Как мы с вами можем инвестировать (или инвертировать) сейчас, когда геополитика вносит дополнительный хаос в без того трудноуправляемый процесс кризиса глобальной экономики?
В любой точке кризиса мы определим те стратегии, которые являются «смертельными». И оставим только те, которые позволят пережить этот шторм. Не слиться. А а возможно, и увеличить капитал.
Я жестко стою на пути долгосрочного инвестора, ничто меня с него не свернет. Но помню совет Голдмана Сакса: 90% времени мы соблюдаем самую строгую дисциплину. Но есть моменты в жизни инвестора, когда ты обязан рисковать! Кризис – как раз такой момент. Это период, когда даже человек без крупного стартового капитала может относительно быстро заработать свой первый миллион.
Конечно, мы не забываем о правилах. Скажем, вы можете выделить 50 тысяч для торговли. Вас такая сумма не напрягает. Изучаете матчасть и заходите в рынок на эти 50 тысяч.
Обычно в кризис бывают такие сильные движения, что их проще увидеть и торговать. Если все сделаете правильно + повезет – сделаете 500 тысяч или миллион. Эти деньги станут основой для вашего следующего шага как инвестора. Если вы начинаете с большей суммы и ее потеря для вас ощутима – то тогда, однозначно, ищите наставника, минимизируйте риски.

И снова 3 сентября! И снова у нас практика, которая дороже «идеальных моделей». Пока на всех канал Шуфутинский, у меня — старые песни о главном!
Рынок — штука изменчивая. То, что вчера было гарантированным способом заработать, сегодня может обернуться потерями. На занятиях мы с вами выстаиваем не схему “как было”, а учимся понимать, как мыслить гибко и быстро реагировать на перемены. Это особенно ценно, если у вас нет тридцати лет на самостоятельные “пробы и ошибки”.
Вместо шаблонных инструкций я даю вам “боевой набор” — и многие потенциальные ошибки растворятся еще до того, как вы сделаете первый самостоятельный шаг.
Эмоциональная экономия — еще и для нервов
Главная боль новичка — тревога: “Вдруг сверну не туда?” Я прошел через кризисы и паники “продать всё” (или купить всё), и помогу вам сохранить голову холодной. А это порой важнее процентного дохода.
Организатора к ответу!
ЦБ предлагает организаторам IPO поставить свою подпись под проспектом ценных бумаг и разделить ответственность за информацию в проспекте.
Организаторы, конечно, против — мало кто захочет брать на себя такой риск. Новые правила отпугнут добросовестных организаторов. Наталья Логинова (Мосбиржа) очень точно отметила: все это приведет к росту издержек для компаний и организаторов. Если появляется новый риск, это приводит к росту цены.
Возможно, мы даже увидим случаи срыва IPO, если компания не найдет “подписанта” и не отрегулирует вопрос возмещения убытков.
Биржи потеряют часть рынка в пользу внебиржевых площадок, у которых нет таких жёстких требований. Эмитент пойдет туда, где проще, и проведет pre-IPO.
“Раскидать” ответственность и повысить качество информации, вроде бы, благое дело. Но могут “захлопнуться двери” на биржу для многих бизнесов.
Нужно хорошенько подумать, как найти баланс, чтобы и инвесторы были защищены, и бизнес мог развиваться без чрезмерных барьеров. Главное — не усложнять жизнь тем, кто реально хочет работать честно и эффективно.
Провел оффлайн семинар на тему прогнозов по ставке. С приближением заседания ЦБ 12 сентября мы обсуждали со студентами, что ждёт экономику и на сколько ЦБ снизит или повысит ставку. Пришло примерно 80 человек.
Это живое обсуждение отражает разные взгляды на состояние экономики и инфляции, на роль и задачи Центробанка. Я подготовил этот пост на основе дискуссий участников семинара, хочу обратить внимание читателей на реальные настроения и аргументы обычных инвесторов, а не на мнения аналитиков.
Куда стоит двигать ключевую ставку?
Все отметили, что текущая ситуация неоднозначная. С одной стороны, дефляция и снижение ВВП — классические аргументы в пользу снижения ставки. С другой — инфляция продолжает “жарить” экономику без остановки. Некоторые студенты отмечают, что скачок вниз в два процента был бы ошибкой, учитывая, что рынок сам фактически “ужесточил” условия кредитования. Другие говорят о продолжающемся росте цен на продукты и услуги, несмотря на сигналы “дефляции”.
Не буду рассказывать, как я попал на это занятие. Скажу лишь, что снова обязан этим своему другу Дмитрию (которого вы предложили забанить хотя бы на время отпуска). Да, я люблю учиться, но обычно лекции или семинары, которые я посещаю, касаются финансов. А тут оказалась… психология!
— Слушай, Дим, — начал я, решив “подсластить пилюлю” чашечкой кофе, — давай-ка подумаем, как мы грамотно двинемся на выход…
— Ну не спеши, — улыбнулся Дмитрий, — послушай хотя бы полчасика. Смотри, какая приятная леди. Ее Жанна зовут, это супруга моего коллеги.
— Ах вот оно что! Так бы и сказал сразу, что это друзья! — Я улыбнулся.
— Так вот говорю. Кофе допьешь, решим, уходить или остаться, — ответил Дмитрий.
И мы остались. Здесь поясню, что основы психологии мне, конечно, знакомы. Но то, что я услышал — сначала вызвало удивление, затем возмущение, и в итоге — интерес!
Речь шла про транзактный анализ, но не в привычной для меня “денежной” интерпретации. Говорили о том, что транзакции бывают не только между счетами в банке, но и… поглаживаниями!
Часть 1 ☝
Итак, наш американец говорил об “инвертировании”. Что он имел в виду?
Это придумали военные лётчики. Если вам нужно лететь из условного Лондона бомбить условный Берлин, то вы сидите в штабе над картой и думаете, как проложить маршрут.
Где пролететь над морем, Европой, горами. Там ходят военные корабли, стоят зенитки, иногда бывает шторм и лютует непогода, случается даже обледенение — короче, имеется сочетание огромное количества негативных факторов! Все необходимо учесть и нарисовать линию, от которой зависит жизнь людей.
И придумали такое правило — сначала найти самый плохой маршрут. То есть инвертировать. Это тот маршрут, на котором всех летчиков точно убьют. Рисуем его красной линией. Затем проводим маршрут, на котором убьют не всех, только половину, и так по убывающей. И вот все красные маршруты нанесены на карту. Они занимают какую-то часть карты, но появляются и области более-менее безопасные. Вот по этим относительно безопасным (а риск есть всегда) областям мы и рисуем правильный маршрут для наших самолетов.
