🔍 Популярность электротранспорта в мире стремительно растет: в 2023 году было реализовано 15 млн электромобилей различных типов и модификаций по всему миру. А в 2024, согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), продажи «электричек» могут достичь 17 миллионов авто. Причем почти половина продаж приходится на Китай.
☝ Но есть нюанс. Позитивная динамика рынка и благоприятные прогнозы экспертов говорят о «автомобилях на альтернативных источниках энергии» (NEV), то есть речь и о электромобилях, и о гибридах. Несмотря на впечатляющий рост продаж электромобилей, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению доли гибридных авто на рынке. Ожидалось, что к 2025 году доля BEV (полностью электрических автомобилей, лишённых ДВС, топливного бака и выхлопной системы) у каждого из крупнейших мировых автоконцернов составит не менее 20-25%. Но в 2023-2024 годах производители начали массово отказываться от подобных планов.
Например, весной 2024 года Bloomberg сообщил: новый CEO Volkswagen Оливер Блюм заявил, что компания сосредоточится на подключаемых гибридах (PHEV – гибридные автомобили с возможностью подключения к электрической сети) и просит правительство Европы пересмотреть сроки планируемых запретов на авто с ДВС.
Напомним, что ранее страны Европейского союза окончательно утвердили запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) — он вступит в силу с 2035 года. При этом, VW фактически отменил строительство крупного завода для производства электромобилей и отложил поиск инвесторов для собственного аккумуляторного подразделения.
В США, согласно данным Федеральной палаты автомобильной промышленности (FCAI), в июне 2024 года гибриды, которые комбинируют работу от аккумуляторов, электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания, составили 14,4% от общего объема продаж новых автомобилей, по сравнению с 7,8% в июне прошлого года. Для сравнения, доля электромобилей в структуре продаж новых автомобилей снизилась с 8,8% до 8,3%.
Рост популярности гибридов наблюдается особенно в Китае. В июне 2024 г. продажи электрокаров и гибридов в Китае превысили миллион единиц — на 30% больше, чем в июне прошлого года и на 10% больше, чем в мае. На долю гибридов пришлось порядка 40%: отраслевые эксперты называют это рекордным месячным показателем.
Перечисленные тенденции связаны с рядом факторов:
🔹 Недостаточно развитой зарядной инфраструктурой для электромобилей.
🔹 Небольшим запасом хода «электричек» по сравнению с классическими авто с ДВС и гибридами
🔹 Высокой стоимостью замены аккумуляторной батареи в электромобиле
🔹 Длительной зарядкой «электричек» — от 3 до 8-9 часов
🔹 Гибридные автомобили более демократичны и просты в обслуживании
Согласно ожиданиями экспертов, мировой рынок гибридных автомобилей может достичь $231,77 млрд в 2024 году и будет расти на 12-13% в годовом исчислении, достигнув $478,33 млрд к 2029 году. Таким образом, мы видим, что фокус на глобальном рынке смещается в сторону «гибридизации» автопарка.
📌 Что это означает для Норникеля? Очевидно, новые векторы развития автоиндустрии приведут к росту спроса на металлы, необходимые для производства гибридных авто и их комплектующих. Если для производства чистых BEV требуется никель и медь, то для гибридов необходимы еще и металлы платиновой группы, в большей степени палладий. Это создает значительные перспективы для Норникеля, как одного из крупнейших мировых производителей этих металлов.