rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании General Invest | Обзор российского рынка за февраль 2021 г.

Обзор российского рынка за февраль 2021 г.

В феврале российский фондовый рынок вырос на 2,2%. При этом в середине месяца на благоприятной внешней конъюнктуре индексу Мосбиржи удалось достичь январских максимумов и приблизиться к отметке 3500 пунктов, показав рост почти на 7%, однако затем инвесторам напомнили о геополитических рисках, а позднее негатив усилило сильное движение доходностей на глобальном рынке долга.

Обзор российского рынка за февраль 2021 г.
Между тем, начавшийся сезон отчетности на российском рынке проходил довольно успешно: многие компании либо превысили прогнозы за 2020 г., либо вышли с позитивными оценками своих ближайших перспектив, что только начало отражаться в цене их акций. Кроме того, благоприятная ситуация на товарных рынках транслировалась в рост акций соответствующих компаний. Особенно выделим в этом контексте акции металлургических компаний – Северстали (+6,9%) и НЛМК (+6,4%), укрепившихся на росте внешнего и внутреннего рынка стали, бумаги  Газпрома (+2%), которые повышались в середине февраля до санкционных новостей почти на 7% на исключительно позитивной динамике газовых цен на фоне холодной погоды в Европе, а также Роснефти (+11%), которые реагировали не только на повышение нефтяных котировок, но и на положительные новости об оценке своего мегапроекта Восток Ойл, стоимость которого только начинает отражаться в цене бумаг самой Роснефти.

Обзор российского рынка за февраль 2021 г.

С другой стороны спектра оказались в феврале акции Норникеля (-4,7% за февраль и -17% с уровня февральских максимумов в середине месяца).
Обзор российского рынка за февраль 2021 г.

Компания, которая только что выплатила многомиллиардный штраф за ущерб, причиненный природе в результате аварии на Таймыре в 2020 г., в феврале столкнулась с еще двумя достаточно крупными авариями, которые в общей сложности затрагивают не менее 20% добывающих активов компании. Длительный простой этих активов, прежде всего, рудников Таймырский и Октябрьский, где произошло подтопление, (например, в течение периода более месяца) может достаточно существенно сказаться на объемах производства компании, а соответственно на выручке и других финансовых показателях. Кроме того, участившиеся в последнее время технологические происшествия на производственных мощностях компании увеличивают операционные риски, что также оказывает влияние на стоимость акций.

В результате значительной неопределенности относительно показателей Норникеля в 2021 г. акции компании существенно снизились в цене, но, по нашему базовому прогнозу просадки EBITDA не более, чем на 15% в результате простоя около 2 мес., текущая цена уже учитывает данный негатив, что позволяет думать о наращивании позиции. Безусловно, более обоснованные прогнозы можно будет делать только после 16 марта, когда компания обнародует результаты работ по устранению подтопления и свою оценку эффекта на производственный план, однако в долгосрочной перспективе мы по-прежнему высоко оцениваем потенциал роста акций Норникеля как одного из крупнейших в мире и наиболее эффективных по себестоимости производителя металлов, столь важных для развития новых энергосберегающих технологий.

Если говорить о дальнейших перспективах российского рынка акций, то мы по-прежнему придерживаемся положительного взгляда на оценку привлекательности отечественного рынка, причем как в краткосрочной перспективе (1-2 месяца), так и в более долгосрочном стратегическом разрезе – на горизонте года. 

Драйверы роста в краткосрочной перспективе:

  • В настоящее время все говорят о рефляции – возвращении темпов роста цен к нормальным уровням после спада в экономическом цикле благодаря стимулирующим экономику мерам, способствующим активизации экономического роста. В этих условиях рискованные активы в целом, акции в частности, а акции развивающихся рынков в еще более глубокой частности, являются, наряду с товарными рынками, активами выбора.
  • Российский фондовый рынок даже более чем другие развивающиеся рынки подходит для рефляционных условий, поскольку его львиная доля, около 60%, представлена сырьевыми секторами, а, следовательно, акциями стоимости, которые в настоящее время находятся в фаворе у инвесторов.
  • Текущий сезон отчетности в России отличается превышением прогнозов за 2020 г. в среднем по компаниям, а также повышением оценок по будущим результатам, что ведет к переоценке акций.
  • Приближающийся дивидендный сезон является дополнительным драйвером роста – постепенно начинаются покупки в расчете на дивиденды.

 Долгосрочные факторы роста российского рынка:

  • Большая сырьевая составляющая рынка, что привлекательно в условиях прогнозируемого суперцикла роста сырьевых товаров
  • Россия наиболее широко представлена так называемыми акциями стоимости, которые сейчас выходят на передний план предпочтений инвесторов в сравнении с т.н. акциями роста
  • Дивидендная доходность российского рынка превышает показатели и развитых, и большинства развивающихся рынков даже по итогам проблемного 2020 г., а в перспективе следующих 12 мес. ожидается рост дивидендной доходности к прежним уровням – около 7%, за исключением нефтегазового сектора 8,1%
  • С точки зрения оценки, российский рынок также остается одним из наиболее привлекательно оцененных рынков. P/E индекса MSCI Russia находится в настоящее время на уровне 8,23х против 16,2х по индексу развивающихся рынков MSCI EM. При этом тот факт, что еще в конце 2020 г. P/E MSCI Russia был около 13х свидетельствует о идущей довольно масштабной переоценке прогнозных показателей прибылей российских компаний, что, кстати, подтверждается текущим сезоном отчетности.

 Среди рисков, актуальных для российского фондового рынка в перспективе 12 месяцев, мы отмечаем три основные группы:

1)      Риски, связанные с глобальной экономикой, в том числе

  1. более медленные темпы восстановления после пандемии в связи, например, с низкими темпами вакцинации, новыми волнами пандемии и т.п.;
  2. ускоренное повышение процентных ставок, которое негативно отражается на рискованных активах, в том числе на активах развивающихся рынков, которые более чувствительны к изменению кредитных условий.

2)      Риски, связанные с внутриэкономическими условиями в России

  1. более медленные темпы восстановления российской экономики;
  2. ухудшение налоговых условий и иных параметров бизнес-климата для российских корпораций (как пример, повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль).

3)      Геополитические риски, связанные с разного рода санкциями.

На этих рисках хотелось бы остановиться чуть более подробно. Напомним, что во второй половине февраля совет министров иностранных дел 27 стран ЕС, а затем и новая администрация США приняли решение ввести новые санкции против России за арест и преследование А. Навального. Под ограничения попали ряд ответственных за арест и приговор оппозиционера высокопоставленных чиновников РФ, а также несколько организаций. Никто из публичных бизнесменов или публичных российских компаний не был затронут санкциями.

Со стороны США санкции были введены не только Минфином против ряда чиновников, но и Госдепартаментом США в ответ на применение химического оружия («Новичка») в соответствии с законом о запрете химического и биологического оружия от 1991 года (CBW Act). Согласно закону, эти санкции вводятся по сложной процедуре. Если президент США устанавливает, что страна использовала запрещенное химическое оружие, то в отношении этой страны вводятся санкции 1го этапа, включающие пять мер: прекращение любой помощи со стороны США, кроме срочной продовольственной гуманитарной; запрет на поставки оружия; запрет на финансирование поставок оружия; прекращение выделения госкредитов США; запрет экспорта из США технологий, связанных с нацбезопасностью. Эти меры вводятся автоматически, но могут быть смягчены исключениями по усмотрению Белого дома. После этого стране дается 90 дней на признание нарушения и прекращение использования химоружия с гарантиями на будущее, а также на допуск международных инспекторов. При невыполнении этих условий президент США должен ввести второй пакет санкций, среди которых уже есть существенно более чувствительные, включая запрет на кредитование госструктур страны-нарушителя американскими банками (то есть запрет на покупку российского госдолга), запрет на экспорт в страну или импорт из страны любых товаров или услуг, кроме продовольствия, запрет на посадку в США государственных авиакомпаний страны-нарушителя, снижение уровня дипломатических контактов, а также отказ США от поддержки финансирования страны международными банковскими институтами. Президент США должен будет выбрать три из шести указанных мер. После отправления Сергея Скрипаля на Россию уже налагались соответствующие санкции, тогда Д. Трампу удалось их максимально сузить и они были сведены к запрету на продажу в Россию товаров, связанных с нацбезопасностью на первом этапе и к трем самым мягким из шести мер на втором: американским банкам запретили участвовать только в первичных выпусках российского валютного госдолга, США отказались голосовать за финансирование России в МВФ и Всемирном банке и запретили любые поставки в Россию, которые могут способствовать производству химического и биологического оружия. Теперь второй этап санкций предстоит России в июне 2021 г. Ограничения на все операции с российским госдолгом, если они будут введены в полном объеме, включая вторичные выпуски и рублевые бумаги, где свыше 20% держателей нерезиденты, способны сильно отразиться как на рынке облигаций, так и на рубле и на рынке акций в связи с ростом премии за политический риск.

Кроме того, в настоящее время обсуждаются санкции и за приписываемую России широкомасштабную хакерскую атаку на американские государственные агентства и корпорации, совершенную в конце прошлого года. 

Таким образом, в обозримой перспективе риск санкций будет оставаться актуальным для России и российских активов, не давая реализоваться потенциалу их роста в полном объеме. Тем не менее, наш базовый сценарий заключается в том, что будущие санкции, все же не будут системными.

Если говорить о конкретных бумагах, которые в настоящее время мы считаем привлекательными, то это такие представители нефтегазового сектора как Газпром и Роснефть, а также Татнефть ввиду высокой вероятности более высоких дивидендов в сравнении с ожиданиями. В металлургическом секторе, помимо акций Норникеля, нам нравятся бумаги Северстали и ММК. В финансовом секторе наш выбор -  акции Сбербанка, а также TCS Group. Мы также обращаем внимание на бумаги Яндекса, Mail.ru и М.Видео после недавней коррекции.

Обзор полностью в Telegram General Invest

Не является рекламой или предложением ценных бумаг. Дисклеймер

★1

теги блога General Invest

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн