На Кубе санкции, введенные Соединенными Штатами более 60 лет назад, не смогли свергнуть коммунистический режим, но они затруднили доставку на остров жизненно важных медикаментов.
В Иране санкции США, введенные в 1970—х годах, не вытеснили теократических правителей Тегерана, но они подтолкнули страну к созданию тесных союзов с Россией и Китаем.
В Сирии диктатор Башар аль-Асад остается у власти, несмотря на 20 лет санкций США, но страна изо всех сил пытается восстановиться после гражданской войны, и ожидается, что в этом году больше сирийцев, чем когда—либо, будут нуждаться в критически важной гуманитарной помощи.
В одной стране за другой санкции становились ключевым инструментом внешней политики США.
Сегодня Соединенные Штаты вводят в три раза больше санкций, чем любая другая страна или международный орган, нацеливаясь на треть всех стран с тем или иным финансовым наказанием для людей, имущества или организаций. Они стали почти безотказным оружием в бесконечной экономической войне, и их чрезмерное использование признано на самых высоких уровнях правительства. Но американские президенты находят этот инструмент все более непреодолимым.
Отрезая свои цели от западной финансовой системы, санкции могут сокрушить национальную промышленность, свести на нет личные состояния и нарушить баланс политических сил в проблемных режимах — и все это, не причинив вреда ни одному американскому солдату.
Но даже по мере распространения санкций растет озабоченность по поводу их воздействия.
В Вашингтоне волна санкций породила многомиллиардную индустрию. Иностранные правительства и транснациональные корпорации тратят непомерные суммы, чтобы повлиять на систему, в то время как юридические фирмы в белых туфлях и лоббистские конторы K Street разработали быстро развивающуюся практику санкций — отчасти за счет привлечения правительственных чиновников, чтобы нажиться на их опыте.
В других странах санкции подтолкнули автократические режимы к торговле на черном рынке, расширяя возможности преступных сетей и банд контрабандистов. Противники США наращивают свои усилия по совместной работе, чтобы обойти финансовые санкции. Как и военные действия, экономическая война может нанести побочный ущерб: санкции в отношении Венесуэлы, например, способствовали экономическому спаду, примерно в три раза превышающему тот, который был вызван Великой депрессией в Соединенных Штатах.
Санкции — или даже просто угроза их применения — могут быть эффективным инструментом политики, способом наказать за плохое поведение или оказать давление на противника, не прибегая к военной силе. Санкции позволили правительствам США занять моральную, экономически обоснованную позицию в отношении лиц, совершивших военные преступления. Они помогли положить конец режиму апартеида в Южной Африке и способствовали окончательному свержению сербского диктатора Слободана Милошевича. Даже когда они терпят неудачу, говорят сторонники, они могут быть предпочтительнее альтернативы, которая может заключаться в бездействии — или вступлении в войну.
Тем не менее, Северная Корея подвергается санкциям более полувека, не останавливая усилий Пхеньяна по приобретению ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет. Санкции США в отношении Никарагуа мало что сделали для сдерживания авторитарного режима президента Даниэля Ортеги. Двухлетние санкции против России из-за СВО ухудшили долгосрочные экономические перспективы Москвы и повысили стоимость военного производства. Но эти санкции также породили “темный флот” судов, торгующих нефтью вне международных правил, одновременно приведя Кремль к более тесному союзу с Пекином.
Тревога по поводу усиления санкций достигла самых высоких уровней правительства США: некоторые высокопоставленные чиновники администрации напрямую заявили президенту Байдену, что чрезмерное использование санкций может сделать инструмент менее ценным. И все же, несмотря на признание того, что объем санкций может быть чрезмерным, официальные лица США склонны рассматривать каждое отдельное действие как оправданное, что затрудняет остановку тенденции. В этом году Соединенные Штаты снова вводят санкции рекордными темпами, и, согласно анализу Washington Post, более 60 процентов всех стран с низким уровнем дохода в настоящее время подвергаются тем или иным финансовым санкциям.
“Это единственное, что отделяет дипломатию от войны, и как таковое стало важнейшим инструментом внешней политики в арсенале США”, — сказал Билл Рейнш, бывший чиновник Министерства торговли, а ныне заведующий кафедрой международного бизнеса Центра стратегических и международных исследований, базирующегося в Вашингтоне аналитического центра.
www.washingtonpost.com/business/interactive/2024/us-sanction-countries-work/?itid=hp_most-read_p007_f001_1
Санкции раскалывают мир на экономические и валютные блоки.