Блог им. 110km

НЕДВИГА

Попалась на глаза статейка http://bit.ly/2Cx4J6Lо том, что ЦБ увидел признаки пузыря на рынке ипотеки в РФ. Хотя я и не являюсь специалистом на этом рынке, но по ощущениям именно так дела и обстоят. С кем не поговоришь среди директоров и владельцев разных бизнесов, почти у всех большинство сотрудников по уши сидят в ипотечном кредите. Сложно сказать, почему так происходит. Видимо, народ напугали постоянными разговорами об отмене или запрете доллара, об изъятии или замораживании вкладов. Периодически появляется информация о том, что деньги пропали из банковской ячейки и т.д. И в таких условиях люди выбирают недвижимость, пускай и в кредит.

С одной стороны, это хорошо, когда люди берут ипотечные кредиты, тем самым оживляя ситуацию в экономике страны. Но с другой стороны, к чему приведет избыточная долговая нагрузка граждан, когда наступит очередной экономический кризис в мире и соответственно в РФ? Ведь, если в развитых странах во время кризиса центральный банк ставку понижает и граждане получают возможность рефинансировать свой кредит на более выгодных условиях, то у нас же происходит всё с точностью до наоборот. ЦБ РФ уже повышает ставку и скорее всего продолжит это делать в 2019 году. Что будет, когда большинство населения просто физически не сможет выплачивать ежемесячные взносы по ипотеке? Будут отнимать у всех квартиры? Это может привести к социальному бунту. А чем будут затыкать дыры на балансах у банков, которые выдали эти ипотечные кредиты? Единственный выход будет у ЦБ — это врубить печатный станок. Надеюсь, вы догадываетесь, что будет с курсом рубля при таком раскладе.

Все мы знаем, как российская экономика зависит от цен на нефть. Учитывая, что сейчас НЕсырьевой цикл и он еще далек от своего завершения (ранее на эту тему писал в телеграм канале https://tele.click/MarketDumki/850), то есть все шансы увидеть цены на нефть гораздо ниже текущих значений на уровне 55$ за баррель. Соответственно и перспективы рынка недвижимости выглядят совсем не радужно. В номинальном выражении рублевые цены могут и не снижаться, а в реальном выражении, учитывая, что дно по инфляции уже пройдено, падение продолжится. Очевидно, что долларовые цены на недвижимость еще не показали свой минимум. 

 

★8
70 комментариев
Ну дык если ЦБ будет печатать бабло, то это равносильно понижению ставки, имхо забей потреб кредитов не меньше, депозитов тоже полно.
avatar
Ребят, подписываемся на телеграмм канал автора!
Тут он к сожалению не всё постит и не так оперативно!
Еще хотелось бы добавить, что в МСК последний месяц все с катушек съехали по поводу купить хату (не сильно дорогую)!
avatar
Свой Мужик, Подтверждаю, что кол-во сумасшедших, что хотят за ~5 лямов рублей купить в Москве рядом с метро двушку, увеличилось!
avatar
Иванов Виктор, еще года полтора-два назад в жк лучи можно было такое взять… рядом метро солнцево 200м
avatar
Иванов Виктор, за пять??? дайте две!!! Ценники от 11млн. за двушки…
У нас в Смоленске 6-7млн. двушки… А зарплаты тут 20-25…
avatar
Сергей, Не айсовую двушку в Москве реально купить за 7,5-8 лямов.
avatar
Иванов Виктор, я в долларе сижу пока. жду курса 100-120… подожду пока рубли удвоятся…
avatar
Иванов Виктор, за 8 смотрел другу — всё ок только воняет Гурьяновскими :)
avatar
Свой Мужик, В Шайтаново нужно смотреть… :-) :-) :-) 
avatar
Свой Мужик, автору бы еще в яндекс дзене канал вести. А то не все в телеге сидят, да и неудобно сейчас стало из-за блока. Надо или с приложения или впн включать постоянно…
Если говорить про новостройки в Питере в хорошей локации, то цены растут. В перспективе просто будут меньше строить.
avatar
Выражение «НЕсырьевой цикл» — что это за самоделка?
Чем у вас «СЫРьевой цикл» отличается от «НЕСЫРьевого»?
Поясните.
avatar
Сергей Симонов, в одном бутерброды с сыром, в другом без сыра. несыревой.
следующий кризис у нас будет именно ипотечный, скоро произойдет резкий всплеск безработицы, а дальше просроки и тд и тп… все компании вокруг режут косты и оптимизируют персонал, пружина на мой взгляд скоро выстрелит. цб слишком мягок, банки раздают ипотеку и кредиты всем подряд. по моему, если кредит от дохода домохозяйства больше 35% — это кандидат на банкротство, если этот процент превышен, кредиты и ипотеку давать нельзя, а у нас таких тьма. Слышал еще о схемах, в которых вообще ипотеку без первичного взноса дают. show must go on вообщем. Куда только банки будут девать этот неликвид потом… даже интересно… морозить если только на длит.срок.
Жованни Пластилини, согласен. Малейшее ухудшение и песец
Сергей Кузнецов, да, уже большинство домохозяйств ходят по лезвию ножа, просто вокруг посмотрите, таких куча среди моих знакомых например. Один член семьи вываливается из вджобывания и все, аминь, денег у домохозяйства остается только на бутерброд без сыра(начинается несыревой цикл))) Хорошо если родственники помочь могут.
Жованни Пластилини, нет еще культуры кредитования. Не у заемщиков, не у банков.
Будет реструктуризация силами АИЖК. Думаю за счет кредитов ЦБ (больше деньги взять не откуда).
Жованни Пластилини, в РФ длительная безработица невозможна, людей не хватает, счас если есть, то скорее не-профессиональная безработица, это когда работа есть, но людям лень на нее переучиваться.

avatar
drow, не согласен, может быть эта ситуация имела место быть ранее(или справедлива сейчас для Москвы и миллионников, но это не вся Россия), сейчас оптимизации кругом, многих сократили. В провинции начинается веселье, точно Вам говорю. Банки как вы знаете везде одни и те же… и в МСК и в провинции.
Жованни Пластилини, просто банки будут резать, точнее санировать и банкротить их… в принципе такая тенденция сокращения количества банков уже давно имеет место…
avatar
Ипотека-то рублевая. Если рубль упадет, то объективная задолженность по ипотеке обесценится. С учетом того, что ставка обычно фиксированная, то  повышение ставки ЦБ ипотечников не должно напрячь. 
Мне кажется, что паникует автор  попусту. 
avatar
SergeyJu, не так, если рубль упадет, то три месяца, процент падения уходит в продуктовую инфляцию и там остается навсегда независимо укрепился потом рубль или нет(это исторический опыт, спорить глупо). и все. по итогу такого расклада домохозяйство беднеет в покупательской способности и ипотеку платить ему становится сложнее. Гиперинфляция еще очень далека, домохозяйства еще успеют перед этим вынести вперед  ногами, причем не раз. Хотя по итогу в подобных странах исход именно такой, но для этого сначала надо просрать все звр и еще много чего попробовать.(например сказать еще пару раз на телеке, что девальвации не будет, твердо и четко и запретить все табло не только на улицах, но и на стадионах и в аэропортах)).в это время за валюту как раз уже начинают бить на улице  в табло)), появляется черный рынок и фикс курс.(смотрим иран если кому интересно что бывает под санкциями).
Жованни Пластилини, я сахар в этом году видел и по 15 и по 50, так что продуктовая инфляция только в дефицитных товарах, типа говядина, молоко.
avatar
drow, хм, не согласен. инфляция продуктовая наблюдается везде. Но местами она маскируется. Итак, размаскировываю продуктовую инфляцию:
1)граммовка- найдите например кефир 1 литр или творог 500гр? Не найдете. Будет скорее 900 мл и 400-430-450 гр и это инфляция
2)кондитерка превратилась в шрот, конфеты невозможно есть, вместо шоколада маргарин, вместо чернослива например джем какой то и тд и это инфляция. В кондитерке к слову также во всю идет уменьшение граммовки и надувание упаковок от шоколадок какой то херней(пример-Милка).
дальше лениво расписывать, но вообщем и целом еда превращается во второсортную так как производители стали добавлять более дешевые ингридиенты, уменьшать граммовку и это при росте цены на все.
мясо, курица, сахар вроде держатся, но это пока, все эти вещи по моему сейчас лежат на многолетних лоях, а значит что-впереди новый цикл роста и сильная продуктовая инфляция в зимбабвах.
Если учесть, что в сх  у нас четко формируются монополии как впрочем и еще кое где, которые будут диктовать цены, то будет несладко в прямом смсле этого слова, зато диабет и ожирение станут реже диагностировать))

Жованни Пластилини, курица (как сырье) — взлетела летом процентов на 50 и с тех пор не падала. имхо продуктовая и промышленная инфляция минимум 15% в 2018-м году
avatar
Падал в шахту лифта оптимист Сергей, хохот раздавался, крики Э-ге-гей! — это явно не про автора данного поста. Сколько читаю автора, пишет хорошо, но смысл всегда один: было плохо, а станет еще хуже. Хотелось бы хоть раз для разнообразия прочитать что-то позитивное у данного автора, все-таки Новый Год скоро.
avatar
ввод в эксплуатацию нового жилья, россия(рсфср) (жилая площадь м2):
1960 – 1969   303 248 834 м2
1970 – 1979    391 509 899 м2
1980 – 1989   418 730 042 м2
1990 – 1999   231 781 120 м2
2000 – 2009  213 391 829 м2
2010 – 2019  257 882 749 м2
то что новостроем все перенасыщено это миф. вводится почти столько же как  в нулевых и даже «лихих» 90-х
проблема квадратов на душу населения далеко не решена. народ как плодился так и плодится и всем надо где-то жить.

п.с. посмотрел сейчас один жк, выкупили под завязку. видимо низкая ипотечная  ставка сыграла. буксовал он в 2016-17 гг. сейчас на 100% выкупили.
кто не сможет выплачивать — продадут по переуступке или будут сдавать.

жилье в россии — стратегический актив. полгода зима потому что.
orlov, главное чтобы было кому продавать(ставка дальше попрет, ипотечники поутихнут, денег вцелом станет еще меньше), а про рынок аренды вы не в курсе видимо вообще(сдать сейчас непросто)… или москвич, тогда дело другое.
Жованни Пластилини, я на рынке аренды собаку съел. везде надо умело двигать процентной ставкой. и на рынке аренды в том числе. мертвых рынков не бывает.
orlov, он не мертвый, просто очень много неликвида в плане аренды так как множество оленей вложили последнее в кирпичи и евроремонт, который теперь уничтожают квартиранты. В данный момент лишь эти объекты ликвидны и выбор есть. Большая же часть квартир со старым ремонтом в старых домах и вот тут проблемы. Денег нет, арендодатели держатся как им посоветовал Медведев, но сдать не могут, на новый ремонт денег либо нет, либо последние, которые нецелесообразно на него тратить… как то так… Еще народ тянется к центрам, куча квартир даже с евриками стоит колом на окраинах города. Народ стал умнеть, прикидывает транспортные расходы и снимает в центре чуть дороже, но без трансп.расходов. Так как предложений куча, то проблем с этим нет.
пс. большинство из вышеперечисленных оленей в среднесроке пожалеют, что накупили кирпичей под сдачу имно.(исключая московских)
orlov, что посоветуете под аренду брать и на какие  доходности можно расчитывать? (в мск)
avatar
orlov,  жилье в России для того, чтобы жить(в данный момент) и только. стратегический актив сейчас только один-кеш в твердой валюте без оглядки на курс. На мой взгляд только такой стратегический актив возможен в формирующейся сугубо аграрновоеннопромышленной стране по типу СССР, в которой будут преобладать монополии с одной стороны и дебилизор с ограниченным интернетом, административкой за комменты в реале и интернете-с другой.
Жованни Пластилини, стратегический актив — это то без чего ты не выживешь в данной конкретной стране. где-то это доступ к питьевой воде. у нас это отапливаемое жилье, ибо в домике на колесиках(трейлере) в нашем климате ты и дня не протянешь. поэтому рынок капитального жилья в нашей стране никогда не умрет. 
orlov, актив должен либо увеличивать свою стоимость, либо приносить пассивный доход. Если я не выживу на колесиках, то имеется ввиду недвига, в которой я живу. От нее толку нет ни с каких сторон, все что она делает-это стареет, сосет деньги. Если мы говорим об инвестиционной недвиге, то в перспективе увеличение ее стоимости крайне сомнительно в сложившихся условиях обеднения населения, отсутствия спроса и тд и тп, пассивный же доход падает и дальше будет падать за счет увеличения издержек, либо его вовсе нет в неликвидах(я писал выше о них). Поэтому инвестиционное жилье это уже давно не актив.
Жованни Пластилини, «аграрновоеннопромышленной стране по типу СССР» — это еще нормально и вполне себе удобоваримо, как бы не построили что-нибудь из поздних рассказов В.Сорокина. 
avatar
orlov, а можно статистику по численности населения РФ и плотность заселения — столько-то квадратов на одного человека?
avatar
orlov, забываешь что население страны с 90-х не выросло, а жилье каждый год ПЛЮСУЕТСЯ по нарастающей. Что построено 10 лет назад никуда не пропало. И то, что 20, 30, 40 лет назад. Все эти квадраты до сих пор стоят. Квартира не колбаса, она не портится. А людей не прибавляется. Вот тебе и перенасыщение.
avatar
это у нас-то к социальному бунту? аха-хаха...

мы же не хотим, как в Париже? еще есть куда жопу целовать…
avatar
Пока умные продают, глупые покупают…
Все мы знаем, как российская экономика зависит от цен на нефть.
 
 Стоп! Она еще зависит от инвестиций, которых ждать не стоит по ряду обстоятельств, — это раз.
 Два- «наша» цена, народная, указана в бюджетном правильно, и до лампочки, что там на рынке по нефти, пока она сильно+долго не понизиться ниже указанного=отсюда вытекают доходы россиян + цены на недвигу, которые во всех странах в прямой зависимости от доходов. «Подарков» прошлых лет не будет. 
avatar
 Ипотека поднимется в 2019 году на ~1%. И...? Песец...
Москва и Питер хоть как то будут продаваться/покупаться… А регионы, особенно депрессивные, типа Нижний Новгород, Саранск, Брянск — в жопе будут…
avatar
Иванов Виктор, уже, нала нет ни у кого, последних оленей загоняют в «дешевую» ипотеку). Их запугали повышением цен из за изменения ипотечного алгоритма. И ведь невдомек, что подорожало бы жилье в этом случае только при наличии устойчивого спроса. В сложившейся же ситуации это просто задерг цен или спекуляция, называйте как хотите. Позже цены опять пойдут топтать дно. Строить очень хочется так как прибыль на монолите отличная даже при этих ценах, только со спросом беда. Вообщем и дальше жду продолжение рынка покупателя в недвиге.
Жованни Пластилини, так вместо монолита уже несколько лет массово строят гавно — «экономный монолит». В нем перекрытия опираются на колонны, а остающиеся проемы, даже межквартирные, закладывают пеноблоками. Штробить нельзя, ничего толком повесить нельзя и т.д… Потои еще — разводка отопления и гвс идет из коридора — в квартиру по отоплению заходят две трубы — далее все через тройники идет к батареям. Качество узбек-монтажа ниже плинтуса, если не переделать и залить стяжкой — есть риск попасть впоследствии на вскрытие полов и компенсацию за затоп нижних соседей.
avatar
Сципион, о как, я предполагал, что монолит это зло, но меня более всего беспокоила слышимость, поэтому рассматривал кирпич,  чтобы жить.
Иванов Виктор, что уж ты нас в один ряд с Саранском и Брянском. Нижний — миллионник, тут хоть какая-то жизнь есть пока…
Дмитрий Ворожцов, Какая на хрен жизнь?
Я последние лет 10 в НиНо и области жил… Всё хуже и хуже там, год от года…
avatar
а я не вижу проблемы с ипотеками. жилье по логике могли раздать как в египте и др. странах. если обанкротить всех ипотечников прямо сейчас (гипотетически) что получим? да нм чего банки спишут рублевый убыток ну закроется еще несколько банчков. далее жильё куда девать? да всё просто сдадут жильцам обанкротившимся в аренду. и прийдем к схеме что жилье принадлежит новым жекам. как в германии. и всё. как долги людей в резаной бумаге могут вообще повлиять на доходы правительства и цб.
 ипотечный кризис в сша был из за деревативов на ипотеку. у нас их просто нет
avatar
salik, аааа… ну всего делов, два банчка закроют и все-сбер и втб. Сущий пустяк)) Я все же думаю, что при подобном расклад фонду тряхнет хорошо.
Жованни Пластилини, рублевая масса это все го лишь бумага контролируется цб. там сейчас суммы исчезают сравнимые с ипотекой всей страны кто заметил?
avatar
salik, ипать, ты ИкАномист… Не позорься хоть такими выкладками…
avatar
Иванов Виктор, давай свои. без эмоций. ну перестали к примеру ипотечники платить. развивай мысль. раз считаешь по другому
avatar
salik, развиваю)))… просрок растет, сбер, втб превращаются в мешок с дерьмом, цена валится на 50-70, там первые после бога что нибудь непременно  придумывают так чтобы и ебатекарей стрич долгие годы, и дерьма в мешках стало поменьше. тут я такой весь из себя умный покупаю сбер на паникселах, продавая валюту и богатею:)
Как такой вариант?
правильно, он провален, потому что скорее всего к тому моменту  мой депозит уже 10 раз обнулится и не будет ни валюты, ни акций))
Чтоб делать прогноз личных ходов нужно вначале прогноз уметь делать глобальный. В рамках хотя бы страны.
Что мы имеем?
Факт спасения Сбера и ВТБ путем вливания кубышки в 2008 по 500 млрд. Что ещё имеем. Закон о банкротстве физических лиц. Далее квартиры ипотечные в залоге у банка и часть денег уже в банке. Т.е недвиги реально банкам достанется в среднем за полцены. Далее жить в нашей стране на улице нельзя!!
Закон о регистрации прибавим. Частники в своих квартирах прописывать не будут а вот банки и сейчас разрешают прописывать я по сути в своих квартирах. Что случиться с банком если долг ипотечный перейдем в разряд недвижимость на балансе банка? Ни чего. Что под кредиты банк в ЦБ прокредитуется что под недвиги. Вот и весь расклад. Так что если что и случиться то это будет горе только индейцев. А проблемы индейцев шерифа не волнуют
avatar
salik, Зачетно изложил, присоединюсь к сказанному. Причем у индейцев такие удила.. не соскочишь. Суды, приставы не плохо работают в этом направлении. Времена работы в черную тоже отходят на второй план, обложили вкруг. Добавить сюда детей и остальные якоря… не все так просто. Большинство будет платить до победного. И не нужно думать, что банки благотворительностью занимаются, все учтено. Что касается долларовых цен: возможно конечно это и не дно.    
avatar
Sergio_Leone, спасибо.
а я и не говорил кстати о цене на недвигу ни чего. цена может упасть запросто. просто кризис экономический из этого не произойдет. я об этом
avatar
salik, согласен. Тоже не вижу такой связи на текущий момент
avatar
Жратва, бетон и медицина будут дорожать. Ну еще топливо пожалуй, независимо от цен на нефть. Ждать какого то дисконта в базовых услугах/потребностях это фейл.
avatar
Zed Dead, только вот бетон-то как раз и не относится к базовым услугам/потребностям.
Лёва Соловейчик, кров(пещера), еда и секс это базовые потребности. 100% не на улице живете, неважно свое ли или съемное, но оно быть должно.
avatar
Zed Dead, 
100% не на улице живете, неважно свое ли или съемное,

Вот видите, сами же и написали правильный ответ:)  (подчеркнуто)
Только вот именно, что это очень даже важно — принципиально, можно сказать; поскольку здесь в теме речь идет именно о своем собственном жилье. Так вот, чтобы сделать верный вывод — следует не путать наличие крова над головой с правом  собственности на недвижимость.
Лёва Соловейчик, в контексте обсуждаемого принципально чтобы жилье, еда и секс просто были. Неважно свое жилье или нет, как и еда в холодильнике еда или в магазине, и секс по чистой любви или же за деньги. Эти услуги и вещи будут дорожать, поскольку относятся к базовым потребностям, именно они заставляют большинство просыпаться в 6 утра каждый день и работать 6 дней в неделю.
avatar
Ставка по выданным ипотекам не растёт при повышении ключевой ставки цб
Люди стали активнее брать ипотеку тк процент в этом году был по ниже.
Цены на этом фоне подросли и дальше по инерции подрастут.
В этом году норм было купить.10 лет падения недвиги отмечаем. Съем сравнялся с ипотекой почти.
Скорее всего это дно было. 
avatar
я бы советовал присмотреться к ипотекам знакомых… в случае чего купить у них с дисконтом и жилье со скидкой получишь и людям поможешь и урок им будет)))(ну и подонок я))
avatar
Я брал однушку в Москве в 2011 в ипотеку 50 на 50 своих так у меня процент был около 16% годовых, и я за год все выплатил — а сейчас 10-11% — вместе со страховкой — и потом 260 000 р дают и с уплаченных процентов тоже 260 000 р им вычета — о чем вы говорите? Сейчас рай для ипотечников.
А племяш с того же 11 уже третью себе купил и все в ипотеку — у него сейчас две квартиры окупают ему ипотеку полностью, а в третьей он живет. Но он молодой — взял сразу на 25 лет, а мне так не дают мне ж 57 лет еслиб мне дали на 25 я б счас уже полмосквы скупил бы :)
avatar
Magistr, какой болванчик...-)
Недавно прикидывал через калькулятор текущие ипотечные ставки vs вклад с реинвестированием + съем для москвы. Второе оказалось существенно выгоднее. Не понимаю тех кто говорит что ипотека выгодна. О ней можно задуматься когда ставка будет 4-5%.
Плюс много факторов на уменьшение стоимости жилья в будущем:
1. Процесс добычи и изготовления материалов для строительства улучшается, оптимизируется т.к. технологии не стоят на месте.
2. Глобализация. На мировом рынке становится проще и выгоднее купить жилье.
3. Децентрализация. Во всем мире города догоняют по уровню развития столицы, думаю рано или поздно у нас будет также.
4. Демография. Население уменьшается.
5. Изоляция страны. 
6. Обнищание населения. Ведет к уходу многих бизнесов из России.
avatar
Ипотечного кризиса не будет, т.к. цб РФ подготовил проект по отсрочке платежей на год в случае потери работы.
avatar
Мурен(а), так логично предпложить, что кризиса не «не будет», а просто он отсрочится на год-)

теги блога АЗОВКИН

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн