Рынок электронной коммерции в России активно развивается в последние годы, и одним из лидеров здесь выступает компания Ozon Holdings PLC, основанная еще в 1998 году. Безусловно, значительный рост внимания к интернет-магазинам пришелся на 2020 год, когда пандемия коронавируса внесла свои коррективы в привычный уклад и ограничила офлайн-возможности. Сегодня мы снова можем свободно ходить по торговым центрам и разглядывать реальные витрины в поисках необходимых покупок, но онлайн-шоппинг успел показать свои преимущества для потребителей, которые остаются актуальными и теперь.
Что знаем о компании?
Ozon Holdings PLC управляет торговой платформой Ozon.ru, где продавцы размещают свои товары, а покупатели, соответственно, могут их приобрести. Компания получает комиссию за совершенные сделки и оказывает дополнительные услуги по хранению и доставке товаров. Также Ozon осуществляет прямые продажи, т.е. самостоятельно закупает товары и обеспечивает их реализацию без сторонних продавцов. Плюс у компании есть сервис «Ozon Travel» для бронирования ж/д и авиабилетов, сервис экспресс-доставки продуктов Ozon fresh (до марта 2022 года Ozon Express) и даже свой Озон Банк.
Ключевым рынком для Ozon является Россия, но компания расширяет свое присутствие на территории Беларуси и Казахстана. Выход на новые рынки в планах компании не фигурирует, что вполне логично на сегодняшний день.
В 2014 году в состав акционеров Ozon вошли АФК Система и МТС, а в ноябре 2020 года компания стала публичной после листинга на американской площадке Nasdaq и Московской бирже. В день IPO акции компании выросли практически на 30%, а уже 9 февраля 2021 года был достигнут максимум 5181 руб. за акцию, что составило +120% от цены первичного размещения.
Как обстоят дела сегодня?
Акции компании прошлую неделю находились в диапазоне 870 — 1030 рублей за акцию, что практически в 2,5 раза ниже той же цены IPO. С апреля 2021-го мы видим нисходящий тренд цены бумаг Ozon, хоть и с некоторыми попытками коррекции. Обратимся к финансовым показателям компании.
И сразу к делу — компания убыточна. Из финансовых отчетов мы видим, что выручка растет существенными темпами, но не менее большими темпами растет и ее чистый убыток. По итогам 2021 года выручка увеличилась на 71% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Рост в 2020-ом относительно 2019-го составил 73,6%. Большая часть доходов приходится на комиссию, которую получает компания от продаж товаров. На втором месте — реклама, которую используют продавцы для размещения своего ассортимента в ленте в приоритетном порядке. На третьем — собственные продажи.
Чистый убыток за прошлый год вырос в 2,5 раза по сравнению с предыдущим, а в 2020-ом относительно 2019-го — на 15%. Компания активно инвестирует в расширение своей логистической инфраструктуры и новые бизнес-решения, чтобы охватить большую долю на рынке — в 2021 году объем инвестиций составил 20 млрд. руб. На настоящий момент общая площадь складских помещений увеличилась до 1 млн. кв. м, что в три раза превышает показатель 2020 года. Но в текущих условиях возможности привлекать капитал явно ограничены, инвесторы выходят из компаний без прибыли, несмотря на перспективы роста. Ozon имеет хороший запас кэша на своих счетах — порядка 113 млрд. руб, но эти денежные средства могут быть направлены в первую очередь на погашение долговых обязательств, в том числе по облигациям. Компания ведет переговоры с держателями облигаций о долгосрочной их реструктуризации, так как даже при решении закрыть свой долг имеющимися денежными средствами это невозможно осуществить технически — привет санкциям и ограничениям расчетов с российских счетов.
Одним из главных показателей для оценки игроков рынка электронной коммерции является GMV — общий объем оборота товаров и услуг. Таким образом, GMV отражает активность на торговой площадке. По данному показателю Ozon занимает второе место, уступая первенство Wildberries. В 2021 году GMV Ozon увеличился на 125%, а объем заказов составил 223,3 млн — прирост на 200% по сравнению с предыдущим периодом. В общем GMV доля маркетплейса составила 65% против 48% в 2020 году. Ассортимент включает в себя более 80 млн позиций, т.е. увеличился в 7 раз за год. Ozon относится к «компаниям роста», и выше мы увидели подтверждение тому в цифрах.
Так что по перспективам?
11 апреля генеральный директор Ozon покинул свой пост в связи с введенными против него санкциями Евросоюза. Сама компания санкциями не затронута, но управление передано коллегиальному органу, в состав которого войдут несколько топ-менеджеров компании. На дальнейшие планы компании и состав команды в целом это не повлияло.
Менеджмент компании ожидает увеличение оборота компании в 2022 году не менее чем на 80%. С учетом ухода с российского рынка ряда компаний Ozon планирует развивать собственные торговые марки и производство. И здесь снова потребуются значительные затраты, а время нынче не самое подходящее для больших вложений. Тем более долговая нагрузка Ozon выглядит крайне отяжеляюще. Самое время подумать об оптимизации бизнеса и адаптации к текущим условиям — как внешним геополитическим, так и касательно финансовых результатов компании. И вряд ли в ближайшее время мы увидим прибыль в отчетах. Поэтому мы считаем, что инвестиции в убыточные «компании роста» сейчас очень рискованны. Имеет смысл наблюдать за Ozon, в долгосрочной перспективе компания выглядит более чем интересной. Но для начала стоит увидеть еще несколько отчетных периодов для более аргументированных решений касательно вложений в ее бумаги.
А что вы думаете об инвестициях в Ozon?
а то что ваши супер пупер офисы в Москва сити нифига не релевантны вашим же продажам которые в большинстве ниш у вас в 2-10 раз меньше чем у фиолетовых ВБ. И что вы болт положили на селлеров, но не так как ВБ, а хитро — 3-4 чудака будут писать как они переживают за проблему, как они с нами, но нихрена сделать не смогут и решить вопрос. Зато создадут 10 тикетов ссылающихся друг на друга, чтобы просто плодить количество для отчетов, как они там все заняты. Итог один вопрос не решается. Вот что мы думаем об ОЗОН. Что половину из вас уволить и вообще ничего не поменяется для клиентов.
Заблокировать ВСЕ товары и все продажи на неделю изза 1 доставленной на 5% позже доставки это надо иметь большой талант.
При это товар лежит занимает ваш склад, клиенты его хотят и готовы платить, но какой то супер оплачиваемый даун решил написать гениальное правило, что 5.26% просрочки в предновогоднюю неделю это прям ВАУ и надо наказать всех...
О том что ваш озон.банк и карта настолько охренели, что даже пополнить баланс не дают из-за тех ошибки, а когда звонишь решить вопрос, то офигевшие бабы не решают вопрос, а перекидывают из одного отдела в другой, спрашивая паспортные данные, кодовые слова и прочую хрень которую даже когда им даешь то на выходе пук «попробуйте позже». Але! я деньги хочу на баланс внести, это что запуск шатла? 3 раза пробовал бился, потом забил.
Создание видимости какой-то активности за чужие деньги… Это вкратце, что мы думаем об инвестициях в вас.