Блог им. BOSSVVA

Главными ожиданиями 2025 года были сохранение тренда на опережающий рост мирового рынка СПГ и окончательное превращение стран АТР во главе с Китаем и Индией в локомотив спроса на этот вид энергоресурсов. В этих флагманских экономиках Азии прогнозировался рост импорта сжиженного газа на фоне снижения цен и, следовательно, улучшения позиций газа в рамках межтопливной конкуренции. Также аналитики предполагали дополнительный спрос от Европы для замещения сократившихся вдвое поставок трубопроводного газа из России и активного расширения СПГ-мощностей в США — главном импортере газа в ЕС.
В итоге надежды относительно темпов роста рынка оправдались, а остальным прогнозам не суждено было сбыться. Вместо этого мировая индустрия СПГ получила ряд неожиданных результатов.
Азия не добрала объемовПо данным на 1 декабря в уходящем году мировой импорт СПГ продолжил расти темпами, в несколько раз превышающими совокупный мировой спрос на газ. По итогам года мировое потребление этого энергоресурса может прибавить порядка 1% по сравнению с прошлым годом, а импорт СПГ — вырасти примерно на 15-20 млн т и достичь 420-425 млн т (+3-4% к 2024 г.).
При этом, вопреки ожиданиям, азиатские страны не выступили драйверами спроса. По итогам 2025 года Азия может недобрать более чем 10 млн т СПГ по сравнению с 2024 годом (снижение импорта на 5% г./г.) на фоне теплой зимы 2024/2025 гг. и снижения темпов экономического роста, в т. ч. на из-за торговых войн. Также на импорт негативно повлияли относительно высокие спотовые цены на рынке в первой половине года, которые сократили спрос на газ со стороны газовой генерации и некоторых отраслей промышленности.
Спрос в Китае, помимо этих факторов, притормозил еще и под влиянием роста внутренней добычи и трубопроводного импорта. Все это позволило Поднебесной суммарно заместить до 15 млн т поставок газа в сжиженном виде с внешнего рынка.
Европа требует газаГлавным локомотивом мирового рынка СПГ в 2025 году стала Европа. Прирост спроса в ЕС, по предварительным оценкам, превысит 20 млн т. За этим скачком стоит оживление газового потребления — за первые десять месяцев 2025-го оно выросло примерно на 4% (+10-15 млрд куб. м в годовом выражении), прежде всего в энергетике. Несмотря на рост выработки ВЭС и СЭС, «зеленой» генерации не хватает в периоды холодов и пикового спроса. И в этой ситуации природный газ остается незаменимым для бесперебойного функционирования европейской энергосистемы.
Дополнительный спрос на импорт СПГ в Европе создается из-за сокращения внутренней добычи и отказа от поставок трубопроводного газа из РФ. Снижение внутренней добычи газа по итогам 2025-го может составить 3-4% (около 5 млрд куб. м) относительно прошлого года, импорт энергоносителя по трубе может снизиться на 7-8% (около 15 млрд куб. м) из-за отключения транзита через Украину.
Египет — среди лидеров спросаЕще одним заметным драйвером глобального спроса стал Египет, ранее сам активно экспортировавший СПГ, а в этом году резко — более чем втрое — увеличивший импорт. За этим разворотом стоит последовательное истощение ресурсной базы, включая падение добычи на основном месторождении Zohr, хронический дефицит инвестиций в разведку и добычу, а также ускоряющийся рост энергопотребления. Особенно оголяют потребность в газовой генерации летние пики нагрузки, вынуждая страну активнее наращивать долю СПГ в своем газовом балансе. По итогам года закупки сжиженного газа могут составить порядка 9 млн т (рост более чем втрое г./г.), что превышает весь импорт СПГ Германии.
Для удовлетворения растущих потребностей в этом виде энергоресурсов Египет существенно расширил мощности регазификационной инфраструктуры: сейчас его рынок опирается на четыре плавучих терминала совокупной мощностью около 20 млн т в год, причем три из них ввели в строй именно в 2025 году. Дополнительную гибкость дает и возможность получать газ через терминал в Иордании.
Американский СПГ растетДополнительный спрос со стороны Египта и Европы был закрыт прежде всего за счет взрывного роста экспортных объемов из США, которые увеличили поставки на четверть и по итогам 2025 года отгрузят на мировой рынок более 100 млн т СПГ. Существенный вклад также внесли Катар, Папуа-Новая Гвинея, Ангола и ряд прочих небольших производителей. На карту мировой торговли вышли и новые экспортеры — Канада, Мексика, Мавритания и Сенегал, которые в уходящем году принесли на рынок около 5 млн т дополнительных объемов.
Состав четверки крупнейших экспортеров СПГ остается неизменным. Лидерами по-прежнему являются США, которые за год укрепили свое первенство (+20 млн т г./г.). На вторую позицию по итогам года поднимается Катар. Его экспорт может прибавить около 2 млн т, сместив Австралию, где производство, напротив, может снизиться примерно на 3 млн т. Четвертую строчку, как и годом ранее, сохраняет Россия — свыше 30 млн т, стабильно удерживаясь в группе ключевых игроков рынка.
Новые мощности насытят рынокВ 2026 году ожидается дальнейшее насыщение рынка предложением: мировые мощности СПГ могут существенно вырасти — более чем на 30 млн т, причем до 25 млн т из них могут прибавить США и Канада.
В США вероятен запуск Golden Pass LNG (15,6 млн т/г. на пике в сумме по 3 линиям, в 2026 г. с учетом даты запуска будет доступно около 4-5 млн т/г.). Также планируется запуск новых и выход на полную мощность запущенных в 2025 году линий на проекте Corpus Christi LNG (до 6 млн т/г.). В результате уже в следующем году СПГ-мощности в США могут превысить 120 млн т/г. или почти четверть от мировых. В Северной Америке также ожидается постепенный выход на проектную мощность запущенных в 2025 году двух линий канадского завода по сжижению газа (+10-12 млн т/г.).
Что касается других рынков, то в 2026 году рост предложения на них может составить порядка 5 млн т. Запланирован выход на проектную мощность проекта в Мавритании и Сенегале (еще 1 млн т дополнительного предложения на рынке), также в начале следующего года начнутся поставки с запущенной с опережением графика второй линии плавучего завода в Конго (2 млн т/г.), во 2 половине года может быть введена первая очередь проекта в Мексике (1-2 млн т поставок в 2026 году). Возможен запуск второй линии на заводе Pluto LNG в Австралии. Наконец, до конца года может начаться производство на проекте North Field в Катаре.
Цены пойдут на снижениеК концу уходящего года ценовая ситуация остается волатильной, но заметно более комфортной для покупателей. Котировки находятся на 30% ниже уровней конца 2024 года, что является следствием ввода новых заводов, выхода уже введенных на проектную мощность и низкой активности азиатских покупателей.
Конкуренция поставщиков будет и далее ужесточаться, что может отразиться на ценах. В следующем году средняя цена СПГ в Европе и Азии может составить порядка $340-370 за тыс. куб. м, что примерно соответствует ценам декабря 2025-го и на 15-20% ниже, чем в среднем по итогам уходящего года. При этом рынок будет оставаться сверхчувствительным к любого рода шокам со стороны спроса и предложения. Погодные условия, незапланированные ремонты, задержки проектов, динамика внутренней добычи и трубопроводного импорта в основных странах-потребителях — все это продолжит раздражать рынок в течение года и может вызывать всплески цен, как это было в течение последних лет.
Азия снова пойдет в ростНизкие цены будут подстегивать спрос по всему миру, в том числе и в Азии, где в 2026 году ожидается возвращение к росту импорта. Потребление в Китае может отыграть падение 2025 года и вернуться к прошлогоднему уровню (75-80 млн т, +10-15 млн т г./г.) на фоне постепенного восстановления промышленного сектора, увеличения потребления в ЖКХ и на транспорте. Вероятно, эти факторы перевесят продолжающийся рост добычи газа внутри страны.
Закупки могут нарастить и страны Южной и Юго-Восточной Азии. Импорт в Индию может достичь 30 млн т (+4-5 млн т к уровню 2025 г.) под влиянием увеличения спроса в промышленности, где более низкие цены на газ будут делать данный вид топлива более привлекательным. Таиланд и Малайзия также могут вернуться к росту по мере усиления позиций газа в межтопливной конкуренции в регионе. Эти страны обеспечат до 3 млн т дополнительного спроса суммарно.
Европа будет брать больше газа у СШАВ 2026 году Европа еще сильнее увеличит свою зависимость от импортного СПГ. Региону предстоит снова заполнять хранилища перед зимой, промышленность постепенно и в отдельных секторах будет возвращаться к росту, а у ключевого поставщика — США — как раз вводятся новые мощности. При этом резких провалов в поставках трубопроводного газа, как в уходящем году, не ожидается. Основными двигателями спроса вероятно будут дальнейшее снижение собственной добычи и оживающий ценочувствительный сегмент.
Американский СПГ уже занял более половины европейского импорта — свыше 50 млн т в 2025 году, фактически закрыв весь прирост спроса. В 2026-м траектория, судя по всему, сохранится, и доля «американских молекул» будет уверенно тянуться к двум третям импортного баланса ЕС. Стимулом будет в том числе и заключенное ранее двустороннее торговое соглашение, в рамках которого Европейский Союз намерен закупить у США сжиженный природный газ, нефть и продукты атомной энергетики на сумму порядка 750 млрд долл. к 2028 году.
Рост спроса — долгосрочный трендСтруктурная перестройка энергосистем и промышленности в крупных развивающихся экономиках будет формировать устойчивый, долгосрочный тренд роста спроса на газ. На горизонте 2040–2050 годов мировое потребление может превысить 5 трлн куб. м (рост на 20-30% от текущих уровней). Этому будут способствовать расширение спроса на электроэнергию, включая стремительный рост нагрузки со стороны ЦОДов, замещение угля и мазута в энергетике и промышленности, увеличение использования СПГ в тяжелом транспорте и судоходстве, а также возрастающая роль газовой генерации как механизма балансировки энергосистем с высокой долей солнечных и ветровых мощностей. Индустриализация и ускоренная электрификация менее развитых стран, а также формирование водородной отрасли создают дополнительный ярус в архитектуре глобального спроса, делая газ ключевым элементом мировой энергетики на десятилетия вперед.
Более половины мирового прироста газового спроса в ближайшие 25 лет сформирует АТР, и центральную роль здесь сыграет Китай: на его долю может прийтись свыше 250 млрд куб. м — результат растущих потребностей в газе для электрогенерации, теплоснабжения и промышленности. Дополнительно около 100 млрд куб. м способны обеспечить страны Юго-Восточной Азии за счет расширения газовой генерации и сектора ЖКХ. Сопоставимый вклад даст и Африка, где драйвером выступает прежде всего энергетика. Индия добавит еще 80-90 млрд куб. м, укрепляя общий восходящий тренд. На этом фоне Европа будет двигаться в противоположном направлении: переход на ВИЭ приведет к снижению потребления газа примерно на треть от текущих уровней — минус 100-150 млрд куб. м на горизонте ближайших 20-30 лет.
Рыночная ниша для новых проектовПотенциал прироста добычи в основных центрах роста потребления газа невелик за исключением Китая, но даже там собственного газа вкупе с расширением газотранспортной инфраструктуры для импорта не хватит для закрытия потребностей. СПГ будет играть ключевую роль в удовлетворении спроса как в центрах роста, так и в Европе, где потребность в СПГ будет сохраняться еще долгие годы по мере сокращения внутренней добычи и импорта газа по трубам — даже несмотря на общее сокращение потребления газа в регионе.

В итоге мировой спрос на СПГ в течение ближайшего десятилетия может увеличиться более чем на 200 млн т — прирост составит почти на 50%. К середине века рынок способен приблизиться к отметке в 800 млн т, фактически удвоившись по сравнению с текущими объемами. Такая динамика потребует колоссальных инвестиций: сотни миллиардов долларов на строительство новых мощностей по сжижению, регазификации и сопутствующей инфраструктуры.
Сегодня в мире строятся или заявлены к реализации проекты совокупной мощностью почти в миллиард тонн — масштаб, в 2,5 раза превышающий текущий спрос и выходящий далеко за рамки даже самых амбициозных прогнозов его роста. Однако значительная часть этого портфеля носит скорее спекулятивный характер: более половины проектов опираются на неподтвержденную ресурсную базу, сталкиваются со сложной геологией и неопределенной экономикой производства и поставок. Вероятность их доведения до финальной реализации остается минимальной.
Если отбросить всю группу «неопределенных» проектов, картина становится несколько менее «медвежьей» относительно рыночного баланса. До середины 2030-х мировой рынок будет обеспечен предложением с определенным запасом: при базовой траектории спроса отдельным менее эффективным заводам, вероятно, придется несколько снижать нагрузку. Такая конфигурация указывает на риск возникновения среднесрочного профицита.
К горизонту же 2050 года ситуация будет разворачиваться в противоположную сторону — уже просматривается нехватка предложения и формирование рыночной ниши для новых СПГ-проектов. Причем эта ниша вполне может возникнуть и раньше: динамика баланса определяется не только вводом новых мощностей, но и тем, как быстро снижается добыча на зрелых месторождениях. Более резкое падение производства на браунфилдах способно «расчистить» рынок для новых проектов.

Прирост предложения на рынке будет ускоряться, в частности, за счет большего распространения плавучих СПГ-заводов (FLNG), которые стремительно превращаются в реальную альтернативу наземным проектам. Если первые комплексы стоили свыше 2000 долл./т, то современные FLNG уже сопоставимы с крупнотоннажными береговыми заводами — около 1100 долл./т, а при переоборудовании СПГ-танкеров капитальные затраты могут снижаться до 500–600 долл./т. Ключевые преимущества — мобильность, отсутствие необходимости в значительной части наземной инфраструктуры и более короткие сроки строительства: менее трех лет против 4–5 для традиционных проектов.
За последние годы FLNG запущены в Малайзии, Австралии, Камеруне, Мозамбике, Конго, Мексике, Мавритании и Сенегале, увеличив совокупную мощность плавучих производств до 15-16 млн т в год (около 3% от всех мировых мощностей). В ближайшее десятилетие этот сегмент может утроиться и занять до 5-7% глобальных мощностей, особенно на новых площадках в Северной Америке, Африке и Южной Америке.
СПГ для бункеровкиЕще один драйвер роста отрасли — перспективы использования СПГ в качестве бункерного топлива. На текущем этапе применение этого энергоносителя для бункеровки остается сравнительно ограниченным. В 2024 году мировые объемы бункеровки составили около 4 млн т — лишь 3% совокупного потребления всех видов судового топлива. При этом доля СПГ может увеличиться и превысить 10% в течение ближайших 10-15 лет.
Наиболее сильным стимулом выступают требования Международной морской организации (IMO) по сокращению выбросов. В условиях ужесточения экологических норм сжиженный газ фактически стал одним из самых доступных способов обеспечить соответствие стандартам. На практике переход на СПГ позволяет снизить выбросы парниковых газов до 20% по сравнению с традиционными видами топлива, обеспечивая при этом более высокую удельную энегоемкость и, как следствие, снижение операционных затрат судоходных компаний. Параллельно государства и порты активно развивают соответствующую инфраструктуру: мировые мощности специализированных бункеровочных судов могут вырасти с текущих 0,5 до 1 млн куб. м уже к 2028 году. Одновременно сегмент сталкивается с рядом барьеров: высокими капитальными затратами, технологическими ограничениями и усиливающейся конкуренцией со стороны метанола, аммиака и водорода, которые в долгосрочной перспективе могут стать предпочтительными низкоуглеродными решениями
Таким образом, мировая индустрия СПГ вступает в фазу усиливающейся конкуренции за ценочувствительные рынки. В наступающем году ожидаемые более низкие цены способны развернуть спрос в Азии к росту, а Европа будет усиливать свою зависимость от американского газа. При этом долгосрочный баланс выглядит противоречиво: в течение ближайших 10 лет возможен опережающий рост мощностей, который будет давить на цены и снижать загрузку у наименее эффективных поставщиков, но далее вполне четко просматривается ниша для новых проектов. СПГ постепенно становится ключевой формой торговли газом, и развитие отрасли является критическим фактором преодоления межрегиональных дисбалансов и удовлетворения растущего спроса на газ.