В среду, 8 октября, цена на платину поднялась до $1660 за унцию, достигнув максимума за последние 12 лет. За год цена металла выросла почти на 70%, опередив по темпам роста и золото, которое за это время подорожало на 50%.
Платина активно применяется при изготовлении катализаторов, нейтрализующих выхлопные газы автомобилей с дизельным двигателем.
Крупнейшими производителями платины в 2024 году были ЮАР, на долю которой приходилось порядка 80% мировой добычи, и Россия — около 10%. Оставшийся рынок делят Зимбабве, Канада и США.
Абсолютный пик цены на платину — $2290 за унцию — был зафиксирован в марте 2008 года. Тогда совпали три фактора: серьезные перебои с электроэнергией в ЮАР, вызвавшие временное закрытие ряда рудников и сокращение поставок, рост мировых продаж автомобилей на фоне ужесточения борьбы с вредными выбросами в Европе и действиями спекулянтов, вкладывавшихся в платину в расчете на быстрое увеличение цен.
Компания Johnson Matthey в своем ежегодном обзоре указывает, что
в 2025 году в мире может образоваться значительный, почти в 0,8 млн унций, дефицит платины.
В компании полагают, что производство может сократиться на 2% год к году — до 6,9 млн унций. В ЮАР, по расчетам экспертов, оно снизится на 5%, до 3,9 млн унций, при этом
в России вырастет на 3% — до 670 000 унций, а в остальных странах увеличится примерно на 1% — до 972 000 унций.
Предложение вторичного металла, произведенного в основном из лома, по оценкам Johnson Matthey, может вырасти почти на 1%, до 1,4 млн унций, оставшись при этом на низком уровне везде, кроме Китая.
Одновременно в Johnson Matthey
ожидают в этом году снижение мирового потребления платины на 2,6%, до 7,7 млн унций. Главная причина — сокращение спроса на нее на 5% к 2024 году в автомобилестроении из-за роста продаж электромобилей.
Неинвестиционный спрос на платину при этом может упасть из-за снижения потребностей автопрома на целых 39% (до 319 000 унций).
В ювелирной промышленности эксперты Johnson Matthey ожидают незначительный, чуть более 1%, рост — 1,4 млн унций.
В других отраслях, по их мнению, рост может составить 6,5% — 2,7 млн унций.
Всемирный совет по инвестициям в платину (World Platinum Investment Council, WPIC) отмечает в сентябрьском обзоре, что
в нынешнем году дефицит платины может быть немного больше — 850 000 унций, что соответствует 11% годового потребления, хотя это и меньше дефицита в 968 000 унций в 2024 году. WPIC полагает, что
общее производство платины в 2025 году составит 7,027 млн унций, сократившись на 3% в годовом исчислении, а потребление платины, по расчетам WPIC, снизится на 4% в годовом исчислении — до 7,877 млн унций.
Авторы последнего, июльского обзора «Норникеля», основного производителя платины в России,
ожидают дефицита лишь в 0,2 млн унций. Мировое производство аффинированной платины, говорится в обзоре, может сократиться в нынешнем году в годовом исчислении на 2%, до 7,1 млн унций за счет падения у всех стран-производителей, кроме России, где оно останется стабильным по сравнению с 2024 годом — 0,7 млн унций.
Эксперты, опрошенные Forbes, считают, что
на стремительный рост цен на платину повлияли другие драгметаллы.
www.forbes.ru/biznes/547375-vmesto-zolota-pocemu-dorozaet-platina-i-kto-na-etom-zarabotaet