Глава Роснефти доложил Путину основные итоги работы компании за 2015г.:
Прошедшая неделя на рынках была относительно спокойной. После паузы на мартовском заседании ФРС члены комитета решили немного поменять риторику в сторону более вероятного повышения ставок. Был целый набор заявлений свидетельствующих о готовности Комитета осуществить два повышения ставок в текущем году. Даже появились члены Комитета, готовые голосовать за повышение ставки уже на апрельском заседании. Выходящий на текущей неделе отчет по рынку труда в США даст новые соображения о возможности повышения ставки на ближайшем заседании. Но повышение ставок в апреле возможно только в том случае, если по рынку труда будут бесспорно хорошие результаты по всем показателям – уровень безработицы, новые рабочие места, уровень зарплат и уровень занятости. А вот червоточинка хотя бы в одном из них снизит такую вероятность и отправит доллар вниз. Неудивительно, что пока сам рынок оценивает вероятность повышения ставки на ближайшем заседании в скромные 11,5 процентов. Выходящий на неделе набор индексов деловой активности для ведущих экономик тоже будет сказываться на настроениях фондовых и товарных рынков. Кроме того важны выходящие данные по инфляции в Евросоюзе, поскольку они помогут оценивать дальнейшие действия ЕЦБ. (Помним, что в связи с переходом на летнее время данные в Европе будут выходить на час раньше).
С утра в четверг цены на нефти и нефтепродукты продолжили снижаться, отрабатывая недавние высказывания представителя ФРС о необходимости повышения ставки, а так же вышедших в среду данных о новом резком росте запасов нефти в США. Однако во второй половине дня снижение сменилось ростом и по итогам дня по некоторым позициям даже вышили в плюс.
Происходило это в том числе на фоне выходивших (досрочно по случаю праздника) данных по буровой активности в США и Канаде. Количество действующих буровых установок там снизилось еще на 12 и 14 штук соответственно.
В недавних оценках заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова присутствует большой разбег. По его словам: "«В среднем себестоимость добычи барреля российской нефти составляет около двух долларов. Себестоимость добычи трудноизвлекаемых и шельфовых запасов выше — $20. Показатели также существенно различаются в зависимости от цикла освоения недр. При падающей добыче себестоимость выше».
Рекомендую вашему вниманию мою заметку на ЦЭЭ по этому вопросу: http://www.energy-experts.ru/comments19101.html
Недавно заместитель министра энергетики поведал, что «в среднем себестоимость добычи барреля российской нефти составляет около двух долларов». Для многих это было настолько неправдоподобно, что только в силу этого они предпочли считать указанную оценку чистой правдой.
Немного порассуждаем на эту тему. В предыдущие несколько лет Росстат оценивал себестоимость добычи нефти на уровнях около $5-6 за баррель. В связи с прошедшей резкой девальвацией рубля и проведения политики сдерживания расходов цифра операционных расходов в долларах снизилась примерно в два раза. Но несомненно есть много месторождений, где затраты непосредственно на извлечение нефти до устья скважины не превышают и $2 за баррель.
Компания Транснефть является системообразующей инфраструктурной компанией страны. Транснефть — российская государственная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России, крупнейшая трубопроводная компания в мире. Компания эксплуатирует 54 тыс. км. магистральных нефтепроводов и 19 тыс. км. магистральных нефтепродуктопроводов. Под контролем Транснефти находятся порт Козьмино на Дальнем Востоке (конечный пункт ВСТО с объемом отгрузки нефти 30,4 млн. тонн в 2015 году) и Приморск на Балтийском море, 25,1% НМТП, а также 26% порта Усть-Луга.
Компания транспортирует около 88 % добываемой в России нефти и более 27 % производимых в России нефтепродуктов, а также значительные объемы углеводородного сырья и нефтепродуктов стран СНГ
Тарифы на услуги Транснефти устанавливаются ФАС по методу «затраты+» в целях покрытия расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти, и формирования необходимого размера прибыли, направляемой, в том числе, на реализацию инвестиционной программы.
Цены нефти и нефтепродуктов немного умерили свою динамику. По нефти дневная добавка составила скромные 0,8-0,9%. А по итогам двух дней цены нефти фактически не изменились. Зато довольно существенным было снижение цен на газ – мартовский рост от минимальных уровней там был слишком резким и требовал коррекции.
Небольшое подрастание цен нефти происходило на фоне высказываний Генерального секретаря ОПЕК по поводу главного на ближайшие недели события — встрече крупнейших производителей, которое будет проходить в Дохе 17 апреля. Хотя секретариат ОПЕК не будет участвовать в организации мероприятия, но приглашения на встречу получат все члены ОПЕК. Россия уже получила официальное приглашение от Катара на участие во встрече. Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял, что предварительно участие в новой встрече в Дохе подтвердили около 15 стран, но число участников может быть и большим. Так что встреча в Дохе обещает быть крайне важным событием. В понедельник Генеральный секретарь ОПЕК не исключил, что во встрече примут участие 15-16 стран и выразил надежду, что тенденция роста цен на нефть продолжится.
Прошедшая неделя держала участников рынка в напряжении. Формально крутых поворотов не случилось. Банк России сохранил ставку на уровне 11%. На заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США было принято решение сохранить ставку на прежнем уровне. Однако прогнозы ФРС относительно последующих повышений ставки были понижены до 2 в текущем году против 4 на декабрьском заседании. В качестве причин названы различные риски, особое место среди которых занимают внешние. ФРС ждет 2 повышений, а рынок и вовсе полагает, что наиболее вероятным значением ставки на конец текущего года является не 1%, как этого ожидает ФРС после мартовского заседания Комитета, а только 0,75%.
Среди упоминаемых ФРС внешних рисков в первую очередь подразумевалось состояние китайской экономики. Там, много неприятных моментов. Так, в 2016 происходит обвал продаж легковых автомобилей, который уже составил 44% и является самым масштабным в истории. Это грозит продолжением снижения потребления ресурсов, включая энергоносители и металлы. Предприятия отрасли резко наращивают дебиторскую задолженность в надежде удержать рынок. Но это оборачивается ростом неплатежей. Растет доля плохих долгов. В январе компании страны увеличили долг сразу на $0,5 трлн. И банк Китая потворствует росту долга. Только за прошедшую пятницу в финансовую систему Китая было влито $20 млрд. Растущие долги Китая способны привести к дестабилизации рынков и всей мировой экономики.
Комрад MFrus запостил сообщение об автомобилях на топливных элементах. http://smart-lab.ru/blog/317318.php. Топливные элемент это действительно очень перспективная тема особенно с точки зрения экологии городов. Однако тем, кто испытывает особую эйфорию по поводу перехода ДВС на электрогенераторы и топливные элементы стоит напомнить: замена двигателей на моторных топливах на электрические кроме затрат на разработку и создание самих автомобилей потребует огромных вложений на создание соответствующей инфраструктуры. Чего стоят только станции зарядки и замены топливных элементов, аккумуляторов. Но это отдельная тема.
А вот во что же обойдется массовая замена ДВС на электрические генераторы, а баков с бензином на топливные элементы для большой энергетики можно оценить. Давайте прикинем. На транспорт расходуется более трети всей добываемой нефти. Предположим, что вместо 30-35 млн. баррелей сжигаемых в автомобилях нефти будет потребляться электроэнергия.