В 2026 году «Аэрофлот» рассчитывает получить первые самолеты МС-21. В настоящее время «Аэрофлот» совместно с Иркутским авиационным заводом, который будет массово производить МС-21, работает над кастомизацией лайнера.
Впрочем, не только «Аэрофлот» ждет МС-21. Судя по данным российской прессы, в получении МС-21 заинтересованы Smartavia, «Россия», «Аврора», «ИрАэро» и «Уральские авиалинии», видя в нем альтернативу Boeing и Airbus.
МС-21 представляет собой семейство среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, создаваемое свыше 20 лет. В зависимости от модификации его длина составит 33,8-46,7 метров, размах крыла – 35,9-36,8 метров, максимальная взлетная масса – 72,6-87,2 тонн, число пассажирских мест – 132-196. Дальность полета будет превышать 5 тыс. километров.
Согласно имеющимся данным, в ближайшие шесть лет должно быть выпущено 270 штук МС-21, из них в 2025 году – девять лайнеров, в 2030 году – 72.
Компания «Норильский никель» объявила об утверждении ее советом директоров бюджета на следующий год. Ключевым ее пунктом является инвестиционная программа стоимостью 215 млрд рублей или 2,1 млрд долларов по текущему курсу.
По заявлениям компании, программа будет направлена на обеспечение безопасности всех производственных цепочек (начиная от добычи руд и заканчивая выплавкой цветных и драгоценных металлов), выполнение взятых на себя экологических и социальных обязательств, поддержание в надлежащем состоянии энергетической и транспортной инфраструктуры.
Для непосвященного взгляда может показаться невыгодным желание «Норильского никеля» продолжать вообще вкладывать большие деньги в условиях проседания цен на цветные и драгоценные металлы на глобальном рынке. Можно даже допустить, что программа капекса добавит аргументов в пользу «заморозки» выплат дивидендов, ведь инвестиции «съедают» свободный денежный поток, из которого компания предпочитает платить дивиденды.
В следующем году ожидается запуск Стратегии развития реабилитационной индустрии России до 2030 года, которая направлена на удовлетворение потребностей людей с ограниченными возможностями в современных и безопасных технических решениях, способных значительно повысить качество их жизни.
Она нацелена на создание устойчивой системы, охватывающей весь цикл разработки, производства и внедрения специализированной продукции. В ее рамках будет уделяться пристальное внимание соответствию процессов, материалов и технологий необходимым стандартам качества.
Актуальность данного документа совершенно очевидна: в России в 2023 года, согласно информации Федеральной службы государственной статистики», насчитывалось свыше 11 млн инвалидов. И хотя его содержания пока не обнародовано, логично предположить, что реализация положений стратегии на практике потребует соответствующих мер государственной поддержки, касающихся как создания перспективных изделий, так и их серийного выпуска.
Это в свою очередь окажет влияние на компании, производящие металлические и композитные материалы для имплантов. Ключевым из них является титан, отличающийся высокой биосовместимостью, безопасностью и надежностью.
Емкость глобального рынка титана в период с 2024 по 2028 год может увеличиться в денежном выражении почти на 8,8 млрд долларов, ожидает британская консалтинговая компания Tecnhavio, называя в качестве драйверов его расширения рост объемов внедрения титана в транспортные средства для снижения их веса и появление новых областей его применения
Правда, в своем прогнозе Tecnhavio объединяет в одно целое диоксид титана и чистый металл, что, на мой взгляд, методологически не совсем верно — все-таки речь идет о совершенно различных продуктах. И хотя она предпочла умолчать о динамике выпуска и потребления металлического титана, тем не менее можно оценить подъем его рынка на 4,3 млрд долларов до 16,8 млрд долларов в 2024-2028 годах.
Конечно, главной движущей силой будет развитие авиастроения: титановые полуфабрикаты имеют для него критически важное значение — благодаря сочетанию прочности, легкости и коррозионной стойкости они необходимы для массового производства компонентов конструкций самолетов, их шасси и двигателей, отвечающих жестким требованиям по надежности и безопасности.
Индекс International Diamond Exchange за одиннадцать месяцев текущего года снизился на 12,3% до 96,3 пунктов, индекс бриллиантового набора Московской биржи — на 16,7% до 675,54 долларов. Они оба показывают одну и ту же картину: на глобальном рынке природных алмазов усиливаются холода.
Причины обвала цен на драгоценные камни лежат на поверхности. Прежде всего, следует обратить внимание на ослабление спроса на бриллианты в США, Европейском Союзе и Китае, вызвавшее по цепочке уменьшение их экспорта из Индии, которая в свою очередь значительно сократила закупки алмазов.
Свою лепту внесли санкции Европейского Союза против поставок алмазов из России, приведшее к росту издержек участников мирового рынка из-за необходимости возить драгоценные камни в Бельгию на сертификацию. На данном фоне природные алмазы стали проигрывать синтетическим по стоимости, предложение же последних явно стало подрастать.
В результате ключевые компании на глобальном рынке столкнулись с серьезными трудностями. De Beers на днях объявила о снижении ею цен на алмазы на 10-15% (третий раз в 2024 году) и выхода у нее явно не было — в январе-сентябре нынешнего года ее добыча уменьшилась на 21% до 18,9 млн карат.
Цены на олово на London Metal Exchange в уходящем 2024 году продемонстрировали противоречивую динамику: в январе оно стоило 25,680 тыс. долларов за тонну, поднявшись до 35,582 тыс. долларов в апреле. Потом у цен на олово было еще несколько пиков, хотя до подобной отметки они не добирались. С ноября же стоимость олова идет вниз, достигнув в конце минувшего месяца 27,950 тыс. долларов и теперь пытается снова подняться вверх, находясь сейчас на отметке 29,151 тыс. долларов.
Подобная ситуация объясняется рядом причин. Заметно сократился спрос на олово со стороны Китая, являющегося его ключевым потребителем на планете и одновременно производителем белой жести, смартфонов и ноутбуков. Периодически возникали трудности с выпуском электронной техники на Тайване. Фиксировались колебания в экспорте олова из Индонезии, компенсировавшиеся поставкам с Филиппин, вместе с тем оставались скромными отгрузки из Мьянмы.
Также наблюдалось уменьшение продаж электроники в Европе, КНР и Японии, по цепочке влияющих на ее выпуск и далее на закупки олова. Впрочем, положение дел с сбытом электроники в мире постепенно выправляется и по итогам 2024 года он продемонстрирует рост.
Мировой рынок лития переживает активную трансформацию: с одной стороны, низкие цены на данный цветной металл заставляют компании по всему миру сокращать его производство и увольнять сотрудников, с другой же — продолжается реализация ряда перспективных проектов.
Например, португальская энергетическая компания Galp приняла решение отказаться от строительства завода по выпуску лития из-за банкротства ее партнера — шведского производителя аккумуляторов для электромобилей Northvolt. Три года тому назад Galp создала с Northvolt совместную фирму для его возведения и договорилась с британской Savannah Resources о приобретении у нее 10%-ной доли в проекте Mina do Barroso, предусматривающем освоение крупного литиевого месторождения в Португалии.
Решение Galp может затормозить реализацию курса властей Европейского Союза, направленного на поддержку проектов по разработке литиевых месторождений и сооружению предприятий по выпуску лития с целью снижения зависимости от его поставок из Китая.
Вмес
Международный гигант Rio Tinto подписал с Vargas, Fortum, Mitsubishi и Finnish Industry Investment соглашение о реализации проекта по созданию в Финляндии предприятия по производству первичного алюминия с низким углеродным следом.
В соответствии с достигнутыми договоренностями Rio Tinto, Vargas, Mitsubishi и Finnish Industry Investment будут финансировать проект, Fortum обеспечит его электроэнергией. Для его претворения в жизнь создана компания Arctial, которая разработает технико-экономическое обоснование, ей же Rio Tinto предоставит электролизеры AP60, отличающиеся малыми объемами выбросов парниковых газов в атмосферу.
Подготовленное технико-экономическое обоснование должно дать Rio Tinto и его партнерам основу для принятия финального решения о строительстве алюминиевого завода — он может стать первым подобным предприятием, сооруженным в Европе более чем за 30 лет. Алюминиевый завод будет ежегодно потреблять приблизительно 7 тераватт-часов электроэнергии в год, получая его с электростанций Fortum, работающих на силе воды и света.
Многолетняя торговая война между Китаем и США вышла на очередной виток: Министерство торговли КНР объявило о введении запрета на экспорт галлия, германия и сурьмы на рынок США.
Данный шаг стал ответной мерой на меры правительства США против китайской полупроводниковой индустрии, — оно установило ограничения на поставки для нее чипов, программного обеспечения и оборудования, необходимого для изготовления полупроводников.
Теперь же американские компании не смогут закупать в Китае галлий, германий и сурьму, широко применяемые в электронике и оптическом приборостроении (сурьма также нужна для выпуска боеприпасов). Цены на перечисленные химические элементы могут резко пойти вверх, оказав негативное влияние на их потребителей, расположенных в США, — можно с полным основанием прогнозировать подорожание широкого круга электронной и оптической техники, начиная от приборов ночного видения и заканчивая смартфонами и системами навигации самолетов. В числе пострадавших от экспортного эмбарго КНР могут оказаться и Apple, и Lockheed Martin, и Honeywell International.
«Норильский никель» ожидает серьезной трансформации потребления палладия в Китая, на рынке которого его доля составляет 80%. Согласно оценкам «Норильского никеля», спрос на палладий на внутреннем рынке КНР со стороны традиционных отраслей его потребления, например, автомобилестроения, сократится на 29% до 47 тонн в горизонте 2030 года. Поэтому «Норильский никель» сотрудничает с рядом китайских вузов и компаний для внедрения палладия в ряд перспективных областей, которое приведет к расширению спроса на него минимум на 5-10 тонн в год уже через пару лет.
К их числу можно отнести водородную энергетику — правительство Китая всячески стимулирует ее развитие в целях уменьшения сжигания угля на теплоэлектростанциях страны и бензина и дизельного топлива в автомобилях, приводящим к большим выбросам вредных веществ в атмосферу, не говоря про смог в крупных городах.
В настоящее время в КНР ведется строительство водородных электростанций, помимо них разрабатываются и производятся водородные автомобили — в минувшем году их продажи скакнули на 72% почти до 5,8 тыс. штук. При сохранении подобного темпа парк водородных машин в Китае в 2030 году может составить до 100-150 тыс. штук.