Платформа онлайн образования Udemy Inc. во вторник подала заявку в SEC на проведение IPO. Компания выходит на IPO вслед за конкурентами Сoursera и Nerdy. Дата и параметры размещения пока не уточняются. В форме S-1 (т.е. проспекте IPO) компания раскрыла результаты бизнеса за 2020 и первое полугодие 2021 г. Число обучающихся накопленным итогом (cumulative learners) в конце 2 квартала 2021 г. подскочило на 37,5% в годовом выражении до 44 млн человек. Рост к 1 кварталу 2021 г. составил 7%.
42% компаний из рейтинга Fortune 100 используют сервис Udemy Business, согласно данным Udemy. Компании ожидают, что сотрудники будут активно приобретать новые навыки. Всего на платформе 8600 клиентов — юридических лиц. Выручка от клиентов ЮЛ взлетела за 1 полугодие 2021 г. на 78,7%. Udemy предлагает 183 тыс. образовательных курсов от 65 тыс. экспертов. На платформе можно обучаться на 75 языках в более чем 180 странах мира. Доступно 17,7 тыс. бесплатных курсов. С момента запуска зарегистрировались более 73 млн пользователей. Максимальный размер целевого рынка Udemy оценивает в $200 млрд. В 2021 г. компания предложила рынку модель подписки, когда доступ к курсам неограничен при фиксированной сумме оплаты в месяц (для частных клиентов) и в год (для ЮЛ).
C 15 октября этого года Alitalia – крупнейший итальянский авиаперевозчик прекращает обслуживание клиентов и останавливает все полеты. Этот день можно считать концом 74-х летней истории авиакомпании, которая вот-вот прекратит свое существование. Проблемы авиаперевозчика начались уже очень давно, почти 20 лет назад, с 2002 г. компания не получала прибыль. В 2017 г. компания перешла под государственное управление Италии, далее была пандемия, которая окончательно добила авиаперевозчика. В 2019 г. до пандемии авиакомпания летала по 81 направлению, выполняя около 3 600 рейсов еженедельно, годовой пассажиропоток был на уровне 21,3 млн.
На замену Alitalia итальянское правительство создает новую авиакомпанию Italia Trasporto Aereo, которая получит 52 самолета Airbus от Alitalia. В соответствии с планами итальянских чиновников, новый авиаперевозчик вскоре заменит большую часть этих самолетов на новые и увеличит свой флот в 2 раза к 2025 г. В качестве поставщика новых самолетов Italia Trasporto Aereo выбрала Airbus, соответственно Boeing (BA) снова уступила своему главному конкуренту. Вероятно маржинальность бизнеса Boeing не позволяет снижать цену на свои самолеты настолько, чтобы клиенты отдавали им предпочтение несмотря на все проблемы, которые в последние годы преследуют продукцию Boeing.
Google (входит в холдинг Alphabet Inc.) объявила вчера, что собирается инвестировать $1 млрд в повышение доступности интернета в Африке и местные стартапы. Об этом компания сообщила на собственной конференции «Google for Africa». Инвестиции будут осуществлены в течение 5 лет и направлены на поддержку цифровой трансформации континента. Google ставит перед собой 4 цели:
Google ожидает поддержки своих инициатив от местных властей, сообществ и бизнеса.
Компания также запустила венчурный фонд размером $50 млн, который должен будет поддерживать африканские стартапы. Cтартапы получат доступ к менторам из Google, а также технологиям и международной сети компании. Совместно с некоммерческой организацией Kiva будет предоставлено ещё $10 млн в виде займов под низкую процентную ставку для малого и среднего бизнеса Африки. Ранее в июне Google объявила, что проинвестирует дополнительно $6 млн в африканские стартапы. Проект по беспроцентной рассрочке оплаты за телефоны с поддержкой 4G, который год назад был запущен в Кении совместно с Safaricom, будет расширен на весь континент. В партнёры Google привлекла операторов сотовой связи Vodacom, Orange и MTN.
В последнее время выражение «дефицит полупроводников» стало нарицательным, с ним связывают подорожание ноутбуков, смартфонов, игровых приставок, автомобилей и многого другого. Причем проблемы только нарастают, сейчас срок поставки чипов заказчику составляет больше 20 недель. На этом фоне многие производители чипов (фаундрис) объявляют о крупных инвестиционных программах, направленных на открытие новых производств. В частности к таким производителям чипов можно отнести Intel, Samsung и Taiwan Semiconductors.
Исключением не стал и европейский производитель чипов Infineon Technologies AG (XETRA: IFX), который является лидером рынка чипов для автомобилей. Компания объявила о повышении инвестиций в расширение производства в 2022 г. на 50% до €2,4 млрд ($2,78 млрд). Основная часть инвестиций будет направлена в уже существующие заводы, чтобы увеличить их производительность. При этом компания не исключает принятия решения о строительстве новой фабрики по производству чипов при сохранении заполнения текущих и модернизируемых мощностей.
Tesla Inc. (TSLA) в воскресенье опубликовала отчёт о производстве и поставках за 3 квартал 2021 г. (3Q21). Компания поставила 241300 электромобилей (EV), из них 232025 Model 3/Y и 9275 Model S/X. Рост 73% к 3Q20, 20% ко 2Q21. Аналитики, согласно данным Refinitiv, в среднем ожидали 229242. Поставки Model 3/Y взлетели на 87% г/г и на 13,7% кв/кв. Поставки Model S/X упали на 39% г/г из-за остановки производства на заводе во Фримонте.
За квартал производство взлетело на 64% до 237823 EV, в том числе 228882 Model 3/Y и 8941 Model S/X. Рост ко 2Q21 составил 15,2%. Производство Model 3/Y подскочило на 78,8% г/г и 12,2% кв/кв. Производство Model S/X упало в 2 раза к 3Q20. Обзор отчёта по поставкам за 2Q21 — см. по ссылке.
Таким образом, Tesla справляется с дефицитом чипов лучше, чем традиционные автопроизводители, такие как Ford, GM или Honda. Продажи GM упали в 3Q21 на 33% до минимумов десятилетия. Tesla поддерживает рост экспорта из Китая и предложение дешевой комплектации SUV Model Y.
Китайские конкуренты Tesla также продемонстрировали уверенный рост. NIO в 3Q21 увеличила поставки в 2 раза в годовом выражении до 24439 EV (см. пресс-релиз). По сравнению со 2Q21 рост составил 11,6%. Xpeng (XPEV) поставила 25666 EV, это в 3 раза больше, чем в 3Q20 (
Mastercard Incorporated (MA) — является мировым лидером в сфере цифровых платежей. Это финтех компания, управляющая глобальной системой платежей, в которую подключены потребители, продавцы, государственные органы, финансовые институты и другие организации. Через эту систему Mastercard осуществляет авторизацию, клиринг и взаиморасчёты по платежам, а также оказывает иные услуги, в том числе в части кибербезопасности и анализа данных. Типовая транзакция в системе Mastercard включает плательщика (покупателя), продавца, финансовый институт, который выпустил карту, и финансовый институт, который предоставляет услугу эквайринга для продавца. Mastercard не выпускает карты, не несёт кредитные риски, не взимает с потребителей никакие комиссии и не устанавливает тарифы за эквайринг.
Как и в случае Visa, основу выручки Mastercard составляет комиссия за транзакции, которая называется interchange fee. Комиссию платят продавцы, которые принимают платежи по картам Mastercard, банку, который осуществляет эквайринг (acquiring). Эта комиссия затем распределяется между финансовыми институтами (банками) и оператором сети (Mastercard). Существует мнение, что в конечном счёте комиссию оплачивают потребители, т.к. она включена в цену товара или услуги. С другой стороны, если покупатель платит наличными, скидку продавцы почти никогда не предоставляют, т.е. если предположить, что комиссии бы вообще не было, цена бы осталась прежней, увеличив прибыль продавца.
В четверг появились сообщения о том, что General Motors (GM) и Alphabet (GOOGL) получили разрешение на тестирование услуги беспилотного такси в штате Калифорния. Департамент автомобильных транспортных средств Калифорнии разрешил Сruise (ее основной акционер — GM) и Waymo (Alphabet) оказывать услуги беспилотных такси на территории штата. Cruise может осуществлять перевозки пассажиров в отдельных частях Сан-Франциско в определенные часы. А именно с 22:00 до 6:00 с максимальной скоростью 30 миль/час (48,3 км/ч). Waymo получила право оказывать сервис такси, но при условии наличия водителя за рулём для подстраховки. Для Waymo установлены отдельные районы Сан-Франциско и Сан-Матео, а также предельная скорость 65 миль/час (104,6 км/ч). Waymo уже тестирует сервис в определенных районах Сан-Франциско с августа этого года. По словам Департамента, для взимания платы за свои услуги компании должны будут дополнительно получить одобрение Департамента коммунальных услуг.
Сruise и Waymo увеличивают масштабы тестирования своих беспилотных технологий. Cruise использует модель Bolt от GM, а Waymo — I-PACE от Jaguar. Кроме Калифорнии, Waymo уже работает в Аризоне, где пользователи могут получить сервис беспилотного такси. Стартапы, работающие в сфере беспилотных технологий, спешат начать коммерциализировать свои разработки. Почти все они не сумели в установленные сроки запустить коммерческое применение своих сервисов из-за технологических проблем. В связи с чем потребовалось дополнительное финансирование. Cruise привлекла $2,75 млрд от группы инвесторов, а
Google (входит в холдинг Alphabet) оспаривает в европейском суде штраф в размере €4,34 млрд, наложенный в 2018 г. за нарушения антимонопольного законодательства. Выступая в суде юрист Google назвала штраф некорректным, а также отметила, что расчёт суммы штрафа ошибочный. Google добивается отмены штрафа или его сокращения. Компания настаивает, что не имела никаких намерений нарушать антимонопольные законы. Кроме того, Google не могла знать, что ее поведение антиконкурентное, т.к. никаких подобных прецедентов не было ранее.
Даже если имел место факт нарушения, размер штрафа должен быть снижен, считает Google. В качестве примера приводится 11% gravity factor, т.е. фактор, оценивающий потенциальный ущерб, если точный ущерб подсчитать сложно. Юрист Google указывает, что 11% необоснованно высокий уровень, ссылаясь на 5%, которые были Евро Комиссией применены в схожем деле против Intel. Юрист ЕК считает, что итоговый размер штрафа и так не высокий, составляет 4,5% выручки Google в 2017 г., тогда как ЕК вправе оштрафовать на 10% выручки.
В современном мире одним из самых ценных ресурсов является информация, причем не в старом контексте, когда ее можно было интерпретировать как «инсайд» или «инсайт», а именно в форме ресурса. До последнего времени миром правили те, у кого был доступ к обычным ресурсам (нефть, газ, металлы, древесина и т.д.), сейчас же акцент сменился на размеченные наборы данных (дата-сеты). Именно большие объемы хорошо размеченных наборов данных дают сильные конкурентные преимущества странам и корпорациям. На основе таких дата-сетов обучаются нейросети, которые по своей природе являются сквозными технологиями и могут применяться практически во всех отраслях от рекламы и обучения до медицины и военного назначения.
По мере распространения таких технологий и накопления больших массивов данных, средства вредоносного воздействия на компании тоже развиваются от прежних эксплойтов и троянов к более интересным решениям, требующим принципиально новых подходов к кибербезопасности. Компании из Fortune 500 тратят миллиарды долларов как на внедрение самых современных систем кибербезопасности от лидеров рынка кибербезопасности, например, Palo Alto Networks, так и на собственные разработки в этой области.
Netflix (NFLX) объявила, что поглощает разработчика видео игр Night School Studio, известного по игре Oxenfree. Финансовые условия сделки не раскрываются. Игры Night School доступны на всех консолях, в т.ч. Xbox, PS5 и Nintendo Switch. Таким образом, Netflix впервые добавляет в свою линейку «немобильные» игры. Mike Verdu, вице-президент Netflix, в сообщении указывает, что компания рада присоединить команду Night School, которая ставит перед собой цель – вывести игровое повествование на новый уровень. Netflix создаёт собственную библиотеку эксклюзивных игр, которые будут включены в подписку.
Ранее также во вторник Netflix сообщила, что пользователям устройств на Android в Европе станут доступны новые мобильные игры: «Stranger Things: 1984», «Stranger Things 3: The Game», «Card Blast», «Teeter Up» и «Shooting Hoops». Netflix в видит играх новый источник роста базы подписчиков, сравнивая это с переходом к созданию собственного контента.