Блог им. BOSSVVA

Рост цен — не единственная проблема: на топливном рынке России все неспокойнее

    • 01 октября 2025, 14:52
    • |
    • BOSSVVA
  • Еще
  Рост цен — не единственная проблема: на топливном рынке России все неспокойнее   СюжетЦены на бензин и дизельное топливо ФАС все чаще проверяет заправки на предмет слишком быстрого роста цен, в правительстве решили запретить продажи бензина в другие страны, а независимые АЗС все чаще предпочитают закрываться, создавая проблемы для нефтебаз.

Ситуация на топливном рынке России становится все горячее. Уже несколько недель подряд на заправках юга России, включая Крым, а также на Донбассе либо нет в наличии бензина АИ-92 и АИ-95, либо его продают, но с ограничениями по 10-20-30 литров в одни руки, а то и по талонам. Поступали сообщения об аналогичных проблемах и из других регионов РФ.

Если в середине сентября эксперты, аналитические агентства и чиновники говорили о том, что рисков дефицита топлива нет, то сейчас полемика явно меняется.И не только по поводу дисбаланса спроса-предложения и рисков дефицита, но и касательно роста цен на моторное топливо.

АЗС в регионах начали получать предупреждения ФАС из-за необоснованного роста стоимости бензина. Минэнерго и антимонопольная служба в субъектах инициировали проверки сетей. В правительстве приняли решение ввести полный запрет экспорта бензина и дизеля до 31 декабря 2025-го. Правда, с некоторой оговоркой.

»…При этом на поставки, осуществляемые непосредственными производителями указанных видов топлива, запрет не распространяется»,

 — говорится в Постановлении от 30 сентября 2025 года №1502, №1503. То есть ДТ, судовое топливо и газойли нефтепереработчики экспортировать могут.

Еще один повод для тревоги — недавнее заявление вице-президента РФ Александра Новака о «небольшом дефиците» топлива.

Впрочем, даже это слабо успокаивает рынок. Кроме ограниченного объема по продажам бензина в некоторых областях страны, а также роста цен на топливо (и в опте, на Петербургской бирже, и в рознице) появилась еще одна проблема — участившиеся случаи закрытия независимых АЗС.

Это уже не говоря о беспрецедентном простаивании мощностей по переработке нефти.

Рост цен на топливо — проблема, но уже не единственная

В Крыму установили потолок цен на топливо и ввели лимит отпуска бензина в одни руки. Судя по сообщениям главы республики Сергея Аксенова, ограничения будут действовать в течение ближайшего месяца.

Аналогичные меры пока не ввели во всей стране. Но география областей, где на АЗС нет топлива либо его продают в дозированных объемах, расширяется. Более того, бензин вновь начал рост стоимости на бирже.

 
  • По итогам торгов 3 сентября цена тонны АИ-95 с поставкой в европейскую часть РФ — 82,3 тыс. руб., а АИ-92 — более 70,6 тыс. руб.;
  • 23 сентября цены несколько снизились. АИ-95 — 78,2 тыс. руб./т, АИ-92 — по 74,6 тыс. руб./т;
  • в последних числах сентября стоимость опять пошла вверх. 30 сентября АИ-95 на европейской части РФ — 79,7 тыс. руб./т, а вот тонна АИ-92 чуть снизилась в цене — 73,8 тыс. руб.

Несмотря на периодическое снижение цен топлива на Петербургской бирже, нынешняя цена все равно заметно выше той, что была в начале 2025-го: в январе (по территориальному индексу европейской части РФ) АИ-92 стоил 49,4 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — 51,3 тыс. руб. за тонну.

Все это объективно вынуждает поднимать цены и на АЗС уже который месяц подряд. Но проблема для владельцев заправок в том, что ФАС на законодательном уровне не позволяет эти ценники поднимать резко — рост цен обязан быть не выше инфляции. В итоге АЗС несут убытки.

По разным оценкам, автозаправочные станции теряли в середине и конце сентября в среднем 4,3 руб. с каждого проданного литра АИ-92 и порядка 3,8 руб. с литра АИ-95. Говорят о подобных цифрах не только в российских СМИ вроде ТАСС, но и ряде аналитических агентств, включая «Петромаркет», «Эйлер» и т. д.

Работа себе в убыток особенно сильно давит на независимые сети АЗС. Причина — у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) запас прочности в финансовом плане явно выше, чем у независимых, поэтому последние предпочитают вообще на время закрыться, чем работать себе в убыток. В итоге с середины лета этого года закрылось уже примерно 360 автозаправочных станций (2,6% рынка).

Оказывает огромное давление на рынок и закрытие из-за ремонтных работ нефтеперерабатывающих предприятий. Такие работы выполняются не только из-за плановых работ, но и по причине налетов украинских БПЛА.

В агентстве «Сиала» уверяют, что больше половины всех простоев и ремонтных работ происходят именно из-за атак дронов. Это вполне возможно, учитывая количество поражённых за последний год НПЗ, которые входят в ТОП-5 крупнейших нефтеперерабатывающих заводов РФ.

 

По состоянию на конец сентября на НПЗ в России простаивали почти 38% мощностей по первичной переработке нефти. Это порядка 338 тыс. тонн/сут., что является новым рекордом по сравнению с предыдущими критическими показателями в конце лета этого года, мая 2022-го и мая 2020-го. Объем работающих мощностей, необходимых для производства бензина и дизтоплива, упал на 6% в августе и еще на 18% — в сентябре.

Решить проблему только одной мерой не получится

По словам Александра Новака, в России сейчас не работает каждая 50-я заправка.

«На сегодняшний день действительно есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была»,

 — заявил вице-премьер РФ.

Доля независимых АЗС в общем числе автозаправок России составляет более 60%, но по реализации моторного топлива они занимают не столь большую нишу — порядка 30%. Однако когда под угрозой оказываются даже такие объемы по реализации топлива, это создает весьма ощутимую нервозность на рынке.

На фоне этого в правительстве приняли решение продлить полный запрет экспорт автомобильного бензина до конца текущего года, а также запретили вывоз ДТ, но учже частично — для непроизводителей. Увы, но подобная мера вряд ли быстро решит разом все проблемы — риск дефицита, закрытие независимых АЗС и дальнейший рост цен на топливном рынке России.

По словам аналитика ФНЭБ, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, вероятно, что никто и не рассчитывает на быстрые изменения от продления запрета на экспорт бензинов. Эту меру следует рассматривать как второстепенную по значимости. Она окажет влияние на рынок в комплексе с другими факторами. Среди них, считает эксперт, есть даже время, ведь высокий сезон потребления топлива подходит к концу, а значит, на рынке упадет спрос, что значительно уменьшит риски дефицита.

 
«В большинстве случаев дефицит сегодня имеет экономические причины, а не физические. Из-за высоких цен на бирже независимым АЗС выгоднее не торговать топливом, потому как это идет им в убыток (с дизелем ситуация намного лучше). Как только стоимость на бирже начнет снижаться, то исчезнут причины, генерирующие убытки для независимых АЗС, на рынке появится больше предложения.
Есть и еще одна из мер правительства — временно открыть возможность для импорта (обнулить пошлины). Пока что ее используют только для некоторых регионов РФ, где это нужнее всего. Это в комплексе с запретом экспорта даст эффект. Да, фундаментального решения проблемы нынешние меры все же не дадут, подобное может повториться и в следующем году. Но здесь и сейчас ситуацию выправит еще и время, поскольку ближе к зиме на рынке РФ снизится спрос»,

— заключил эксперт.

В правительстве РФ действительно идут на весьма нетипичные меры для увеличения импорта топлива. Вице-премьер предложил кабмину РФ шаги, позволяющие зайти иностранной продукции на внутренний рынок РФ в объеме не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива в месяц. Суть таких мер — обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импортируемый бензин. Причем не только из Беларуси и КНР, но также из Южной Кореи и даже Сингапура. Кстати, из Беларуси есть возможность нарастить поставки в несколько раз. Если в сентябре они составляли около 45 тыс. тонн в месяц, то технически есть способы увеличить их до 300 тыс. тонн в месяц.

Более того, на импортируемые нефтепродукты можно ввести демпферные выплаты. Кабмину также предложили на полгода вернуться к использованию присадки ММА для производства бензина и отменить акциз на этиловый спирт для его добавления в бензин.

Среди предложений есть и меры, стимулирующие потоки нефтепродуктов внутри РФ. В первую очередь для направления их (примерно 150 тыс. тонн в месяц) с НПЗ Сибири на запад, чтобы обеспечить топливом центральную часть России.

oilcapital.ru/news/2025-10-01/rost-tsen-ne-edinstvennaya-problema-na-toplivnom-rynke-rossii-vse-nespokoynee-5483671
289
2 комментария
В моем микрорайоне, где я живу сейчас, в данный момент, есть 3 заправки.
И все 3  СТОЯТ из за отсутствия топлива.
Причем заправки эти принадлежат РАЗНЫМ компаниям.
avatar
Недавно был в поездке по югу России, и на нескольких заправках столкнулся с тем, что нет топлива. Удивился тогда. А это вон оно что получается. Нехорошо, конечно. Новости читаешь — одна другой печальнее

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Россети Волга. Отчет МСФО. Новый ИПР. Установлены тарифы на 26г. Покупать?!
Компания Россети Волга опубликовала финансовый отчет за Q3 2025г. по МСФО: По старой схеме друзья, я совсем коротко на нем...
Фото
🛍️ Итоги 2025: Buyback is Back!
В октябре 2025 года мы объявили о продлении обратного выкупа акций SOFL, запущенного осенью 2024, еще на год. Объем акций, доступных к выкупу, был...
Дивидендам — быть ✔️
💰 Вчера на общем собрании акционеров были утверждены дивиденды за 9 месяцев 2025 года в размере 368 рублей на акцию.  ⚡ Дата фиксации...

теги блога BOSSVVA

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн