Андрей работает заместителем генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», и известен всем нам как автор оригинальных и всегда актуальных комментариев по фондовому рынку. Сегодня Андрей рассказал о своих интернет-видеопроектах, на которые тратит большое количество времени, и многом-многом другом.
Будущее за видео
Я думаю, что в будущем почти вся брокерская аналитика будет в видеоформе и уйдет в мобильные девайсы. Поэтому видеопроекты — это очень актуальная вещь. Кроме того, путешествуя по России во время командировок, я часто слышал от людей, что они хотели бы видеть других трейдеров, управляющих — из Москвы и прочих крупных городов. Но трейдер — профессия очень индивидуальная. Видеопроекты — это тот мостик, который можно перебросить между разными городами. Многие также говорят, что хотели бы буквально постоять у опытного трейдера за спиной, посмотреть, чем он занимается на работе в течение дня — от и до. Это невозможно, но к чему-то похожему мы с помощью видеопроектов идем.
Мое видео можно посмотреть на канале
Vernikov100 на YouTube. Мы снимаем в трех форматах: тематические (например, о женщинах-трейдерах или торговых роботах), интервью по рынку, а также прогнозы. Эти форматы мало чем можно объединить. Интервью бывают с управляющими, трейдерами, с другими участниками рынка, а также с экономистами. Недавно сделали интервью с экспертом по странам БРИКС. В идеале ниша этих роликов — между официальными каналами. Главное, не пытаться повторить то, что делает, например, «РБК ТВ» и не задействовать тех людей, которых используют они. Потому что по качеству картинки и звука превзойти профессионалов невозможно. Но можно превзойти их в другом — найти интересных людей, до которых телевидение еще не добралось. Некоторые спикеры, которых мы снимали для нашего интернет-телевидения, потом появились на других каналах, в частности, на «РБК ТВ».
Жизнь устроена не совсем справедливо, в том числе и фондовая. Очень часто популярны становятся ролики не с теми трейдерами, кто делает хорошие деньги, а с теми, у кого есть обаяние и харизма. От этого никуда не деться. С другой стороны, непримечательный в плане хорошего заработка человек с харизмой полезен тем, что мотивирует на трейдинг, улучшает настроение. Связавшись с ним, люди самостоятельно будут изучать рынок, читать книжки. Любой ролик полезен, надо только правильно его использовать.
Как все начиналось
Съёмки видео начались, когда я работал на «Эксперт ТВ» (с 2009 года). У меня была база спикеров, но не было возможности спросить их о том, что было интересно мне, потому что на канале был определенный формат — 12,5 минут, и темы были обговорены заранее. Накопив базу данных, я понял, что уже можно работать с этими людьми в другом формате и стал активно использовать возможность побеседовать с ними лично.
Магия успеха
Я считаю, если ролик хороший, он пробьет себе дорогу — рукописи не горят и все такое. Мысль, что рукописи не горят, сидит во мне глубоко. В семидесятых годах прошлого века я общался с критиком Владимиром Лакшиным и некоторыми другими сотрудникам легендарной редакции журнала «Новый Мир» Александра Твардовского (общался — это значит, они говорили, я слушал) и понял, что весь вопрос в качестве контента. Если контент хороший, то он пробьет дорогу к сердцам читателей (пусть и не сразу) несмотря на цензуру и прочие препятствия.
Ты снимаешь видео, и оно как воздушный змей — либо ветер его поднимает наверх в небо, либо он падает на землю. Если ты разместишь контент на десяти трейдерских ресурсах, это мало что изменит. Например, к новому 2010 году я снял ролик с прогнозами экспертов по фондовому рынку. Его положили на сайт «Прайма», и по количеству просмотров он побил стратегии очень известных инвесткомпаний, это была бомба! Теперь мы снимаем такие ролики с прогнозами совершенно разных участников рынка каждый год, и они стреляют. А бывает снимаешь и думаешь, что стрельнет, а просмотров очень мало. Не нужно зацикливаться на своей персоне и одной компании. Бывают такие случаи, что есть компания, и немаленькая, но круг интересных спикеров в ней ограничен. Если человек вещает по графику из-под кнута каждый день, он становится малоинтересным.
Во-вторых, не нужно копировать телевидение. Многие стараются подражать, брать тех же спикеров. Но нужно брать своих, рассказывать о том, что ты есть, как ты пришел на рынок, показывать своих друзей. Главное, не рекламировать. Люди очень чувствуют фальшь. Камера сильно выявляет ложь — нужно говорить правду. Но многие люди делают иначе, и сразу видно, что это голимая реклама, что люди ищут инвестора.
Был интересный случай. Я шел домой по Арбату и снял выступающих там музыкантов, ролик собрал около 75 тыс. просмотров. Биржевые темы интересны ограниченному числу людей, а общечеловеческие, вроде музыки, спорта, могут сильно расширить аудиторию. Каким-то образом этот ролик про Арбат продолжает размещаться до сих пор, он полетел наверх, как воздушный змей. Но спланировать подобное невозможно. Через год на Арбате я снял еще больше музыкантов уже с экзотическими инструментами, но это видео пошло средне. Это магия, планировать успех очень сложно.
Биржа — это некое стеклышко, через которое можно преломить мир. Биржа — прежде всего отношение к деньгам, к дружбе. Многие люди раскрываются таким образом. Если человек говорит «моя единственная цель зарабатывать деньги», этот человек неинтересен. Это пустой человек. Кроме того, на фондовом рынке выигрывают некие фанатики, которые думают не столько о богатстве, сколько о принятии грамотных взвешенных решений и у них есть другие цели, кроме того, как заработать денег на новую квартиру. Такой целью может быть, например, помощь сиротам или другие виды благотворительности. Я знаю успешных трейдеров, которые живут по принципу — Бог денег на бирже дал, и надо частью этих денег поделится с малоимущими.
Семейные, дружеские отношения, любовь — все это можно раскрыть через тему биржи.
Я не хочу дарить мечту
Одна достаточно известная брокерская компания сказала мне, вы учите людей торговать — и это неправильно, а мы дарим им мечту, и люди счастливы. Я бы не хотел быть человеком, который дарит мечту. Мечту, что каждый человек может выиграть на рынке, что каждая домохозяйка может обыграть Сореса, что можно жить с трейдинга, имея 500 тыс. рублей, что можно раскрутить свой портфель в разы… Хотя я видел людей, которые многократно раскручивали портфели, но их единицы. Я не хочу быть человеком, который дарит мечту, которая потом разобьётся.
Я бы хотел показать людей из других городов, успешных — по мне показатель успешности, это закрытие в плюсовой зоне каждый год с приростом 20% и выше. Я не очень верю людям, которые говорят, что увеличивают портфели каждый год в два раза, уже насмотрелся. Если портфель копеечный, то можно показать большую доходность, но как правило люди говорят о миллионных портфелях.
Вот такое видео я хочу снимать. Хотя, конечно, оно будет проигрывать по числу просмотров тем, кто дарит мечту, это понятно, зато дело не закончится скандалом, и это видео будет актуально несколько лет. Я вижу, что на моем канале многие люди начали смотреть то, что вышло год-два назад, то есть оно еще интересно. В качестве примера таких долгоиграющих видео хочу назвать интервью годичной давности со скальпером Андреем Беритцем, которое посмотрело 24 тыс. человек. Андрей очень интересный человек — пока снимал интервью, я в него влюбился как в собеседника.
Смешная вещь, но многие люди клюют на фальшивку, приманку, гуру. Примерно летом прошлого года я снял человека, который раскрутил свой счет в сотни раз, именно в сотни. Таких людей очень мало на нашем фондовом рынке. Но видео с ним прошло незамеченным. Во всем мире продаются эмоции, и видео тоже выжимает эмоции. Харизматичные люди могут выжимать эмоции, а другие — нет, и продать видео без эмоций невозможно. Возможно, нужно снимать и тех, и тех. Я могу подвести своими вопросами к тому, что человек бесполезен, но диагноз я не ставлю. Пусть люди сами решают, правда это или вранье. Хотя мне приятнее снимать людей, которые что-то из себя представляют, а не клоунов, которые только делают вид.
Подробности съемки
Я снимаю сам. Со временем произошло переосмысление. Раньше я думал, что важно только содержание, а качество картинки не имеет большого значения. Сейчас я приболел, времени много и просматриваю старые ролики. Вижу брак на них — то отражение в стекле, то плохо выставленный баланс белого, и это режет глаз. А раньше я не обращал внимания на подобное.
Я смотрю отзывы на мое видео, в частности на Smart-Lab, и пока есть положительная динамика. Благодаря этому мой блог вошел в топ-10. Я учусь, смотря ролики, которые снимают другие инвесткомпании, брокерское интернет-телевидение — и делаю выводы. А чтобы пойти на спецкурсы, сейчас нет лишнего времени.
Мы снимаем на видеокамеру. Основное, на мой взгляд, — наличие в видеокамере микрофонного входа. Плохое качество звука очень сильно раздражает. А если в камере есть такой вход, можно использовать хорошие микрофоны. Все остальное не имеет большого значения. Конечно, желательно еще большая матрица, но микрофонный вход обязателен. Поскольку я уже приучил к хорошей картинке, высокой четкости, HD, спускаться на другой уровень я не хочу. Можно снимать и на фотоаппарат, но хочется все же делать материалы лучшего качества.
У нас есть определенная периодичность видео. Раз в год снимаем годовые прогнозы. Мнения по рынку управляющих нашей компании снимаем раз в неделю. Но в основном мы зависим от интересных спикеров. Многие, кстати, выходят на нас сами и предлагают сотрудничество.
Ясно, что снимать одни прогнозы нельзя. Интересно делать сюжеты о том, как человек пришел в трейдинг. Например, есть достаточно известный в блогосфере человек Андрей Мурманск. Он приезжал в Москву и сказал, что мои видео многое дали ему, особенно с Александром Кузьминым. Как раз в этом видео мы рассказывали не только о рыночной ситуации, но и о том, как человек пришел на рынок, какие шишки набил, какой опыт имеет, чего хочет в дальнейшем. Краткосрочные видео с прогнозами неинтересны, они устаревают, как только мы заливаем их на YouTube, интереснее среднесрочные.
Был момент, когда на нас вышла одна компания с предложением создавать для них видео, были инвесторы, которые готовы вложить деньги. Но не сложилось — после того как «Коммерсант ТВ» провещал несколько дней и закрылся, люди испугались, что телевидение, даже кабельное, требует совсем не тех затрат, что радио, и отказались от идеи.
Кто мы, и сколько стоим?
Сейчас мы работаем с журналистом Дмитрием Полянским, который раньше работал на «Финам.ФМ». У него своя база спикеров. Также он понял уже, что людям интересны базовые ценности, такие как евро, доллар, золото, серебро, даже не акции. Моя компания, «Церих», тоже активно развивает видео, и мы выкладываем его на канал Vernikov100, потому что число подписчиков там большое. Я рассказываю про проект «Верников ТВ» совместно с Дмитрием Полянским. Мы не ограничиваемся конкретными компаниями, снимаем тех, кто нам интересен.
Фондовый рынок России в кризисе уже 5 лет, и монетизировать нашу идею невозможно. Я считаю, сейчас не время делать новые подобные проекты — открывать каналы и подобное. Когда конъюнктура улучшится, мы подумаем о монетизации, но пока не время. Сейчас денег не срубишь. Наша задача — использовать кризис, чтобы отшлифовать продукт, чтобы наши ролики вышли на качественный уровень. Уже после, с улучшением конъюнктуры, можно будет подумать, как получать с них деньги. Многие считают, что я снимаю видео на заказ. На самом деле за все время мне только один раз подарили красивую тарелку «Гермес» как сувенир и пару раз дарили книги. Но, с другой стороны, снимать видео для меня — удовольствие, поэтому я не в накладе.
Отзыв зрителя и сглаз
Критические отзывы могут быть справедливыми и нет. Люди очень часто не понимают, что видеосъемка — это искусство возможного, и критикуют качество света, например, или звука. Но они не были в той ситуации. Например, я брал небольшое интервью у Александра Герчика, и просто не было возможности навесить на него микрофон, клипсу, поставить штатив. Если бы я выставлял звук и свет, Герчик бы просто ушел.
Часто люди замыкаются в себе, когда все подготовлено для съемки. Иногда с человеком заводишь разговор, он доверяет и он тебе приятен (если неприятен, то ничего не получится), и тогда говоришь: «Давайте кусочек повторим на видеокамеру?». Естественно, здесь нет возможности выставить хороший свет и звук, зато получается хорошее видео по содержанию, но люди часто этого не понимают. Не понимают, как снять наиболее естественное видео. Например, за парнем, который раскрутил счет в сто раз, я гонялся год, прежде чем он согласился на интервью — причем только в первый и последний раз.
Еще часто, когда люди озвучивают свои позиции по рынку, он идет в другую сторону. Это замечено. И люди часто недовольны этим, считают, лучше молчать, чем сглазить. Еще иногда люди не хотят афишировать свои прибыли из-за угрозы со стороны бандитов...
Про идеальный ролик
Это легче показать. Я думаю, что сам интервьюер может много говорить только в самом начале ролика. Важно, чтобы концовка была на эмоциональном подъеме — это самое сложное. Середина не так важна, важнее начало и конец. Также ролик не должен быть длинным — не более 27-30 минут. Хотя у меня бывали спикеры, которые запрещали вырезать что-либо, в результате оставались пустоты и повторы, что сказывалось на качестве видео. У меня есть ролики, удавшиеся по содержанию и удавшиеся по форме. Например, «Инвестокрошка», где даны прогнозы на этот год. Он и по форме, и по содержанию хорош — мы уже накопили опыт, и не было никаких обязательств. Заказной ролик или нет — сильно чувствуется зрителями.
Про фантазии
До прихода на биржу я был инженером. В 90-х годах, чтобы зарабатывать инженером, нужно было заниматься махинациями. Например, разработать чертежи на модернизацию узла и потом самому через подставную фирму по завышенным расценкам заниматься модернизацией. Мне не хотелось этого, потому что с самого начала было ясно, что эти грязные деньги счастья не принесут.
Дмитрий Волотовский, Наталья Лесина, Андрей Верников
Мне повезло, потому что то место, где я работал, было недалеко от биржи, от Мясницкой улицы, где раньше были офисы «Финама», «Цериха», «Алора». Там была биржа, где продавали ваучеры и прочее. В итоге я оказался на фондовом рынке.
Если бы не биржа, я думаю, я мог бы быть неплохим журналистом. Брал бы интервью. Недавно прочел «Они в эфире» — это книга об известных тележурналистах, как они добились успеха, как брали интервью. До многих вещей, которые там написаны, я дошел сам, я их уже знаю из своей практики.
Не так давно меня попросили курировать учебный центр в моей компании. Так получилось, что отбирая спикеров для семинаров, я одновременно смотрю на них как на участников интервью. Получается некий фьюжн, сплав — и телепроектов, и обучения, и аналитики.
Другое кино
Во время работы с программами видеомантажа, у меня все время возникало желание засунуть туда какой-либо фильм, разобрать по кадрам и увидеть, как он сделан. Занявшись съемками, я стал другими глазами смотреть, как сделаны перебивки, подводки в передачах и фильмах. Раньше я недооценивал музыку, сейчас я вижу, что в эмоциональном плане музыка очень помогает. Эмоциональное воздействие я стараюсь увеличить.
Есть разные порталы с брокерским видео, самое важное — это количество кликов, даже если ругают — это неважно, важно — зацепило или нет. Количество просмотров — вот, что важно. Наш новогодний ролик, например, посмотрело больше 7,5 тыс. человек, это хороший результат.
Из моего любимого кино могу назвать «Лиссабонскую историю» Вина Вендерса, очень хороший фильм. В нем поднимается важная проблема, что в момент включения камеры мы перестаем быть людьми, которыми являемся в обычной жизни и стараемся изобразить какую-то маску, которая нас выгодно представит. В фильме есть кадры, когда человек вешает себе камеру на спину и даже не знает, что снимает. Эти документальные съемки имеют большую достоверность. Мне кажется, это интересно.
Также мне очень нравятся документальные фильмы. Например, последний, что смотрел, «Женщина в мире» 1963 года от итальянского документалиста. Очень хорошо снят. У меня есть идея самому снять документальный фильм, не художественный. О биржевиках.
http://www.finam.ru/analysis/newsitem/geroi-whotrades-andreiy-vernikov-o-s-emkax-video-magii-uspexa-i-falshi-20140218-1631/
Без Вас совсем скучно и мрачно.
П.С.Но почему у Войтовского лицо провокатора?(не могу отделаться от этой мысли хоть убейте)
про «горе трейдеров» — сплошная ложь
снимайте про жизнь это интереснее
целая серия тематик никак не представлены вообще. по идее все одно и то же — вот такой-то, он хер знает кто, давайте его послушаем про рынок. это не интересный формат изначально. окрошка — тематическая, и это пока вершина. остальное — очень слабо по наполнению.
нужна подводка. нужны другие околорыночные спикеры, вскрывающие внутренние механизмы биржевой сферы. Нужен план интервью по КОНТЕНТУ а не по спикерам, спикеры — дело десятое если есть план передач. Зрителям нужна информация. пока что все эти интервью с личностями — все это прошлый век, тяжело и нудно, причем ни свет, ни звук, ни игривый тон ведущего (что лишнее на мой взгляд) не спасает ситуацию.
Познер может позволить себе показывать личность как она есть — потому что это личность и известный человек.
частным журналистам нужна подводка, переключения на закадровый текст и съемки, что-то типа минирепортажей на заданную тему, в качестве эксперта — такой-то и такой-то.
вербицкий не умеет делать интервью, сидит часами пургу обсуждает, а у тебя в минивремя не раскрыть человека, но и не надо ставить такой задачи! нужен нюанс — один нюанс, ради чего интервью делается.
в общем нужен редактор, журналист, и потом уже оператор и Андрей. минимум 4 человека нужно. минимум нужен план контента. а потом решать кто его будет рассказывать. то есть идти от обратного надо.
если хочешь я могу помочь. мы сейчас будем монетизировать сайт, у нас есть понимание как получать деньги за контент. и тебе очень советую. хватить тиражировать бесплатность!