Блог им. somewone
Винлаб начал раскрывать самостоятельную отчетность по МСФО, ранее финансовые результаты публиковали только в рамках отчета НоваБев.
В СМИ пишут про одобрение акционерами допэмиссии и регистрации ПАО, Инфолайн сделал ресерч по рынку, а менеджмент проводит встречи с блогерами-аналитиками. Все признаки подготовки к IPO.
На прошлой неделе посетил такую встречу с менеджментом Винлаба. Общее впечатление отличное. Винлаб — 4-й игрок по продаже алкоголя в рознице, 1-й среди специализированных магазинов и 1-й в онлайне (работают по модели самовывоза).

Розница ВинЛаб с 2020 по 2024 год выросла примерно втрое, сеть в 2025 году подбирается к 2,2 тыс. магазинам. Выручка за тот же период увеличилась в 3,4 раза, до 86,3 млрд руб. в 2024 году, рентабельность по EBITDA в 2024 году – 11,3% по МСФО 16, выше, чем у публичного ритейла.

По географии широко представлены пока далеко не везде, в основном Дальний Восток (с которого ВинЛаб начинал развитие), Москва и Санкт-Петербург. Но планируют выходить и в новые регионы. Компактные размеры магазинов упрощают и ускоряют процесс открытия новых точек и требуют меньше инвестиций.
Потенциал как минимум удвоения количества магазинов специализированной розницы есть во всех регионах, посчитали в Инфолайн. ВинЛаб следующим перспективным для себя направлением считает Юг.
Менеджмент говорит, что при выборе места открытия новых точек их трафик хорошо сочетается с трафиком гипермаркетов и более мелких сетей. При этом каждая локация детально анализируется, включая количество домохозяйств в окружении, плотность и доход на душу населения, особенности региона, совокупный поток трафика и возможный процент каннибализации от него. Комфортный радиус для покупателя – до 300 метров. Процент правильного попадания и выхода на целевую доходность – 99%.
Российский рынок алкоголя продолжит рост, по подсчетам Инфолайн, в 2025–2029 гг. рынок розничных продаж алкоголя в целом будет расти в среднем на 11% в год до 4,9 трлн рублей, наблюдается высокая устойчивость тренда в любых рыночных ситуациях. Среди драйверов Инфолайн называет развитие специализированной розницы, внутреннее производство, «премиумизацию» потребления, развитие онлайн.
Ключевой ассортимент Винлаба — более премиальная продукция (фокусная продукция НоваБева). И, кажется, это обоснованная стратегия. Как говорит Инфолайн, на российском рынке доля премиум-сегмента росла (и по прогнозам будет расти) как в категории вин:

Вернемся к результатам
В 1-м полугодии выручка выросла на 24% до 47,7 млрд руб. (кол-во магазинов +18%). Рос и трафик (+11,8%) и средний чек (+9,7%) – в т.ч. как раз за счет развития премиум-сегмента.
EBITDA +85% до 6,3 млрд руб.5,4 млрд рублей без единоразового дохода – рост + 59%, прибыль +200% до 2,3 млрд руб. (+83% до 1,4 млрд руб. без единоразового дохода*).
* Единоразовый финансовый доход — это нерегулярный доход, не связанный с операционной деятельностью компании. В отчетности «ВинЛаб» за 1 полугодие 2025 года он составил 890 млн рублей и был учтен в показателях EBITDA и чистой прибыли. Для корректной оценки операционных результатов компании данный доход исключается из расчетов.
Стоит отметить, что у Винлаба одна из самых высоких выручек на квадратный метр среди сетей.

Винлаб – это один из важных драйверов стратегии роста НоваБев. Ритейлер планирует удвоить свою выручку к 2029 году до 200 млрд руб. В основном фокус делается на расширение сети (x2 магазинов) и развитие онлайна (3,7x рост онлайн-выручки).

Есть и цели на ближайший год. В 2025 будет давление на результаты из-за кибератаки, но, в свою очередь, создаст задел для роста в будущие периоды.

Динамика может выглядеть по среднему сценарию так:

Публичный НоваБев оценивается рынком в 38 млрд руб. с учетом квазиказначейского пакета на балансе компании. Во сколько оценит рынок Винлаб как бОльшую часть прибыли и его быстрорастущую часть, надеюсь, уже скоро узнаем.
Это перспективный и быстрорастущий бизнес, который, работает на одном из самых динамичных рынков. Выглядит, как интересный инвесткейс – следим и присматриваемся.
