Как-то раз я прочитал отличную фразу: покупайте лучшую компанию в худшей отрасли. Сейчас то время, когда на рынке большое количество хороших идей, особенно в металлургическом и энергетическом секторе (присматриваюсь к ФСК ЕЭС, в скором времени напишу обзор). Но пройдет год-два и эти отрасли перестанут быть такими же дешевыми. Уже сейчас я начинаю присматриваться к отраслям, которые находятся в
упадке и люди о них попросту забыли. Начнем с минудобрений. Я отслеживаю собственный индекс цен на удобрения и сейчас он близи исторических минимумов (см. картинку ниже).
Итак, мы подошли к заключительному этапу оценки – присвоению рейтингов. Думал
ограничиться только оценкой, но решил продолжить цикл статей. Следующая часть будет
о том, как определить справедливую цену облигации, согласно ее рейтингу.
После четырех частей статьи у нас есть вот такая модель (рейтинги в соответствии со
значениями показателей и веса):
Попробуем применить нашу модель для анализа НЛМК. Для простоты расчетов возьмем
отчетность за 2015 год. Результат расчетов:
Отчет продолжает отображать позитивную динамику цен на алюминий. Компания и в дальнейшем ожидает положительной динамики спроса. Изменения цен на алюминий в 4 квартале 2016г по сегодняшний день:
И в более глобальном масштабе с 2012 года:
Итак, в предыдущих частях мы разобрались: как выбрать, посчитать и исключить коэффициенты, необходимые для анализа. Сейчас начнем с того, что постараемся придать корректные веса тем параметрам, которые мы выбрали.
Какой-нибудь научной методики присвоения весов у меня нет, я придумал её сам. У нас есть: ICR, debt/EBITDA и ROA. Давайте исходить из логики. Есть 3 коэффициента, веса в сумме должны давать 1. Значит базово, каждому коэффициенту будет присвоен вес равный 0,33. Можно на этом ограничиться, но улучшить модель не помешает. Снова обратимся к таблицам с компаниями:
Продолжаем разрабатывать свою модель оценки облигаций.
В прошлый раз мы остановились на том, что проанализировали прогнозируемую способность коэффициента покрытия процентов и составили вот такую таблицу:
Я составил аналогичные таблицы для 3ех других коэффициентов, которые мы выбрали для модели. Соответственно Долг/EBITDA, ROE и ROA:
Начнем с оценки динамики прибыли и выручки:
Комбинат начинает оживать, если ориентироваться только на строку «Чистая прибыль». Но дьявол кроется в деталях.
Если изучить пояснительную записку к годовому отчету за 2015 год, то мы увидим:
Попробуем посмотреть на Российский интернет, а именно на компанию Яндекс и посмотрим на её перспективы.
В СМИ то и дело подчеркивают рост выручки Яндекса почти каждый квартальный отчет, но акции особо не растут и уже 2 года с момента IPO по факту стагнируют на месте. Попробуем разобраться почему. Вот динамика выручки и прибыли компании по кварталам:
Компания генерирует 96% выручки за счет интернет рекламы, той самой, что есть на огромном количестве сайтов. Казалось бы, рост выручки зашкаливает, но вот прибыль стоит на месте. Копнем глубже, чтобы понять почему так происходит, и взглянем на статистику роста цены за 1 клик рекламы и роста количества кликов по этой самой рекламе. Рост по обоим параметрам представлен в формате квартал к кварталу предыдущего года: