Алексей Корнилов, CFA, ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международным рынкам
Более $16 триллионов глобальных облигаций перешли в категорию бумаг с отрицательной доходностью. Что происходит?
Объём облигаций с отрицательной доходностью продолжает увеличиваться и уже достиг $16 триллионов. Пока это в основном касается суверенных долгов стран Европы и Японии. На этой недели Германия разместила 30-летние облигации с нулевым купоном, они торговались с премией к номиналу! Вся кривая доходности на суверенный долг Германии теперь находится в отрицательной зоне. Инвесторы вынуждены платить заёмщику за то, чтобы он взял деньги.
Эту ненормальную ситуации пытаются объяснить наличием различных причин:
Есть ощущение, что ни одна из этих причин не даёт полноценный ответ на поставленный вопрос, почему происходит снижение доходности в отрицательную зону. Скорее всего, глобальной причиной является отсутствие у бизнеса возможности генерировать достаточный объем прибыли, которая по цепочке передаётся всем инвесторам, включая держателей суверенных облигаций. В итоге доходности всех бумаг снижаются. Почему у корпораций стало меньше возможности генерировать прибыль? В качестве объяснения можно предложить следующие факторы:
1. Рост Китая как глобального производителя товаров, включая высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью. Продукция из Китая вытесняет аналогичную продукцию, произведенную в других странах, так как она не уступает по качеству и стоит дешевле.
2. Цифровизация экономики – появление интернет-площадок торговли или интернет-агрегаторов, которые работают намного эффективнее и снижают маржинальность для широкого круга существующего бизнеса.
Из-за снижения рентабельности спрос на инвестиции падает. С другой стороны, образовался переизбыток ликвидности, относительно глобальной потребности и возможности в её экономически выгодном размещении. Другими словами, избыток финансового капитала наталкивается на снижающиеся возможности бизнеса рентабельно его использовать. В результате этой коллизии капитал не инвестируется, а просто хранится. За хранение надо платить. Возможно, мы становимся свидетелями того, как суверенные облигации Европы превращаются из ценных бумаг с фиксированной доходностью в обыкновенную сейфовую ячейку.