС, будь у них на это деньги.

Ну и зачем вообще полагаться на то, что ещё не случилось. Пророков мало, а мечтателей куча. Мечтатели и повторюши за мечтателями как раз и загнали акции Теслы в небеса. На текущий момент существует достаточно легковых автомобилей более эффективных с точки зрения затрат денег и времени. И именно это показатель того, что цены на акции СЕЙЧАС завышены. Вот когда сделают, когда все на это сядут, тогда это и будет оправдано. Но для НЕРИСКОВОГО покупателя акций сейчас цены на акции Тесла завышены.

Слышал мнение: Тесла да, вполне будут первыми кто выйдет на этот рынок, и, в принципе, электромобили выведедет в топ, но машину лучше сделает какой-нибудь немец, который это 100 лет делает: мелочи, детали, из-за которых их предпочитают другим авто. Если они станут активно делать электромобили, думаю Тесле будет нелегко.
avatar

tyichick


теги блога Андрей Л. (Гуру Хренов)

....все тэги



2010-2020
UPDONW