Правительство России принимает меры для переориентации экспорта нефти, газа, СПГ и угля на азиатские рынки. Сегодня Россия поставляет нефть в страны АТР по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), пропускная способность которого составляет 80 млн тонн в год, или 1,6 млн баррелей в сутки.
⛽️ ВСТО состоит из магистрального трубопровода, прилегающего к дальневосточному порту Козьмино, где нефть перегружается на танкеры для экспорта через Азиатско-Тихоокеанский регион или через ответвление транспортируется в Китай. Однако этот трубопровод уже работает на полную мощность, поэтому для его расширения необходимо строительство нового.
💡 Другой основной вариант поставок сырой нефти в Китай — через Казахстан по трубопроводу Атасу-Алашанькоу мощностью 400 000 баррелей в сутки. Первоначально Атасу-Алашанькоу был построен для перекачки казахстанской нефти. Поскольку в последние годы эти поставки значительно сократились и в настоящее время составляют всего 20 000 баррелей в сутки, трубопровод был перепрофилирован для транзита сырья Роснефти.
📌 Альтернативным вариантом поставок нефти и нефтепродуктов на восточные рынки для России является железнодорожный транспорт, который два десятилетия назад компания ЮКОС активно использовала для продажи нефти в Китай. По предварительным оценкам, сегодня российские железные дороги обладают всей необходимой инфраструктурой для транспортировки до 30 млн т/год нефти и нефтепродуктов на границу с Китаем.
Использование танкеров является самым оперативным и дешевым вариантом переориентации энергетических поставок за рубеж, поскольку использование уже существующих портов не потребует новых инвестиций. Среди них морской нефтеналивной порт Козьмино и терминалы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на Дальнем Востоке, морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» на шельфе Арктики, нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» на Ямале, Варандей на берегу Баренцева моря, РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-2» в Выборгском заливе, а также глубоководные терминалы Усть-Луги, Приморска и Черного моря.
Из текста я сделал вывод, что:
80 млн т можем гнать по ВСТО
30 млн т можем гнать по ЖД
Открытыми остаются вопросы:
= сколько нефти купит Китай, который будет боятся санкций
= сколько нефти купит Индия и каким маршрутом
= какую роль будет играть НМТП
Я тоже не понял, где Новороссийск (Шесхарис, Южная Озереевка), а где Азия.