Рецензии на книги

Наверно, каждый взрослый человек с образованием хотя бы на уровне 9-и классов замечал, что школьные уроки не всегда верны для реальной жизни. То же справедливо и для уроков о политическом устройстве нашей страны.
Нас учили, что существует три политических режима: демократия, автократия и тоталитаризм. Каждый режим символизирует собой некий набор правил и механизмов по приобретению и удержанию власти, принятию политических решений. Но правда в том, что ни в одной стране не существует этих режимов в чистом виде. Даже «демократические» страны Европы не всегда руководствуются правилами своего режима.
Какая же модель лучше всего описывает российскую власть? Может быть олигархическая модель? Власть в руках олигархов, все действия власти сводятся к заработку на государственных ресурсах. Нет, этот подход игнорирует ряд внутренних политических решений и не объясняет активную внешнюю политику.
Тогда милитократическая модель? Главенствующая роль в решении всех вопросов в руках силовиков. Нет, ведь далеко не все первые лица имеют опыт работы в силовых структурах.
На самом деле ближе всех к ответу на этот вопрос подошла команда «Минченко консалтинг», представившая модель «Политбюро 2.0». Согласно ей:
Система российской власти похожа на сеть. Её ключевыми узлами являются те государственные деятели, политики, предприниматели, кого мы называем членами «Политбюро 2.0». Они, в свою очередь, выстраиваются вокруг главного центра — фигуры Владимира Путина.
«Минченко консалтинг» — это российская консалтинговая компания, которая специализируется на политическом консалтинге и анализе элит, стратегических коммуникациях, лоббизме, взаимодействии с органами власти (GR), репутационном и актикризисном управлении. Компания функционирует на российском рынке с 1993 года.
На основе опыта собственных проектов и серии полуформализованных интервью с внешними экспертами и представителями российской элиты в августе 2012 года компания впервые выпустила аналитический доклад под названием «Большое правительство Владимира Путина и „Политбюро 2.0“. Суть доклада можно свести к нескольким тезисам:
Лично мне, эта модель, кажется, наиболее жизнеспособной и достоверной по ряду причин. Во-первых, она отлично сочетается с концепцией „сложных систем“. Напомню:
Сложные системы пронизаны множеством связей, а потому, как правило, отличаются большой стабильностью. Здесь отлично подходит французская поговорка: Plus ça change, plus c’est le même chose — чем больше перемен, тем больше все остается по-прежнему.
Во-вторых, модель подтверждается на практике. Если смотреть на такие новости, как отставку Министра обороны, поставку „Орешника“ в Беларусь, обсуждение сделки между „ExxonMobile“ и „Роснефтью“ на самите в Анкоридже сквозь призму взаимодействия групп элит и арбитража со стороны президента, то они приобретают новые и ранее не очевидные смыслы.
Я бы порекомендовал эту книгу для прочтения любому человеку, интересующемуся политикой или просто желающему знать устройство окружающего мира. Обязательна же для прочтения эта книга для долгосрочных инвесторов на российском рынке. Поскольку она помогает ответить на ряд ключевых вопросов при выборе акций для инвестиций: чье влияние выше Сечина (Роснефть) или Аликперова (Лукойл)? Почему одни компании выполняют государственные задачи, а другие зарабатывают деньги? Кто в наблюдательном совете или совете директоров компании выполняет роль политического „куратора“?
Сама книга является сборником докладов и не обязательна к покупке. Все материалы есть в открытом доступе на сайте https://minchenko.ru/.
Больше постов в тг-канале: t.me/klochcoffee
пусть будет так всегда
самое эффективное управление
просто представьте что бы сейчас у власти был Горбачев
Дуйте мочу каклам в уши!
На всякий случай: книга крайне пророссийская и показывает руководство с хорошей стороны.
На старте идея была красивая. Ну а получилось, как получилось.
— Что же остается?
— Собирать и сохранять своих.
— Новая партия?
— Что вы! В стране сейчас более двух тысяч политических партий, общественно-политических движений и организаций. Еще одна партия ничего не меняет.
— Что-то вроде масонской ложи?
— Нет, это не русское дело. И ложей немедленно завладеют чужие. А нам нужно собирать, повторяю, своих и только своих.
— Так что же это такое?!
— Трудно выразить словами. Свои — это не просто единомышленники. И даже не обязательно единомышленники. Свои могут быть врагами. Это некое родство, которое рационально не объяснишь.
— Догадываюсь! Вы имеете в виду что-то вроде мафии.
— Верно! Надо создавать национальную русскую социально-политическую мафию. Между прочим, наш партийный аппарат эволюционировал в направлении к организации мафиозного типа. Сложилось множество мафиозных групп. Но русская мафия как целое сложиться не успела. Помешали. Искусственно разрушили партийный аппарат изнутри.
— Речь идет не о преступной, а о социально-политической мафии. Такая мафия должна, очевидно, иметь опору в обществе. Из кого-то она должна вербоваться. Среди какой-то массы людей должна работать. Какой?
— Думаю, это очевидно: все те люди, которые живут за счет своего труда, получают заработную плату и не имеют других источников дохода, в своем жизненном уровне зависят от состояния общества в целом. Число таких людей огромно. Оно растет. И роль их в обществе растет. Это государственные служащие, офицеры армии, научные работники и профессура, студенты и др. Они разбросаны по всем сферам общества, разъединены. Мафия, о которой я говорю, должна их объединить.
— И к чему же такая мафия поведет массы, на, которые она будет опираться и с которыми будет работать? К революции?
— Ни в коем случае! Задача мафии — постепенно забрать в свои руки ключевые позиции везде, где только можно. Подготовить глубокий заговор. Подчеркиваю, не революцию в марксистском смысле, а именно заговор. И в подходящий момент осуществить переворот в пользу тех категорий граждан, о которых я говорил как об опоре мафии.
А.Зиновьев
Русская трагедия