Energy Information Administration (EIA) United States Department of Energy (DOE) сообщило, что за неделю, закончившуюся 25 января 2019 года, коммерческие запасы нефти в США выросли на 0,9Мб (до 445,9 с 445,0 Мб неделей ранее.) Напомним, что Американский институт нефти ранее представил свои оценки динамики запасов. Согласно оценкам API запасы сырой нефти должны были вырасти на 1 Мб. (Запасы в Кушинге: -0,682 Мб; запасы бензина: +2,15 Мб; запасы дистиллятов: +0,211 Мб). Согласно прогнозу экспертов, опрошенных Bloomberg запасы нефти должны подрасти на 3,15 Мб. (Запасы бензина: +2,8 Мб; запасы дистиллятов: -1,1 Мб).
От запасов в это время ждут обычного для конца зимы подрастания. Обращаем внимание, что начало текущего года происходит на уровнях значительно больших пятилетних средних за 2014-2018 годы.
Запасы моторного топлива за неделю снизились на 2,2 Мб. Стратегические запасы нефти за прошедшую неделю не изменились. Суммарные запасы нефти и нефтепродуктов за неделю снизились на 4,8 Мб (до 1911,5 с 1916,2 Мб неделей ранее). Видим, что и по этому показателю год не принес сильных изменений, и суммарные запасы находились близко к средним за пять лет значениям. А резкий старт роста запасов в начале года на прошедшей неделе стал корректироваться вниз.
Цены нефти и нефтепродуктов во вторник активно подрастали и в значительной мере исправили ситуацию со снижением предыдущего дня. В результате после провала в понедельник по итогам двух дней цена нефти за пару дней показала лишь символическое снижение. В результате происходившего роста цены вернулись в средину уже ставшего привычным коридора. Важным фактором для роста цены стало интервью телеканалу Bloomberg министра энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, который в нем заявил, что Саудовская Аравия гарантирует добычу ниже отведенного ей по соглашению ОПЕК+ лимита в течение 6 месяцев. Совсем скоро рынок узнает реальные цифры сокращения добычи странами ОПЕК+.
Рост цены нефти был связан также с решением США по фактической блокировке поставок нефти из Венесуэлы. По данным Министерства финансов, все имущество и активы государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA, подпадающие под юрисдикцию США, заблокированы, при этом американским гражданам и компаниям в целом запрещено вести дела с этой венесуэльской компанией. Вместе с отказом Великобритании вернуть золотой запас Венесуэлы правительству страны принятые США меры создают очень тяжелое финансовое положение для правительства. Поскольку США являются для Венесуэлы основным торговым партнером, куда поставляется более трети всего экспорта нефти, а на вырученные деньги закупается до половины всего импорта, то становится понятным то, насколько критичными для Венесуэлы становятся принятые США решения. Правительство Мадуро будет предпринимать отчаянные попытки продажи нефти по другим каналам сбыта, но перестроить быстро направления поставок и возможности расчетов не получится. А значит будет накаляться и без того отчаянная обстановка в стране. Будут расти угрозы дальнейшего снижения экспорта и добычи нефти, поскольку в перспективе возможно погружение общества в полный хаос. Добыча нефти в Венесуэле за последние пару лет сократилась вдвое почти до 1 Мб/д. А в дальнейшем добыча может потенциально уменьшиться еще на величину порядка полумиллиона баррелей в сутки. Сочетание столь сильных факторов стало причиной подскока цены нефти на прошедших торгах и тем самым выросла вероятность выхода из диапазона консолидации уже не вниз, а вверх.
Цены нефти продолжили консолидироваться в уже привычном для них диапазоне 59-63 доллара за баррель. Основные действовавшие на них факторы временно снизили свою остроту и, в значительной мере, уравновесили друг друга. Со стороны стран ОПЕК+ информация по темпам добычи нефти в январе начнет поступать не ранее конца наступающей недели. О проблемах Ирана рынок пока не вспоминает, тем более что ЕС грозится в ближайшие дни опробовать неподконтрольные США механизмы расчетов по поставкам нефти. Торговые переговоры США и Китая находятся на паузе. Новый импульс они могут получить тоже к концу текущей недели, когда станут известны основные результаты следующего раунда (30-31 января) переговоров между странами на высшем уровне. Ситуация здесь пограничная и очень напряженная. На кону стоят огромные суммы и динамика важнейших грузопотоков. Их результат будет непосредственно влиять на динамику мирового спроса нефти.
Свежая порция данных от компании Baker Hughes по буровой активности от 25 января:
Как видим, в США провал прошлой недели не получил продолжения. Более того, число буровых на нефть выросло на 10 шт. Так что пока придется повременить о развитии нового тренда на снижение буровых.
Напомним, что Американский институт нефти ранее представил свои оценки динамики запасов. Согласно оценкам API запасы сырой нефти должны были вырасти на 6,55 Мб. Обращаем внимание, что начало текущего года происходит на уровнях значительно больших пятилетних средних за 2014-2018 годы.
Запасы моторного топлива за неделю выросли на 4,1 Мб. Стратегические запасы нефти за прошедшую неделю не изменились. Суммарные запасы нефти и нефтепродуктов за неделю выросли на 6,7 Мб (до 1916,2 с 1909,6 Мб неделей ранее). Видим, что и по этому показателю год не принес сильных изменений, и суммарные запасы находились близко к средним за пять лет значениям. А вот новый год начинается с сильного роста этого показателя.
Цена нефти заметно откатилась вниз от максимальных отметок. Однако в среду пока не происходит дальнейшего снижения цены. Данные по запасам и добыче нефти выйдут на этот раз в четверг. От стран ОПЕК+ пока не поступает сильных сигналов о динамике добычи. Напомним, что официальные данные о результатах добычи в январе появятся лишь в начале следующего месяца. Да и в торговых переговорах Китая и США тоже возникла некоторая пауза в связи с противоречиями, которые стороны не могут согласовать.
В связи с этим полезно посмотреть на более неторопливые тренды. Обратимся к вышедшему недавно январскому обзору Drilling Productivity Report от Energy Information Administration (EIA), который дает краткосрочный прогноз добычи на февраль. Как это происходит в последние годы, данный месячный обзор продолжает излучать оптимизм и в феврале прогнозирует дальнейшее увеличение добычи сланцевой нефти в США. Но на этот раз прогноз месячного роста добычи достаточно скромный – всего на +62 тб/д. Это более чем в 2 раза меньше обещанных приращений в январе (+134 тб/д). Обещанный прирост на декабрь тоже был примерно в два раза выше.
Цены нефти после выхода на прошлой неделе на новые максимумы и некоторых колебаний на достигнутых уровнях начинают текущую пятидневку со снижения.
В значительной мере снижение можно было связать с происходившим в последние дни существенным ростом индекса доллара, который с 10 января потяжелел на полтора процента. И если в самом начале года ослабление доллара способствовало росту цен, то теперь, по мере его подрастания, этот процесс будет подталкивать цены нефти вниз.
Цены нефти на прошедшей неделе сделали еще одну попытку роста, обновив недавний максимум. Всплеск покупательского оптимизма был не только на рынке нефти. Подскок проявился и на многих других рынках и был связан с фактической монетарной инъекцией со стороны центрального банка Китая. В финансовую систему дополнительно поступило порядка триллиона юаней. Новая ликвидность взбодрила многие рынки и дала второе дыхание ценам нефти. Цена нефти марки Брент за несколько дней прибавили более 6 процентов и поднялись с 59 до 63 долларов за баррель.
Хотя технически от достигнутых уровней естественнее было бы откатиться вниз, но в условиях нового довольно заметного роста цены поневоле приходится проводить ревизию действующих бычьих факторов. Последним из них рыночные обозреватели называют вышедшие в пятницу данные о сильном недельном снижении числа действующих буровых установок в США. Однако мы бы не спешили разделять пыл таких «аналитиков». Дело в том, что снижение числа буровых это только потенциальное и весьма нескорое торможение будущей добычи. А вот сегодняшняя реальность скорей голосует за снижение цен: за последнюю неделю объемы добычи нефти в США выросли сразу на 0,2 Мб/д, установив новый абсолютный рекорд в 11,9 Мб/д. Так что произошедший недельный провал числа активных буровых в реальности отодвигается на второй план среди факторов влияния на цены.
Как видим, в США число буровых на нефть показало провальное снижение. Новый год и компании начинают пересматривать свои инвестиционные планы в соответствии с новыми реалиями. Интересно будет проследить за дальнейшими изменениями обозначившейся тенденции.
Цены нефти в последние месяцы показывают очень высокую динамичность. В четвертом квартале произошло сильное снижение, а с католического Рождества они подскочили более чем на 20%. В последнюю неделю происходит консолидация цен в диапазоне 59-62 доллара за баррель по нефти марки Брент. Это примерно совпадает с зоной декабрьской консолидации цен.
Действовавшие с начала года основные факторы на сегодня группируются несколько по-иному. Главный фактор – ожидание сокращения добычи нефти от ОПЕК+ начал потихоньку реализовываться. Поступает все более сигналов о том, что страны соглашения сокращают свою добычу. Вышедший в четверг отчет ОПЕК указывает, на то, что сокращение добычи странами ОПЕК началось уже в декабре и составило за месяц очень солидные 0,751 Мб/д по отношению к уровню ноября. Сокращение произошло за счет снижения добычи нефти в Иране и Ливии. Но особенно постаралась Саудовская Аравия, которая снизила добычу по сравнению с ноябрьским уровнем на 0,468 Мб/д.