Блог им. MihailVlasenko

На десятом часу полета у B-52 ВВС США что-то пошло не так — из одного крыла начало вытекать топливо, поэтому майор Уолтер Таллох решил слить топливо из другого крыла, сбалансировать самолет и посадить его на аэродроме в Голдсборо.
К несчастью для экипажа, сделать этого не удалось — самолет вошел в штопор и начал стремительно падать. Если вы считаете, что проблемы на этом закончились, то вы ошибаетесь — на борту этого бомбардировщика находились две ядерные бомбы.
Майор Таллох принял единственное верное решение — он приказал подчиненным эвакуироваться с рассыпающегося в воздухе самолета, зная, что его опасный груз имеет несколько предохранителей и не взорвется от удара о землю.
Однако в экстремальных условиях, когда B-52 был разорван в клочья, тепловые батареи авиабомб внезапно активировались, а их датчики начали посылать сигналы о срабатывании. Трагедия была неизбежна… но к счастью, ничего не произошло. Как же так получилось?
Один из механических переключателей был установлен в положение «БЕЗОПАСНО» — именно это предотвратило взрыв двух ядерных бомб, которые по своей мощи превосходили бомбу, сброшенную на Хиросиму, в целых 250 раз.
Спустя годы после этой аварии эксперт по безопасности Стэн Спрей объяснил, почему тепловые батареи активировались и чуть не привели к трагедии:
«Всегда считалось, что если две электрические цепи физически разделены, то ток не может передаваться от одной к другой. В нормальной среде так и есть, но в экстремальной это уже не является правдой.
Когда печатные платы были согнуты и раздавлены, а вокруг них бушевало пламя, они начали плавиться — стекловолокно превратилось из изолятора в проводник электричества и две разъединенные цепи встретились».
Спрей и его команда сделали поразительный вывод — некоторые вещи, которые должны обеспечивать безопасность, во время «ненормальной среды» могут усугубить ситуацию и стать причиной ужасных событий.
Такие выводы характерны и для фондовых рынков — когда они становятся «ненормальными», то даже их основные принципы перестают работать. Например, любимая нами диверсификация не спасла бы наш портфель от сильного падения во время финансового кризиса 2008 года.
В тот период рухнули практически все классы активов — так инвестор, владеющий акциями и облигациями США, акциями развивающихся стран, REIT'ами и фондами на сырье все равно увидел бы падение своего портфеля на 30-40%.

У «ненормальной среды» есть еще одна проблема — сложные времена могут привести к возникновению сразу нескольких неблагоприятных событий. И эти события могут негативно сказаться на наших финансах, если мы окажемся к ним не готовы.
Например, вероятность потери работы вами или вашим супругом равна 1% — следовательно, вероятность того, что вы оба останетесь без работы в один и тот же месяц крайне низка. Но в «ненормальной среде» эти шансы резко возрастают, причем это происходит тогда, когда фондовые рынки рушатся, и продавать активы становится крайне невыгодно.
Защититься от этого очень сложно — мало кто может предсказать наступление такой среды, пока сам в ней не окажется. Можно, конечно, запастись наличкой на целый год жизни без работы… но тем же американцам в период Великой депрессии даже такой заначки оказалось мало.
Поэтому единственное, что нам по силам — это диверсифицировать свои вложения и найти оптимальный для нас баланс активов. При этом следует понимать, что если все наши активы падают, то это не обязательно наша ошибка — во время «ненормальной среды» такие вещи порой случаются.
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там вы найдете еще больше материалов по финансам по рынку.
Противоречие в тексте. Пишите в середине текста, что диверсификация не спасла, в конце нужна диверсификация. Может надо выскакивать на растущем рынке и покупать на падающем???