Блог им. BOSSVVA
Президентский указа, подписанный в августе, о доптребованиях к иностранным участникам «Сахалина-1» касается бизнеса Индии и Японии. Накануне глава правительства РФ подписал распоряжение, которым прописывается необходимость исполнения президентского указа для японского консорциума SODECO, «Сахалин Ойл энд Газ Девелопмент» и индийской ONGC Videsh. А вот американская Exxon в распоряжении премьера не фигурирует.
Речь идет об изменениях в президентский указ от 2022 года (который в том числе о передаче операторства по проекту «Сахалин-1» компании-резиденту РФ), внесенных Путиным в августе 2025-го. Изменения были с оптимизмом приняты в США: в Торговой палате заявили, что это «сигнал» для возвращения ExxonMobil. Но с конца августа многое поменялось.
Изменения из указа в частности обязывают участников проекта — точнее, претендентов на доли в новом операторе аналогично долям в старом — заключить договоры на поставки из-за рубежа оборудования, которое требуется для Соглашения о разделе продукции («Сахалин-1» работает на условиях СРП), а также заключить договоры на техническое обслуживание. Кроме того, в числе требований — действия, которые ведут к отмене западных санкций в отношении проекта, включая подачу судебных исков.
Также каждому претенденту вменяется в обязанность сделать взнос в ликвидационный фонд нового оператора соразмерно сумме в ликвидационном фонде старого оператора. Взнос можно делать через третьих лиц. Это, по-видимому, актуально, поскольку ONGC Videsh не может «перекинуть» средства ликвидационного фонда старого оператора в фонд нового оператора с 2023 года. Сама практика ликвидационных фондов для СРП распространена, проблема именно в санкциях против банковского сектора РФ.
«НиК» напоминает, что старый оператор — это «Эксон Нефтегаз», «дочка» Exxon (30% в операторе принадлежит американской компании), а новый — ООО «Сахалин-1», которое управляется АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», «дочкой» «Роснефти». При этом «Роснефти» через «Сахалинморнефтегаз-Шельф» полагается 11,5% долей в новом операторе, и еще 8,5% долей — через «дочку» «РН-Астра». У японского консорциума — 30%, у индийцев — 20%. 30-процентная доля Exxon «подвисла», поскольку ни в 2022-м, ни сейчас желания возвращаться в РФ американцы не изъявили. Ранее глава Exxon Вудс заявил, что хочет вернуть средства за свои российские активы, назвав смену оператора проекта экспроприацией. Однако Exxon сама ушла весной 2022 года и, в отличие от других иностранных партнеров, не заявила претензий на долю в новом операторе.