Блог им. vds1234

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит


Добрый день, друзья!

Со 2 июля (то есть с завтрашнего дня) на Московской бирже начнут торговаться глобальные депозитарные расписки (GDR) Mail.ru Group (тикер – MAIL).

По этому поводу во многих биржевых информационных каналах наблюдается настоящий ажиотаж. Аналитики дружно повторяют, что у Mail.ru Group отличные сервисы (ВКонтакте, Одноклассники, Delivery Club, Ситимобил, Юла, Warface и др.), замечательный состав акционеров (Мегафон, Сбербанк, Ростех, Alibaba, Tencent и др.) и превосходные финансовые показатели (рост выручки за 2019 год составил 46%).

 

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

На фоне этого хайпа действительно начинаешь верить, что наконец-то на российском фондовом рынке появился «второй Яндекс». И поскольку котировки Яндекса всегда растут, то рука тянется нажать завтра кнопку «buy» в торговом терминале.

Однако, давайте отбросим эмоции и попытаемся провести анализ основных финансовых показателей Mail.ru Group (отчетность за 2019 г. по МСФО можно посмотреть здесь).

В первом приближении результаты за 2019 г. выглядят неплохо: выручка по сравнению с прошлым годом выросла с 66,1 до 96,2 млрд руб., то есть почти на 46%.

Чистая прибыль за год составила 18,9 млрд. руб. (при убытке 8 млрд. руб. годом ранее). Рентабельность продаж – без малого 20% (Яндекс со своими жалкими 6% просто отдыхает). Рост EBITDA с 3,6 до 28,1 млрд. руб., то есть почти в 8 раз!

Однако, более детальное изучение годового отчета позволяет обнаружить весьма любопытные факты.

Во-первых, ошеломительный рост продаж является результатом изменений в методике признания выручки компании. В реальности дела обстоят не столь радужно. Так на странице 29 годового отчёта мы находим следующую табличку:

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

Реальный рост выручки Mail.ru Group в 2019 г. составил лишь 22%, что уже не так сильно впечатляет (у Яндекса – 37%).

Во-вторых, вся чистая прибыль сформировалась во втором полугодии 2019 г. До этого, в 2018-2019 гг. компания была убыточна.

Дальше – больше. Выясняется, что львиная доля прибыли второго полугодия образована за счёт статьи «Gain on joint ventures formation» (Прибыль от создания совместных предприятий со Сбербанком и Alibaba) в сумме 15,9 млрд. руб. Иными словами – это «бумажная» прибыль от переоценки активов, которая, к тому же, носит разовый характер.

Таким образом, компания как была убыточной, так и осталась.

Подтверждением этого вывода может служить отчетность за 1 квартал 2020 г. (см. здесь): рост выручки с сравнении с АППГ лишь на 23%, а также огроменный убыток в 9 млрд. за квартал. Чтобы завершить картину финансового состояния Mail.ru Group отмечу, что коэффициент текущей ликвидности на конец первого квартала составил лишь 0,6х (у Яндекса – 2,6х).

Теперь становится понятно, почему котировки акций Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже падают с 2018 г., потеряв за последний год около 11%.

 Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

Котировки эмитента оживились в последние дни, когда стало окончательно известно о выходе компании на МосБиржу. В то же время, этот рост не подтверждается фундаментальными новостями и, скорее всего, носит краткосрочный характер.

Можно было бы предполагать, что финансовые результаты Mail.ru Group улучшатся в условиях пандемии. В то же время, малый бизнес, являющийся основным рекламодателем в социальных сетях эмитента, очень сильно пострадал от карантина. В результате, под влиянием COVID-19 группа отозвала свои прогнозы по выручке и прибыли на 2020 г.

 

Резюме

По финансовым показателям Mail.ru Group на «второй Яндекс» явно не тянет. Поэтому перед тем, как завтра нажимать кнопку «buy» в торговом терминале, ответьте себе на вопрос: готовы ли Вы купить акции убыточной компании?

P. S. В моём сообществе ВКонтакте представлен более подробный анализ эмитента

  • обсудить на форуме:
  • ВК | VK
★3
45 комментариев
Не готов покупать убыточные акции. Я ж не американец покупать убыточные акции.
avatar
Игрь, согласен с Вами. Поэтому раньше, чем компания опубликует отчет за первое полугодие — покупать не буду. 
Воронов Дмитрий, в нормальных странах кремлевские вконтакте запрещены.
avatar
Lgner, согласен, это ещё один неблагоприятный фактор для котировок Mail.ru Group.
Воронов Дмитрий, на Хабре в октябре 2019 года была знатная истерика.
Визжали и скакали от радости.

Процитировать хомячков?

Теперь Яндекс в два раза вырос, а где эти хабровские хомячки?
Язычки в попку засунули и резко замолчали.
avatar
Процитировать хомячков?

Lgner, очень интересно.
Воронов Дмитрий, Хабр, октябрь 2019, почитайте.
Столько истерики было — Рашка фсе, скоро Яндексу фсе...

Прошло полгода. И что?
avatar
Lgner, ну так Яндекс и Мэйл.ру — это две большие разницы. В статье я именно об этом и рассуждаю.
Воронов Дмитрий, ну не знаю… я просто читал истерику на Хабре, что скоро Яндексу фсе — там знатные визги были — что вмешалось правительство, что скоро Рашке все, бакс по двести.

Потом купил немножко… жалко что продал, надо было до сих пор держать.
avatar
Lgner, да Яндекс хорошо вырос в последнее время.
Воронов Дмитрий, я купил акции Яндекс в октябре, на истерике Хабрахабр, продал зимой.
Сейчас Яндекс вырос в два раза.
Заработал процентов 35, с учетом налогов.
Блин так обидно, зачем продавал?

Сижу, жду, может еще раз?
avatar
Lgner, вполне. Ещё раз заработаете.

Я начинал покупать Яндекс ещё по 1000-1200 (начало 2016 года). С тех пор только докупаюсь (не считая паузы марта 2020 г.). Если выйдет хорошая отчетность за первое полугодие — снова докуплюсь.   
Воронов Дмитрий, бгггг… проблема в том, что я ни разу не спекулянт.
Просто купил на истерике, продал зимой, а сейчас — боязно :))

да и выиграл-то сколько — тысяч 7-8 кажется, лень даже в отчеты заглядывать, просто сам факт приятен

Просто на РОВНОМ месте ничего не делая получил 8 тысяч, ага.
Просто привет Хабру.
Второй раз — я не уверен.
avatar
Lgner, я тоже не спекулянт. Поэтому и не сомневаюсь в дальнейшем росте Яндекса. 
Воронов Дмитрий, не, ссыкотно )))
вот осенью опять пойдет новость какая-нибудь — тогда закуплюсь.
Может быть.
А так — нет. Сами, сами ))))

Я по облигациям.
avatar
Один из основных бизнесов мейла — игрушки в разных форматах. За карантин скорее всего выстрелили. Но покупать фишки в казино не хочу, ибо определенности нет.
Принцип Парето, согласен.
Это сродни вопросу — а зачем покупать Полиметалл, если есть Полюс.
Хотя всё равно присматриваться к покупкам не ранее чем сдуют памп, т.е. от 19$
avatar
phan, и Полюс и Полиметалл — прибыльные компании с хорошей динамикой выручки. А вот Мэйл.ру и Яндекс совсем разные по этим индикаторам.
Воронов Дмитрий, Это всё понятно. Давайте другой тогда пример — яху и гугл. На горизонте 2012-2018 котировки показывали приблизительно схожую динамику, хотя да логичнее покупать лидера и в моём портфеле есть яндекс, а с мылом решу потом, и опять же надо дождаться нового отчёта. Всё таки точки роста там тоже есть. 

avatar
phan, очень хороший пример с гуглом и яху. И какая разная судьба у этих компаний. Он показывает, что далеко не все IT-компании ждёт светлое будущее. 

Что касается Mail.ru Group, то, безусловно, компания в перспективе представляет высокий интерес и поэтому я уже давно за ней наблюдаю. Но для покупки она должна научиться стабильно генерировать прибыль.
Воронов Дмитрий, Я к чему привёл изначально пример с полиметаллом. При всех преимуществах Полюса, за последний год динамика была лучше у полиметалла. Сперва я не понимал, потом до меня дошло что я не то сравниваю: при росте цены золота нужно смотреть не абсолютную цену, а увеличение маржинальности в %, и для более дорогой добычи полиметалла изменение цены золота более существенно влияет на маржинальность. В том числе и падать он будет гораздо быстрее.
Т.е. если появится новая высоко маржинальная технология и для яндекса и для мыла, то второму будет сильно лучше
avatar
phan, да, я понимаю, о чем Вы говорите. Этот экономический эффект называют операционным рычагом. Полагаю, что с точки зрения краткосрочного движения котировок его можно учитывать.

А вот если мы говорим про долгосрочную инвестиционную перспективу — то хорошие финансовые показатели — важнее.
Яндекс стрегёт деньги рекламодателей через РСЯ, яндекс.директ, которые сливают туда деньги как в сельский сортир.
А у мейла нет такого источника, остаётся обдирать детей, пенсионеров и играманов
avatar
Руслан, вероятно поэтому Мэйл и убыточен, что не построил необходимые денежные потоки. 
Вопрос. А яндекс это вообще что?

Поисковик? Так думают многие. Но много ли вы можете найти через этот самый поисковик?

Все резултаты — это вывод тематических сайтов-агрегаторов. И вот на этих сайтах вы и ищите.
По сути Яндекс из поисковика превратился в каталог платных рекламных объявлений и ооочень маленький каталог сайтов (на которых крутится реклама яндекса).
К сожалению гугл как поисковик сдулся ещё раньше.

Лично я жду возвращения каталога Рамблера или аппорта и исход из поисковика яндекса/гугла.

И если mail.ru возьмётся возродить нормальный каталог, то шанты у них есть. А так это просто перегонка трафика под рекламу того же яндекса (завтра заплатит за клик гугл больше, реклама сменится на гуглёвую за 1 день)
avatar
Andrey, Раньше было лучше. Раньше было лучше. Раньше было лучше. Во, теперь ништяк. 
avatar
phan, наверное да, 95% населения удовлетворены википедией и яндексмаркетом.
avatar
Andrey, К сожалению именно так, и 95% платёжеспособных клиентов, будут вести себя так и дальше.
avatar
Andrey, дельные рассуждения. А если ещё добавить, что Яндекс не платит дивиденды, то компания вообще превращается в химеру. 

И всё-таки Яндекс хорош.  
от мэйла один браузер «Амиго» чего стоитотстойная шляпа
Андрей Апанасенко, есть такое
ненене, маил ру — это хуже чем ВТБ, к кому костлявая рука мыла прикасается, никогда не возрождается…
Просто Егор, 
Отличная статья!
Владимир Литвинов, очень лестно получать высокую оценку от Вас. 
Одноклассники как купили, так вообще на него болт положили. Оттуда уже все сбежали. Похоже Mail.ru это второй втб, скупающий сервисы и делающие их унылыми.
avatar
Oleg, верно, одноклассники сейчас представляют унылое зрелище.
Воронов Дмитрий, если лично вы не пользуетесь сервисом, то это не значит, что им не пользуются другие. Да, аудитория вк больше в 2 раза, но там основная масса — это школьники, которым интернет оплачивают родители, а пользователи ок — это как раз те, кому не надо перемен, им вк не нравится, у них стабильная пенсия и они с радостью платят за оки. Я, конечно, немного перегнул, но думаю, что смысл ясен.
avatar
Oleg, Я вообще не пойму их стратегию. Гугл/яндекс тупиковые ветки софта отключают. А мейл зачем-то за них за всех держится. Вот зачем ему три! соц.сети одновременно — что мешает объявить полгода/год на переход и слить все базы/соц.контакты в одну сеть. 
Ту же аську ну купили, ну перетянули себе пользователей, но что ж вы до сих пор не убили её нафиг — зачем на неё ресурсы тратить?
avatar
тем не менее уже вырос на 10%
avatar
Camphora, верно, для этого и нагнетался ажиотаж, чтобы хорошо зайти. Очень интересно, насколько дней хватит этого хайпа. 
А я вот верю в Mail.Ru именно как в конкурент Яндекса. Mail.Ru принадлежит социальная сеть ВКОНТАКТЕ, а это — крупнейший генератор трафика в Рунете, Mail.Ru первым запустил облачную платформу Mail.Ru Cloud Solutions, а это — российский аналог Amazon AWS, Yandex аналог выпустил только двумя гадами позднее, плюс ещё игры, получается что Mail.Ru производит именно IT-продукты, в то время как Яндекс больше производит рекламу. а то, что они убыточны, так потому что растут, для того IPO и проводятся, чтобы инвесторов привлечь, сейчас на деньги инвесторов расширятся. а через год-два выйдут в плюс, так что покупайте акции Mail.Ru сейчас, через 2 года они 200% доходность дадут.
Сергей Торопчин, будем надеяться, что так и будет.
Всё таки Мейл это и не рандолий, он своим блеском олицетворяет некую потенциальную перспективу, а наращивание прибыли из года в год демонстрирует, что рано или поздно они таки выйдут в безубыток + насколько я читал, у них много контрактов государственных, например разработки автоматизации для Россетей.

теги блога Воронов Дмитрий

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн