5 июня 2025
Исполнительная власть Евросоюза сообщила, что страны ЕС могут переориентировать сотни миллиардов выделенных на борьбу с COVID-19 евро на финансирование оборонных проектов. Такое решение отражает радикальную смену приоритетов со времён пандемии коронавируса.
В среду Еврокомиссия подтвердила, что у стран есть время до августа 2026 года, чтобы достичь согласованных целевых показателей для получения финансирования в размере до 335 миллиардов евро в рамках Фонда обеспечения устойчивости и восстановления (RRF). Теперь финансирование получат проекты, связанные с обороной.
Ещё в 2021 году Еврокомиссия предложила пострадавшим от пандемии коронавируса странам ЕС денежные средства в размере 650 миллиардов евро в виде займов и грантов на проекты по борьбе с изменением климата, развитию цифровизации и поддержке других способствующих экономическому росту реформ, финансируемых за счёт выпуска долговых обязательств на уровне ЕС.
Это был пик зелёного соглашения, когда климат стал главным приоритетом Брюсселя. Согласно законодательству, 37% средств должны были пойти на борьбу с изменением климата и 20% — на цифровизацию экономики, в то время как оборона не упоминалась в списке возможных направлений финансирования.
Но четыре года спустя, когда около половины выделенных средств по-прежнему не распределено, ЕК сообщила, что теперь страны имеют право на финансирование за счёт средств RRF оборонных проектов в рамках общих планов ЕС, таких как программы спутниковой связи.
Еврочиновники призвали законодателей и правительства стран блока включить в регламент Европейской программы оборонной промышленности (EDIP) положение, позволяющее государствам использовать средства, полученные в рамках программы восстановления после COVID-19, для внесения взносов в оборонный фонд.
Но времени для перенаправления средств остаётся всё меньше. Правительства должны доказать, что достигли согласованных целевых показателей, чтобы получить финансирование от RRF. Некоторые из них опаздывают с этим.
Несколько месяцев страны вроде Италии и Испании, являющиеся главными бенефициарами фондов, лоббировали перенос крайнего срока. Однако исполнительная власть ЕС решительно отвергает идею, предполагающую расширение возможностей Еврокомиссии занимать деньги на рынках, и требует заключения соглашения между правительствами и ратификации 20 парламентами — с риском полного срыва.
«Это не только не очень хорошая идея, но и чрезвычайно дорогостоящая и очень опасная», — сказал изданию Politico европейский чиновник.
По его словам, Еврокомиссия предлагает странам убедиться, что запланированные инвестиции осуществимы, или же «заменить их на то, что осуществимо». Брюссель перечисляет множество вариантов для получения данных средств, включая их использование для вливания капитала в национальные банки стимулирования или перевод в инвестиционную программу ЕС InvestEU.
Страны могут изменить амбиции. Например, если правительство не в состоянии завершить строительство больницы, то оно может достроить хотя бы её часть и использовать другие фонды ЕС для завершения работы — и расширить масштабы уже завершённых проектов.
Румыния, Венгрия и Болгария — страны как с более масштабными планами, так и с большим количеством задержек. Румыния запросила гранты, эквивалентные 3% её ВВП.
Венгрия пока не направила ни одного запроса на выплату. В её случае получение денег зависит от важнейших реформ в области верховенства закона, которые позволят создать больше антикоррупционных гарантий и укрепить независимость судов. Будапешт может потерять 10,4 миллиарда евро.