Блог им. Yak1994

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин

Фото Нижнекамскшина
Фото ПАО «Нижнекамскшина»
Предыдущие статьи:
Как компании зарабатывают деньги. Производство серы
Как компании зарабатывают деньги. Производство кордной ткани
Как компании зарабатывают деньги. Производство бутадиеновых каучуков
Как компании зарабатывают деньги. Производство изопреновых каучуков
Всем привет! Среди публичных химических компаний на Мосбирже у нас нерассмотренными осталось две — ПАО «Владимирский химический завод» и ПАО «Нижнекамскшина». Сайт у Владимирского химического завода в коме, поэтому изучить его каталог продуктов и рассказать вам о технологиях их получения я пока не могу, вернёмся к этому вопросу позже. Сегодня обзор технологии производства шин на Нижнекамскшине — статья будет одна, поскольку ничего кроме шин (разнообразных, правда) компания не выпускает. ПАО «Нижнекамскшина» производит легкогрузовые шины брендов KAMA, Viatti и KAMA EURO.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Если кто-то вам скажет, что производство шин — это не химическая технология, киньте в него камнем, потому что эта отрасль называется «технология переработки эластомеров» и является подотраслью как раз химической технологии. В моём вузе на химфаке даже была отдельная кафедра с таким названием.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
А потому что при производстве шин происходят химические реакции вулканизации. Резина, из которой получается шина, производится прямо на шинном заводе. Резину делают из каучука, производимого нефтехимическими компаниями, такими как, например, ПАО «Сибур». Чтобы каучук стал резиной, молекулы полимера, из которых он состоит, нужно «сшить» в процессе вулканизации, что позволит каучуку (став резиной) приобрести новые свойства — эластичность в широком диапазоне температур, механическую прочность на разрыв и истирание. Для «сшивки» молекул полимера используются молекулярные мостики из серы. В результате вулканизации получаем резину, имеющую вот такую молекулярную структуру:
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Образование резины вулканизацией полиизопрена (натурального каучука) серой
На этом я заканчиваю теоретическую справку, давайте же посмотрим на технологический процесс. Производство шин на ПАО «Нижнекамскшина» включает несколько ключевых этапов, от подготовки сырья до контроля качества готовой продукции. Предприятие оснащено современным оборудованием, а процессы максимально автоматизированы, что обеспечивает высокую точность и соответствие международным стандартам

Подготовка сырья

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
На конвейере ингредиенты будущей резиновой смеси — брикеты каучука, наполнители и всякое такое. Фото ПАО «Нижнекамскшина»
Цех подготовки сырья принимает каучук (натуральный и синтетический), серу, пластификаторы и другие ингредиенты. Каучук проходит распаривание в камерах при температуре 70–80°C для повышения пластичности.
Сырье хранится в специальных боксах с контролем условий. Например, жидкие пластификаторы доставляются по трубопроводам, а ингредиенты дробят и просеивают для улучшения качества.

Изготовление резиновой смеси

Фото autoreview.ru
Общий вид производственной площадки подготовительного цеха. Фото autoreview.ru
В подготовительном цехе каучук смешивают с серой, маслом и химикатами в маточных линиях. На финальном этапе добавляют сероускорители.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Склад хранения готовых резиновых смесей в подготовительном цехе. Фото autoreview.ru
После модернизации 2017 года используются три современных резиносмесителя, что повысило производительность до 30 тыс. тонн смеси в год. Для шин Viatti в качестве усиливающего наполнителя применяют кремнезём (вместо технического углерода), улучшая сцепление и устойчивость к аквапланированию. Резиновая смесь на специальных вальцах формуется в виде ленты, которую направят на сборку шин.

Сборка шин

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Нейлоновые нити — один из вариантов армирования прорезиненного корда. Фото www.kolesa.ru
Фото Нижнекамскшина
Сборочный цех. Линия каландирования. Фото ПАО «Нижнекамскшина»
На линиях каландрования проводят обкладку нейлоновых нитей или кордной ткани резиновыми смесями -- формируется обрезиненный корд. Для легковых шин могут использовать и металлокорд, что повышает прочность. Далее корд направляют на сборку шины.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Сборочные линии формируют многослойную структуру: каркас, брекер, протектор.
Каркас автомобильной шины состоит из одного или нескольких наложенных друг на друга слоёв обрезиненного корда. Это главный силовой элемент шины, который придаёт ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Раскроенная полоса слоя брекера. Фото www.kolesa.ru
Брекер — это «пояс» в шине, расположенный между каркасом и протектором. Он также состоит из нескольких слоёв прорезиненного корда, но расположенного анизотропно каркасу, чтобы работать при нагрузках, приложенных к шине в другом направлении.
Протектор — элемент шины, представляющий собой толстый резиновый слой, предназначенный для защиты внутренней части шины от проколов и повреждений, а также для формирования оптимального пятна контакта шины.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Прикатка протектора на сборочном комплексе. Фото autoreview.ru
Агрегат супер-сборки автоматизирует укладку компонентов, повышая производительность на 10–15%. После сборки «сырые» шины направляются конвейером в цех вулканизации.

Вулканизация

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш». Фото www.kolesa.ru
Химическое сердце процесса, все предыдущие танцы были лишь подготовкой к главному — вулканизации. Готовые заготовки помещают в форматоры-вулканизаторы, где при температуре 155 °C и давлении 20 атм. происходит формование и вулканизация в течение 55 минут.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525. Фото www.kolesa.ru
Для нагрева используется перегретый пар от ТЭЦ, а система транспортировки «сырых» шин управляется чипами с электронной маркировкой.

Контроль качества

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Конвейерная лента с шинами размера 215/55 R17 94V V-130 на участке инспекции качества на линии. Фото autoreview.ru
Каждая шина проходит рентгеновскую дефектоскопию, проверку силовой неоднородности, биения и веса. Дефекты выявляются с точностью до 0,1 мм.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Рентгенодефектоскопия шины. Фото www.kolesa.ru
На предприятии действует система менеджмента качества по ISO 9001 и IATF 16949, а продукция сертифицирована для поставок на автозаводы Volkswagen, Skoda, Ford (пока что это бесполезно, но вообще Нижнекамскшина умеет и могёт).
Фото Нижнекамскшина
Михалыч и его любофф. Фото ПАО «Нижнекамскшина»
Теперь о цифрах. ПАО «Нижнекамскшина» производит 326 товарных позиций шин под брендами KAMA и Viatti, включая шины для легковых автомобилей, легкового коммерческого транспорта, сельскохозяйственной и индустриальной техники, шины для квадроциклов и велошины. Ассортимент продукции насчитывает 113 типоразмеров с посадочным диаметром от 10 до 20 дюймов. Генеральным дистрибьютором продукции Общества является ООО «ТД «Кама».
Объем выпуска — 10,2 млн шин/год, 8% из которых экспортируется. В 2024 г. география экспорта продукции ПАО «Нижнекамскшина» насчитывала 16 стран, из них 10 стран ближнего зарубежья, 6 стран дальнего зарубежья.
На внутреннем рынке о
сновными B2B потребителями шинной продукции Нижнекамскшины являются крупнейшие отечественные производители автомобильной техники. В течение 2024 г. отгрузка шин осуществлялась в адрес 11 автопроизводителей. B2C рынок остается ключевым рынком не только с точки зрения объемов реализации продукции ПАО «Нижнекамскшина» (79 % от всех продаж продукции), но и уровня рентабельности. Основные продажи шинной продукции осуществляются через оптовый канал.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Структура реализации по основным категориям потребителей шинной продукции на B2C рынке России. Источник: Годовой отчёт 2024 ПАО «Нижнекамскшина»
По итогам 2024 г. предложение шинной продукции на рынке РФ по легковым и легкогрузовым шинам составило 63 млн шт. шин, что на 21% больше по сравнению с предыдущим годом. Рыночная доля ПАО «Нижнекамскшина» на российском рынке легковых и легкогрузовых шин по итогам 2024 г. составила 15 %.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Основные производители, выпускающие конкурентную продукцию. Здесь кстати у делателей отчёта ошибка — Волтайр находится тут у меня в г. Волжский (Волгоградская обл.), а не в г. Волжск (Марий Эл), что вдвойне тупо, ведь Волжский больше чем Волжск в шесть раз, Карл! Источник: Годовой отчёт 2024 ПАО «Нижнекамскшина»
Инвестиционная программа на 2025 год сформирована на сумму 65,2 млн руб. (без НДС). Источники инвестиций: собственные средства. В рамках инвестиционной программы ПАО «Нижнекамскшина» 2025 года основную часть инвестиций планируется направить на обновление основного технологического оборудования.
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2024 года:
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин
Источник: Годовой отчёт ПАО «Нижнекамскшина» 2024.
Дивиденды компания не платит, но в Годовом отчёте 2024 обещает в среднесрочной перспективе рассмотреть этот вопрос.

Все данные взяты из Годового отчёта 2024 ПАО «Нижнекамскшина», если не указано иное.
4.3К | ★1
10 комментариев
Добрый день.
Спасибо за разбор, на мой взгляд не хватает структуры владения, кто основной акционер?
avatar
Вадим Джог, возможно Сибур или Татнефть.
avatar
Вадим Джог, основной акционер ООО «Татшина», который полностью принадлежит АО «Воронеж. ИИ», который полностью принадлежит неизвестно кому, учредителем «Воронежа» с УК в 30000 руб. была М.А. Стрельцова. Возможно, конечным бенефициаром является прошлый владелец (Татнефть), просто компанию вывели из периметра Татнефти в связи с покупкой Татнефтью активов финской Nokian, чтобы не стать монополией.
avatar
Вау. спасибо за упоминание об очень близкой мне теме. Я по первой специальности технолог резинового производства, окончила Волжский политехнический техникум (с отличием). И хочу сказать. что техникумовское обучение самое качественное по знаниям. я до сих пор помню основную рецептуру резин для производства шин. Это синтетический каучук, вулканизатор . в основном сера. ускорители-активаторы вулканизации -дибутилфталаты, дибутил себоциннаты, и, что очень важно, наполнитель, которого вводят в резину в количестве 40-60%. это сажа. поэтому резина чёрная и мужчины в подготовительном цене выглядят. как негры и по цвету лица и по тяжести и вредности работы. Смешение сыпучих ингредиентов происходит на вальцах  в открытом виде. Ещё помню маркировку шин для больших беларусских тракторов -12-00-20. А автоклавы. где резину делают упругой (варят) назывались Бег-О-Метик. После техникума был ещё и химический факультет университета. где я терпеть не могла гуманитарные науки, а их было много. да ещё и конспекты ууууу. На практике после 3 курса техникума были на Волжском шинном заводе, но в камерном цехе на заключительной операции и нас называли «заключённые», мы четверо отважились туда пойти, потому что только там платили деньги за практику и скоро поняли. почему ( не секунды покоя. ни минуты покоя). Если не сдадим сменные камеры. мужики- автоклавщики  живьём съедят. На обед в столовую бегом. обратно бегом. За это время нам на конвейер столько накидают камер горяченных, что их не только обработать невозможно. но даже снять с рожков бывало не в наших силах. Приятные воспоминания нахлынули. И работали 4-е ночных смены подряд. Зато приоделись на завидки другим нашим халявщикам.
avatar
satisfaction, интересно, спасибо за подробный рассказ о вашем опыте на Волжском шинном 
avatar
Бог Вычислений, а самое важное забыла упомянуть. Там. на практике я впервые столкнулась с белорусами, до нашего прихода на заключительном участке уже работали девчонки- белоруски. Туда, я уже говорила брали только молодёжь, как наиболее мобильную, этого  требовала работа. И поскольку мы были новичками, то поначалу зашивались. Перед тобой гора фиаток, тебе их нужно поддуть и ещё ряд операций сделать, смена кончается. не успеваешь сдать продукцию всей смены. Так вот эти девочки молча подойдут и вмиг раскидают эту гору камер. Они на удивление немногословные, надёжные трудяги. Вот такое у меня осталось впечатление  от наших настоящих братьев — белорусов. 
avatar
satisfaction, очень романтичные воспоминания.
avatar
John Wayne, Так и шинный завод  -это не Средиземное побережье.
avatar
Короче, Татнефть — «покупать»… Шины всем нужны.
avatar
john dao, конечно покупать Татнефть, поскольку  скоро станет монополистом шинного производства, включая и совместное производство синтетический каучука в Казахстане и Узбекистане.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
📈 Выручка Группы МГКЛ за 11 месяцев — 27 млрд рублей (x3,6 к АППГ)
К концу 2025 года подходим с рекордными прогнозными показателями: ✅ Прогноз по выручке — 27 млрд рублей, что в 3,6 раза выше, чем за...
Фото
Сколько дивидендов может заплатить Астра в ближайшие 2 года? Уточнили прогноз после отчета за 3 кв25
Астра отчиталась за 3 квартал 2025. 👉 Отчет МСФО 👉 Презентация 👉 Пресс-релиз 👉 Датабук 👉 Видео-интервью по итогам отчета 👉роста выручки...
Фото
IR-команда «Озон Фармацевтика» встретилась с аналитиком СберИнвестиций Софией Кирсановой
Мы поделились нашими планами и достижениями, а также ответили на вопросы. Поговорили о включении в индекс Мосбиржи, росте...

теги блога Бог Вычислений

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн