Всем привет! Сегодня мы поделимся с вами результатми коференции, прошедшей 8 ноября в здании Московской биржи и организованной Exante в сотрудничестве с H2T. В частности, мы поговорим об актуальности инвестиции в так-называемые IT-стартапы.
В последнее десятилетие за интернет-стартапами прочно закрепился статус “сверхновых звезд” фондового рынка. Низкий входной порог, масса незанятых ниш, быстрая динамика развития – все это сделало интернет-бизнес, в том числе социальные сети, привлекательным объектом для инвестирования.Однако в последнее время все больше аналитиков задаются вопросом: а не поздно ли вкладывать? Стоит ли ожидать историй успеха, столь же впечатляющих, как у Google и Facebook? Эти и другие вопросы обсуждались на конференции «Рынки, стратегии, инструменты трейдинга», которая состоялась 8 ноября в здании Московской биржи при поддержке российского трейдерского сообщества Н2Т и компании Exante.
«Множество компаний, подобных Facebook, растут, как мыльные пузыри. Но если мы посмотрим статистику, то легко убедимся, что большинство из них разорились. Хотя при этом они продвигают идеи, которые можно назвать по-настоящему гениальными, – рассуждает Илья Алхимов, основатель Kreedex Financial Group. – И не факт, что эти идеи когда-нибудь реализует кто-то другой. В качестве примера можно привести фармацевтический рынок. Пять тысяч компаний ищут лекарство от рака, но найдет-то его только одна! А растут они все. И как только лекарство будет найдено, остальные упадут. Если говорить конкретно о Facebook, лично я бы вкладывал в какие-то максимально долгосрочные опционы».
Евгения Случак, управляющий партнер Europe Finance считает, что на IT-рынке удалось получить высокую прибыль лишь тем, кто вложился в венчурные проекты на ранних стадиях: «Как только компания выходит на IPO, это уже, по сути, конец активного зарабатывания денег. Возможно, у нее еще будут какие-то взлеты и падения, но основные деньги на ней уже заработаны. На том же фармацевтическом рынке есть масса инвестиционных фондов, которые вкладываются в различные проекты на начальном этапе, и даже если хотя бы один из этих проектов выстрелит, они станут миллиардерами. Но это другие деньги – институциональные. Частные инвесторы, торгующие на бирже, не занимаются венчурными инвестициями. Время домохозяек, которые в 2006-ом во что-то вложились, а в 2008-ом вышли с прибылью, закончилось».
С этой точкой зрения согласился и Андрей Мовчан, сопредседатель совета директоров группы компаний «Третий Рим». Давайте рассмотрим «пищевую цепочку» на этом рынке. Более хищная рыба ест менее хищную. Самые умные игроки могут глубже всех проникнуть в суть инновационных проектов, вычленить наиболее перспективные из них, сформировать свои панели ожиданий и вложить минимум денег на самых жестких условиях. Те, кто идут следом за самыми умными – крупные венчурные фонды. Они умеют хорошо искать и хорошо договариваться. Но им нужно продать компанию дороже, чем они ее купили. И тогда компания выходит на IPO. Это и есть кульминация пиршества каннибалов. Одномоментно проедается огромное количество денег Investing Public, чтобы наконец-то могли заработать те, кто действительно имеет на это право, – те, кто искал, находил и инвестировал. Поэтому говорить о том, что бы нам такое купить на IPO, чтобы заработать, по-моему, неправомерно. Говорить надо о том, что нам продать на IPO».
По статистике, в первые шесть месяцев после IPO акции smart companies теряют примерно 10-15% стоимости. Владимир Масляков, исполнительный директор и соучредитель компании Exante считает, что это связано с изначальным завышением цен на акции, которые размещаются впервые: «Всегда есть некая асимметрия в информации о компании. Те, кто выводят ее на IPO, знают о ней все. Те, кто покупает акции – почти ничего. Поэтому я сам не инвестирую в IPO и никому бы не советовал этого делать. Уже позже, когда компания достигла какого-то уровня, можно на нее посмотреть и понять, веришь ты в ее продукт, или нет. Например, лет 6 назад было ясно, что будут развиваться поисковые системы, такие как Яндекс и Google. Сейчас я верю в Facebook – во-первых, потому что они монополисты и знают о
своих пользователях буквально все, во-вторых, потому что они, как и Apple, интересуются платежными системами. Если им удастся сделать так, что люди внутри сети будут обмениваться каким-то платежным средством, то они могут вырасти и в три, и в четыре раза».
По наблюдениям Владимира Маслякова, «сверхновые звезды», подобные IBM, Microsoft или Google, появляются на рынке примерно раз в 10 лет. Сложность в том, чтобы вовремя их распознать. Андрей Мовчан считает, что частным инвесторам стоит обратить внимание на незанятые ниши – именно там и появляются проекты, у которых есть потенциал быстрого роста: «Если мы уже знаем, что Facebook – хорошая компания, то это само по себе аргумент в пользу того, что она больше не вырастет в цене. Кто купит ее акции, когда они поднимутся? Те, кто не знал, что компания перспективная, а потом вдруг неожиданно узнал? Так не бывает. Поэтому надо смотреть, какая ниша на рынке сегодня неизвестна Investing Public. В какой нише должно быть сделано что-то значительное, но пока не сделано».
Подробнее о конференции читайте в разделе
События на нашем сайте. Видео выступлений участников конференции смотрите на нашем канале в
YouTube, фото доступны на нашей страничке в
Facebook.
С тех пор я принял для себя решение никогда не участвовать в этом веселье, мне нравится наблюдать со стороны