«Глава ФРБ Сан-Франциско ожидает первого повышения ставок ФРС во 2-й половине 2015 года» — Новость важная, но так ли важна основная ставка и ее значение в текущий момент.
Основная ставка если так можно выразиться влияет на желание банков брать взаймы у Центробанка деньги и по цепочке влияет на остальные ставки и желание уже клиентов обычных банков кредитоваться. От того насколько экономика в целом кредитуется зависит объем циркуляции денег внутри системы. Повышая или понижая ставку Центробанк влияет на активность в финансовой сфере и количество денег.
Кредитование в США не растет с кризиса 2008 года, то есть моторчик экономики не работает даже несмотря на почти нулевую ставку. Повышение ставки будет играть на снижение, точнее сказать торможение активности. Поэтому поднимать ставку в условиях слабой активности нет смысла, так как это негативно скажется на экономике и еще более отобьет желание у людей брать кредит. Поэтому если учитывать то, что ставка будет подниматься только в случае повышения финансовой активности, то повышение ставки будет лишь нивелировать эффект повышения финансовой активности. Точнее сказать, ставка не изменит желание людей кредитоваться, поскольку она будет подниматься по мере роста этого желания.
С другой стороны, ставка в нынешних условиях, практически ни как не отразиться на объеме «первичной ликвидности». Поскольку основная масса долларов вышедших из под станка регулятора, были выданы банкам нестандартным методом выкупа активов по программам количественного смягчения. К моменту повышения ставки, если принять во внимание обещания ФРС завершить QE3 к осени, баланс ФРС будет равен 4,5 трлн. долларов. Эта сумма достаточно большая для того чтобы удовлетворить спрос на первичные доллары, даже при условии того что банки вообще не будут кредитоваться у ФРС. Более того вряд ли повышение ставки вообще как то ограничит объем ликвидности в банковской системе, поскольку у банков сейчас на балансе мертвым грузом лежит уже почти 2,8 трлн. долларов. Даже если ставка будет равна 10% и банки вернуть всю ликвидность которая привязана к основной ставке, у них еще останется достаточно свободного кэша .
Более того, при таких условиях, основная ставка может не повлиять на банковские проценты, поскольку ставка не являясь источником ликвидности, не будет создавать процентные издержки для кредитов. У банков при наличии почти 3 трлн. кэша проблемой будет не вопрос фондирования у ЦБ, а вопрос того куда припарковать свой кэш который лежит без дела.
Ввиду этого в условиях раздувшегося баланса ФРС, в условиях, когда QE наводнила экономику избыточной ликвидностью, вопрос фондирования банковской системы посредством кредита ориентированного на основную ставку не стоит. Этот вопрос в текущих условиях практически не важен, так как это почти не окажет влияние на объем ликвидности. Поэтому изменение ставки ФРС, если таковое будет, окажет больше моральное влияние, нежели практическое.
Аналитики «Gran Capital»