На финансовых рынках периоды стабильности длятся не так долго, как многим хотелось бы, и это абсолютно нормально. Перестановка сил на экономических картах отправляет чей-то бизнес на дно, но всегда позволяет подняться на поверхность новым компаниям, молодым и дерзким. Десятки финансовых аналитиков пророчат новый кризисный виток и ищут общие закономерности между предкризисной ситуацией 1987, 2008 гг. и текущим состоянием мировой экономики.
Нельзя пройти мимо основных причин назревающих финансовых сложностей: торговая война США и Китая, а изнутри — полная закредитованность населения. В 2017 г., по данным Бюро экономического анализа США, Китай поставил в США продукции на $505 млрд, а США в Китай — на 130 млрд. Америка не привыкла никому уступать, и часто выбирает между открытым противостоянием и поиском договоренностей именно топор войны. Китай ведет дела по-восточному, тонко и терпеливо. В результате противостояние менталитетов с многомиллиардным конфликтом интересов может затянуться на годы.
В России другая беда
У российской экономики другая проблема, и это, как ни странно, не санкции Запада после присоединения Крыма. Впервые санкции были введены в 2014 г., и с тех пор ежегодно приводят к потере Россией 1,5% роста ВВП. Но при этом, по данным АКРА, на финансовое состояние наших банков и компаний санкции влияют слабо. В среднесрочной перспективе их нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики. Более того, торговая война Китая и США на фоне антироссийских санкций привела к укреплению экономических отношений между Китаем и Россией, и это позитивный момент.
Изнутри российскую экономику медленно точит совсем другой червь — закредитованность населения. По данным Министерства финансов, пик закредитованности может наступить уже в 2020 г., а в 2021 г. начнется волна неплатежей со всеми вытекающими последствиями.
По данным Национального бюро кредитных историй (НКБИ), в 2019 г. доля жителей страны с предельной долговой нагрузкой (на уровне более 50%) составляет 11,3% — 5 млн человек, и это очень много. ЦБ ввел ограничения на выдачу кредитов таким заемщикам с 1 октября, и тревожится он не случайно: неплатежи по потребительским кредитам создают очень нездоровую тенденцию в финансовом секторе.
Что будет дальше
Проблемы в мировой экономике очевидны. В сентябре показатель активности в производственном секторе еврозоны упал до самого низкого уровня с июля 2013 г. Промышленный PMI в Германии в сентябре неожиданно снизился до минимума с середины 2009 г. С начала года курс доллара вырос к евро на 4,8%.
ФРС США уже трижды понизила ставку. Исторически начало цикла снижения ставок ФРС предшествовало экономическим спадам, а в июле, напомним, ставка была снижена впервые за последние 11 лет. По нашим оценкам, основной пик предстоящего экономического спада может прийтись на конец 2020 — начало 2021 гг.
Многих пугает слово кризис, и это нормально. Но, как показывает опыт инвесторов на фондовых рынках, резкие маневры относительно инвестиционного портфеля еще никогда не становились выигрышной стратегией. Как сказал Антон Павлович Чехов, «каждый дурак может справиться с кризисом, что нам дается труднее, так это повседневная жизнь». И в данной ситуации самое главное — трезвая оценка происходящего и умеренный оптимизм относительно будущего.
После спада обязательно наступает продолжительная фаза роста, во время которой появляется множество способов увеличить свой капитал. Шторм же можно переждать, а если сохранить холодный рассудок, то даже заработать на нем. Для этого нужно быть хорошо экипированным.
Правила игры в кризис
Если вы непрофессиональный инвестор, то во время кризиса лучше не использовать инструменты с повышенным риском, такие как акции, фьючерсы и другие производные. Для неискушенного инвестора период спада должен стать временем ожидания. Как правило, после рецессии мировые рынки переходят к восстановлению через два-три года. За точку отсчета можно взять начало цикла снижения ключевых ставок, который мы сейчас наблюдаем.
Подготовку к любому кризису можно разделить на несколько частей. Во-первых, как можно сильнее сократить долю акций в портфеле, оставив только дивидендные бумаги, которые стабильно приносят процент. Также следует увеличить долю коротких и среднесрочных (от 1 года до 3 лет) облигаций с высоким рейтингом и стабильной выплатой купонов на уровне или чуть выше текущей инфляции. Длинные облигации на период кризиса держать не стоит, так как они наиболее чувствительны к рыночной волатильности.
Во-вторых, обязательно добавляем в портфель защитные инструменты. Здесь можно выделить драгоценные металлы, а именно, золото. Это чуть ли не единственный актив, который пережил все мировые кризисы и даже принес доход своим держателям за время экономических спадов. В кризисные периоды золото приносит инвесторам минимум 15% в год. Наконец, следует сформировать ликвидную часть наличных денежных средств из нескольких (минимум трех) валют в равных пропорциях. Отдаем предпочтение наиболее устойчивым из них — доллар, евро, йена, фунт и франк.
Сейчас всем важен позитивный настрой и умение ждать подходящего момента. После кризиса 2008 г. на финансовых рынках наступил цикл роста, который продлился более 10 лет. За этот период при самом консервативном подходе капитал можно было увеличить втрое. Наберитесь терпения, грамотно структурируйте свои портфели и следите за развитием событий на рынках.
Евгений Маришин, персональный брокер ИФК «Солид»
Источник
Зарабатывайте на идеях персонального брокера
а если серьезно, то все это пальцем небо ибо кризисы пока что не особо научились предсказывать и найти момент когда снижать долю акций и наращивать долю облигов как то не получается, иначе бы люди на маялись со всеми этими ребалансировками.
И еще по сути вопроса, подход продавать акции брать облиги в РФ не особо работает, потому как если шухер и все летит вниз, то и облиги летят, только чуть меньше.Так что для РФ такое не подойдет о слова совсем.Потеряешь, но меньше чем на акциях.
А вот для рынка США совсем иначе.И тут да, есть смысл держать половину потрфеля в TLT (правда я их краткосрочными бы не назвал)))которые отрицательно коррелируют с сипой и если пойдем вниз по сипе, то облиги отыграют часть падения.Как то так если вкратце)
Золото кстати в момент кризиса тоже очень не слабо падает, так что вообще не вариант, достаточно просто глянуть на его полет в 2008 году.Летело так что ух! Зачем тиражировать мифы, не понятно…
А отрастать могут и 25 лет, с вероятностью 95 процентов.Вроде так Берстайн писал.Что уж там про 10 говорить то)))Спасибо, что просветили по поводу защитных активов… Не знал)))))
с 1 октября действительно ЦБ ввел меры на охлаждение кредитования. Это привело к тому, что в депрессивных регионах кредитование до конца октября почти приостановилось, однако сейчас все вернулось на круги своя. В регионах с нормальной экон. ситуаций даже не почувствовалось.
Самым ходовым продуктом розничного кредитования является: рефинанснирование, которое вроде как призвано снизить нагрузку, однако, банки с суммой на закрытие кредитов дают еще и сверху, таким образом долг вырастает
проценты то снизились можно взять и побольше)
Рассудов Виталий, давайте приведу 2 примера на пальцах:
1. Есть условный Водка-банк, которой понял что новые лохи клиенты кончились, поэтому звоним старым и предлагаем рефинансирование. Изначально сумма кредита была допустим 500 тр на 5 лет, платеж 12 970 (ставка 19%), но прошло уже 3 года и остаток долга составляет 257 тр.
А дальше начинается магия цифр: клиента завлекают снижением платежа до 9000 рублей месяц, это же 4 тр в месяц ЭКОНОМИИ!!! )))
Приходя домой решаемся прочитать кредитный договор, а там:
Сумма кредита 320 тр по ставку 23% из который 257 тр. на погашение старого кредита и 63 тр. страховки (до 90% которых банк получит как агентское вознаграждение от страховой обратно).
Формально клиент снизил платеж, но снизилась ли кредитная нагрузка? =)
2. Есть какой-то условный банк Закрытие. У клиента остаток долга: 300 тр кредитной карте (не в грейс ха-ха, да таких полно), 500 тр автокредиту и 200 по кредиту наличными. Банк одобряет не 1 млн, а 1.5 млн, где 500 тр человек получает на руки на «свои нужды».
Могу продолжить примеры =)