Его лучшими друзьями были изобретатель Томас Эдисон, ученый-натуралист Джон Берроуз и предприниматель Гарви Файрстоун, владевший заводами по производству шин. Вместе они часто ходили в походы — там «четверка бродяг» по несколько дней жила в палатках, а по вечерам общалась у костра и отдыхала от городской суеты.
Трудно сосчитать, сколько гениальных идей родилось во время этих походов — если ваша работа связана с творчеством или с решением сложных задач, то время, потраченное на отдых и общение с друзьями, может стать для вас самым ценным.
*****
В течение многих лет Эpнecт Χeмингуэйжaлoвaлcя на то, что за ним следят агенты ФБР — сначала его друзья и близкие считали это небольшой причудой, однако позже они всерьез обеспокоились здоровьем писателя.
Штаб-квартира компании Amazon расположена в Сиэтле — этот город буквально живет и дышит ее успехами и неудачами, потому что чуть ли не каждый пятый горожанин работает в этой гигантской корпорации.
Когда в 2021 году Amazon была на вершине мира, то гордость за нее буквально витала в городском воздухе. Если компания выигрывает, то все ее сотрудники становятся чуточку счастливее, успешнее и богаче — они чувствуют значимость своей работы и гордятся своим вкладом в общее дело.
Но затем Джефф Безос покинул пост генерального директора, акции компании упали на 50%, десятки тысяч работником были уволены, а еще сотни тысяч опасаются, что они будут следующими. Настроение горожан резко изменилось — теперь в воздухе Сиэтла ощущается страх и неуверенность в своем будущем...
Так что же это был за экстремальный рост, вслед за которым последовало падение? Это была эйфория? Подарок судьбы? Награда за тяжелую работу? Пик экономического цикла?
Все это сыграло свою роль, но было там и кое-что еще — речь идет о долге завышенных ожиданий. Два года назад ожидания были настолько высоки, что сотрудникам приходилось выбиваться из сил, чтобы хоть как-то оправдать их. Если бы их результаты были просто хорошими, то инвесторов бы это не удовлетворило.
В декабре 1954 года газета Chicago Tribune вышла с громким заголовком: «Доктор предупреждает о катастрофе мирового масштаба!»
Этим доктором был Чарльз Лафид, который открыл журналистам горькую правду — мир будет опустошен великим наводнением, и практически все человечество погибнет. Спасутся лишь последователи Дороти Мартин — домохозяйки из штата Мичиган, получающей сообщения из космоса.
Мартин убедила своих сторонников в том, что высшие существа с планеты Кларион пообещали ей спасти тех, кто обратится в истинную веру. Доктор Лафид объяснил журналистам:
«В 1955 году будет множество жертв, почти все люди погибнут. Это реальный факт, во всем мире будет царить беспорядок. Но Высшее Существо наведет порядок вокруг дома Дороти. Если же и это не поможет, то оно отправит космический корабль и заберет группу верующих к себе».
Эта группа состояла из тридцати человек — люди были настолько уверены в этом пророчестве, что продали свое имущество, уволились с работы и перестали ходить на учебу. Они перевернули свои жизни с ног на голову, поэтому у них не было другого выбора, кроме как сидеть перед домом «пророка» и ждать конца света.
В 1988 году два ветеринара из Нью-Йорка решили выяснить, что происходит с кошками при падении с высоты — для этого они никого никуда не сбрасывали, а просто изучили записи о своих пушистых пациентах.
В итоге оказалось, что связь между высотой падения кошки и полученными травмами представляет собой перевернутую букву U. Так падение с малой высоты оказалось самым безопасным, а со средней — наиболее опасным.
А вот при падении с большой высоты происходило нечто любопытное — чем дольше кошка была в воздухе, тем меньше травм она получала. Но как такое может быть?
Кошки обладают уникальной способностью — во время падения их тело выпрямляется и действует как гироскоп, поэтому они всегда приземляются на ноги. Но в зависимости от высоты падения, кошачьи инстинкты могут не только помочь ей, но и навредить.
Первоначальная реакция падающей кошки — это вытянуть лапы вниз и зафиксировать их в таком положении. Вот почему при коротком падении они приземляются довольно удачно и избегают серьезных травм. Но при падении со средней высоты такое положение становится опасным, ведь вытянутые лапы принимают на себя всю силу удара.
Недавно в New York Magazine вышла статью, которую журналист Ривз Видман (это важно) написал о финансисте и миллиардере Билле Экмане.
Там есть такой любопытный отрывок:
«Экман считает, что наша жизнь предопределена с рождения. «На мой взгляд, люди следуют за своими именами, — сказал он. — Например, я встречал людей по имени Гамбургер, которые владели франшизами McDonald'».
Потом Экман спросил, как меня зовут, чтобы поставить мне диагноз. Казалось, он был озадачен моей фамилией [Видман], и я предложил ему свое имя [Ривз], которое он расслышал как Рид. И его осенило: «Читай… пиши! Вот вы и стали журналистом. А меня зовут Экман (Ackman) – активный человек».
Скорее всего Экман попал под влияние «ученых», продвигающих гипотезу номинативного детерминизма — ее суть заключается в том, что люди склонны работать в областях, соответствующих их именам и фамилиям. То есть, у условного Кузнецова больше шансов стать кузнецом или металлургом, чем поваром или врачом.
В 1996 году компания Marvel объявила себя банкротом — на тот момент ее совокупный долг превысил 1,7 миллиарда долларов, и погасить его она никак не могла.
После этого многие крупные студии начали изучать ее активы, но ближе всех к их покупке оказалась компания Sony. Правда вместо того, чтобы купить всю компанию целиком, японцы нацелились лишь на франшизу о Человеке-пауке и предложили за нее 20 миллионов долларов.
Руководство Marvel остро нуждалось в деньгах и ответило встречным предложением — всего за 25 миллионов долларов оно отдавало права на всех своих главных персонажей. То есть, всего за 5 миллионов Sony могла получить Железного Человека, Черную Вдову, Тора, Халка и всех остальных!
На эту встречу японские боссы отправили Яира Ландау, который тогда был их исполнительным директором. Он передал им предложение Marvel по видеосвязи, после чего произошло следующее:
«Боссам не потребовалось много времени, чтобы быстро и решительно ответить: «Всем плевать на других персонажей Marvel, нам не нужна такая сделка». Они дали Ландау четкие инструкции: «Возвращайся к переговорам и привези нам Человека-паука!»
Джесси Ливермор был величайшим трейдером своего времени — когда он играл на фондовом рынке, большинство людей даже не знало о тикерах и биржевой ленте. В итоге к тридцати годам его капитал превысил немыслимые 100 миллионов долларов!
Обвал рынка в октябре 1929 года сделал Ливермора легендой, а его имя навсегда вошло в историю. Тогда всего за неделю акции рухнули более чем на 30%, в результате чего многие инвесторы лишились всех своих сбережений.
Весь Нью-Йорк был взбудоражен сообщениями о самоубийствах трейдеров, и жена Ливермора так же опасалась самого худшего. Поэтому когда он вернулся домой и застал свою супругу в слезах, то сначала не мог понять, что же ее так расстроило.
Когда же Джесси узнал о ее страхах, то рассмеялся и поспешил ее успокоить: «У меня только что был лучший торговый день в моей жизни — мы сказочно богаты и можем делать все, что захотим!»
Всего за один день он увеличил свой капитал со 100 миллионов до 3 миллиардов долларов — «Великий медведь» сделал ставку на падение рынка и стал одним из богатейших людей в мире.
В одном из разговоров с доктором Ватсоном Шерлок Холмс однажды раскрыл ему главный секрет своей гениальности:
«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься».
Эти слова были сказаны в конце 19 века, но сегодня они актуальны как никогда — мы живем в век информации, которая ежедневно обрушивается на нас бесконечным и зачастую бесполезным потоком.
Понимал это и британский биолог Фрэнсис Крик, получивший Нобелевскую премию за открытие структуры ДНК: «Как добиться успеха в науке? О, это очень просто. Мой секрет заключался в том, что я знал, что нужно игнорировать».
Выработать в себе подобный навык не так то просто, но в современном мире он просто необходим — мы остались все с тем же «чердаком», что и столетие назад, а количество информации за это время выросло в десятки тысяч раз.
В инвестировании есть лишь три вещи, которые влияют на наш итоговый результат — уровень дохода и норма сбережений, доходность инвестиций и временной горизонт.
И если мы вдруг понимаем, что для выхода на пенсию нам нужен больший размер капитала, чем мы изначально планировали, то у нас есть только два выхода:
— больше зарабатывать и больше экономить, чтобы увеличить сумму ежемесячных пополнений;
— пойти на больший риск, чтобы увеличить доходность своего портфеля.
При этом увеличение временного горизонта никто толком не рассматривает — это вполне логично, ведь время нам неподвластно и его ни за какие деньги не купишь.
А ведь несколько лишних лет инвестирования могли бы существенно помочь нам с капиталом — тут свою роль сыграли бы и дополнительные пополнения, и работа сложного процента, и вероятный рост рынка.
Жаль, что время нельзя купить… Однако его можно заработать своими пОтом и кровью. О чем я говорю?
Речь идет о регулярных физических нагрузках — именно они являются самым эффективным способом продлить ваш временной горизонт. Это в очередной раз доказали исследования доктора наук из Стэнфордского университета Питера Аттии:
В 1984 году Джейн Поли брала интервью у 28-летнего Билла Гейтса:
— Некоторые люди называют вас гением. Я знаю, что это может смутить вас, но...
Гейтс молчит. Никаких эмоций.
— Видимо, вас это совсем не смущает, — заключает Джейн Поли.
И снова никакой реакции со стороны Гейтса. Он действительно был гением. И он это знал.
Билл Гейтс бросил колледж в 19 лет, потому что захотел связать свою жизнь с компьютерами — он был так уверен в своих силах, что не побоялся пойти против воли богатых родителей. Его друг Пол Аллен так описал свою первую встречу с ним:
«Можно было довольно быстро понять о Гейтсе три вещи — он был действительно умен, он не страшился конкуренции и хотел показать вам, насколько он умен. И он был очень, очень настойчив».
Но у Билла Гейтса была и «темная» сторона — несмотря на свою уверенность и убежденность, в некоторых вещах он вел себя как параноик.
Со дня основания Microsoft он настаивал на том, чтобы на счетах компании всегда было столько денег, чтобы их хватило на год работы без каких-либо доходов. Гейтс не боялся за свое будущее, но очень переживал за своих более возрастных работников: