Бывают десятилетия, когда ничего не происходит. Бывают недели, когда происходят десятилетия. Начало 2026 оказалось настолько бурным для мировой экономики, политики и финансовых рынков, что голова идет кругом. Были нарушены основные принципы фундаментального анализа, а FOMO взвинтила котировки EURUSD к 1,19. Однако стоит ли удивляться, когда ломается система международных отношений?
Сильная экономика – сильная валюта. Рыба ищет — где глубже, а капитал – где можно больше заработать. На этих принципах десятилетиями строится курсообразование на Forex. ВВП США, согласно опережающему индикатору от ФРБ Атланты, готов расширится на 5,4%. Судя по деловой активности, экономика еврозоны далеко не блещет.
Эксперты Bloomberg не ожидают снижения ставки по федеральным фондам до июня. Это означает широкий дифференциал со ставками ЕЦБ, большую привлекательность американских активов по сравнению с европейскими, перелив капитала из Европы в США и падение EURUSD.
Лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Основные принципы фундаментального анализа работают на спокойном рынке. Его в начале 2026 назвать спокойным язык не поворачивается. Балом однозначно правит политика, а когда это происходит, экономика нервно курит в сторонке.
Не верю. Ралли EURUSD выглядит нелогичным на фоне сильной макростатистики по США, дающей возможность ФРС продлить паузу в цикле монетарной экспансии. Тем более, что опасения по поводу утраты центробанком независимости из-за лояльности к Лизе Кук Верховного суда снизились, а Дональд Трамп отступил от своего намерения захватить Гренландию. Аналитики пытаются объяснить падение гринбэка ростом глобального аппетита к риску, однако в силу более высоких ставок и неопределенности политики Белого дома именно доллар является более рискованным активом, а не евро.
Продажа Америки уступила место TACO, выросли американские акции и облигации, но не индекс USD. Удивительно? Да! Тем более, что данные по ВВП за третий квартал были пересмотрены в сторону повышения до 4,4%. Экономика разогналась с 3,8% во втором квартале, а на четвертый опережающий индикатор от ФРБ Атланты выдает впечатляющую цифру в 5,4%! Заявки на пособие по безработице расти не желают, что сигнализирует о стабилизации рынка труда. Индекс расходов на личное потребление застыл на отметке 2,8%.
Поиграли и хватит. Рынки перешли от хаоса и паники с TACO всего за пару-тройку дней. Провал S&P 500 был выкуплен, доходность казначейских облигаций упала, а доллар США укрепился на заявлении Дональда Трампа, что существует некое рамочное соглашение о Гренландии с НАТО. Он не собирается вводить дополнительные тарифы против отдельных стран Европы. Президент Соединенных Штатов снова отступил, и инвесторам это понравилось. Как и «медведям» по EURUSD.
Что или кто заставил Дональда Трампа дать задний ход? Искусная дипломатия Генерального секретаря НАТО Марка Рюгге? Но голландец не является официальным представителем Дании, которой принадлежит Гренландия. Он не уполномочен заключать сделки купли-продажи острова. Приостановка Евросоюзом ранее достигнутого соглашения с США о 15%-х тарифах? Или опасения за серьезный обвал фондовых индексов? Полагаю, что речь идет о совокупности факторов.
На самом деле США не нужна Гренландия, полный льда холодный остров, который Дональд Трамп в своей речи в Давосе несколько раз ошибочно назвал Исландией. А вот углубление сотрудничества с НАТО по вопросам Арктической безопасности американцев интересует. В 2025 хозяин Белого дома быстро отступал от своих угроз, когда Китай отвечал ударом на удар. Сейчас это сделала Европа.
Стратегия «продай Америку» в действии! Nasdaq Composite отмечается худшей дневной динамикой с октября, доходность 10-летних казначейских облигаций взлетает до максимальных отметок с августа, доллар США распродается по всем фронтам. EURUSD за двое суток отыгрывает все свои потери за январь. А могло ли быть иначе? На протяжении десятилетий Соединенные Штаты воспринимались как маяк безопасности. При Дональде Трампе они сошли с ума.
Впервые за 119-летнюю историю существования ФРС президент полон решимости уволить губернатора FOMC. Перед своей поездкой в Давос Дональд Трамп рисует в социальных сетях звездно-полосатый американский флаг над Гренландией, Венесуэлой и Канадой. Он намеревается своим Советом мира заменить ООН и угрожает нежелающей туда вступать Франции тарифами.
Пошлины на импорт используются в качестве формы принуждения для достижения Белым домом своих целей. А когда страны ЕС обсуждают, стоит ли запускать механизм против принуждения, министр финансов США Скотт Бессент призывает их сохранять спокойствие и не мстить. Вести себя также, как после Дня освобождения Америки, и все будет хорошо.
Тарифы Белого дома из-за Гренландии стали настоящим громом среди ясного неба, однако реакция рынков оказалась далеко не такой бурной, как в День освобождения Америки. Почему? Инвесторы привыкли к Дональду Трампу? Они рассчитывают на TACO? Или не могут понять всех масштабов катастрофы раскола внутри Запада и потенциального распада НАТО? Чем бы не завершилось противостояние, есть понимание, что прежней дружбы между США и Европой уже не будет. Отношения стали токсичными.
Возвращение подзабытого с апреля лозунга «продай Америку» привело к росту котировок EURUSD. Однако это не единственная причина укрепления евро. Европа является крупнейшим заказчиком США в военной сфере. Конфликт может привести к фискальным стимулам и росту расходов на оборону за счет внутренних источников. Нечто подобное инвесторы уже видели после прихода к власти в Германии Фридриха Мерца.
На бумаге Европа выглядит проигравшей в торговой войне еще до ее начала в силу большего объема поставок товаров в США, чем в обратном направлении. Однако Deutsche Bank всерьез говорит об «оружии капиталов». По мнению Societe Generale, чистый международный дефицит США огромен и представляет серьезную угрозу доллару. Однако только в том случае, если владельцы американских активов готовы пострадать в финансовом отношении.
Продай Америку, дедолларизация и потеря доверия. Страхи по поводу реанимации или ускорения этих процессов поставили непреодолимый барьер на пути «медведей» EURUSD на юг после того, как Дональд Трамп заявил о введении 10%-х дополнительных тарифов на ряд европейских стран. Которые с июня могут вырасти до 25%, если не будет достигнуто соглашение о полной покупке Гренландии.
Дежавю. Инвесторы уже видели этот шаблон. В 2025. Тогда на День освобождения Америки были установлены колоссальные тарифы, запустившие нарратив «продай Америку». Основная задача Белого дома было при помощи угроз добиться значительно меньших, но все же солидных 15% пошлин на импорт. Так родилась торговля TACO или Трамп всегда отступает. Она позволила фондовым индексам отметиться впечатляющим ралли, а доллару США поправить свои позиции во втором полугодии.
Однако если в 2025 на карту были поставлена внешняя торговля, то в 2026 – Гренландия. Скотт Бессент называет Европу слабой, чтобы обеспечить свою безопасность, и провоцирует Брюссель на полномасштабную торговую войну. В которой все средства хороши. От приостановки ранее достигнутого соглашения о 15%-х сборах. До введения ЕС пошлин на американский импорт и активации так называемого механизма против принуждения.
Чем ближе, тем дальше. Расследование в отношении Джерома Пауэлла сделало близких к Дональду Трампу кандидатов на пост председателя ФРС дальше от кресла главы центробанка. Республиканцы в Сенате отмечают, что не назначали бы на должность собственную мать, если бы им было необходимо решить какой-либо вопрос. Вчерашний фаворит Кевин Хассет уже не выглядит таковым, а рост шансов не входящего в окружение Дональда Трампа Кристофера Уоллера играет на руку «медведям» по EURUSD.
ФРС может и вовсе не снизить ставки в 2026. К такому мнению пришел JP Morgan. Morgan Stanley, Barclays и Citigroup сместили сроки возобновления цикла монетарной экспансии на более отдаленный период. Крупные банки можно понять: экономика США крепка как бык, инфляция все еще выше таргета, а рынок труда стабилизируется. В таких условиях ослаблять денежно-кредитную политику не имеет смысла.
Это подтверждается выступлениями представителей FOMC. Мэри Дейли из Сан-Франциско отметила, что монетарная политика находится в хорошем месте.
Рынок труда стабилизируется, инфляция смягчается, а экономика двигается к 2%-му росту. В таких условиях уместно слегка ослабить денежно-кредитную политику. В конце года. К такому мнению склоняется президент ФРБ Филадельфии Анна Полсон, и рынки с ней согласны. Деривативы выдают 70%-ю вероятность снижения ставки по федеральным фондам до 3,5% в июне. Около пяти месяцев ФРС будет сидеть на обочине, что открывает EURUSD дорогу на юг.
Экономика США действительно способна приятно удивить. В 2025 она, вероятнее всего, расширилась на 2,5%. И это с учетом сдерживающего эффекта тарифов, которые фактически легли на плечи американцев. Благодарить нужно инвестиции в искусственный интеллект и впечатляющее ралли фондовых индексов США. За счет эффекта богатства увеличивались потребительские расходы. Стоит ли удивляться росту розничных продаж на 0,6% в декабре?
Верховный суд отложил вердикт о признании тарифов незаконными, по меньшей мере, на неделю. Высока вероятность, что сборы от пошлин на импорт придется вернуть. Это, безусловно, удар по бюджету. Однако одновременно это и масштабный фискальный стимул. Вкупе с Большим и красивым законом о снижении налогов он способен разогнать экономику США. Вопрос в том, ускорится ли инфляция?