Блог им. Investovization
Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 17.01.24 были опубликованы операционные данные за 2023 год Группы компаний «Аэрофлот». В этом выпуске рассмотрим последние операционные и финансовые результаты, новости, дивиденды, перспективы и риски. Разберемся, стоит ли покупать акции этой компании.
Для данной статьи доступна видео версия на Youtube.
Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.
«Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа России. В состав Группы входят сетевые авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», лоукостер «Победа», а также профильные сервисные предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием воздушных судов, предоставлением бортового питания, гостиничных услуг, а также обучением работников.
Группа «Аэрофлот» — лидер авиаперевозок в РФ. Компания занимает 38% от общей доли рынка. А среди российских авиакомпаний 45%.
Крупнейшим держателем пакета акций ПАО «Аэрофлот» является Российская Федерация, в собственности которой находится 73,8% от общего количества обыкновенных акций Компании. В свободном обращении находится 25% акций.
Последние годы оказались серьезным испытанием для компании. Сначала был короновирус в 2020 году, когда совокупный объем авиаперевозок компании упал в 2 раза. В итоге, убыток превысил 117 млрд за год. В 2021 году пассажиропоток частично восстановился и составил 77% от показателей 2019 года. Но по итогам 2021 года всё равно был зафиксирован убыток 34 млрд.
В 2022 году последовал очередной удар от беспрецедентных санкций. Иностранные лизинговые компании в одностороннем порядке расторгли действующие договоры. Авиационные власти стран регистрации воздушных судов отозвали сертификаты летной годности самолетов, эксплуатируемых в нашей стране. Был введен запрет на продажу в РФ самолётов, комплектующих и прочего оборудования. В условиях внешнего санкционного давления, закрыта большая часть международных направлений. По решению Росавиации была приостановлена работа 11 аэропортов на юге страны. Но серьезную помощь российским авиакомпаниям оказало государство, выделив в общей сложности на поддержку отрасли порядка 172 млрд руб.
В этой ситуации Аэрофлот смог продолжить работу и найти новые точки роста. В частности, были открыты новые международные рейсы на доступных направлениях, в том числе из региональных аэропортов. Было расширено присутствие и на местном рынке.
Также нужно отметить, что из-за того, что воздушное пространство РФ закрыто для западных авиакомпаний, Аэрофлот потерял «роялти», которые компания получала ещё с советских времен. Это выплаты от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию и обратно. До пандемии COVID-19 доход Группы «Аэрофлот» от этих выплат составлял ориентировочно $500 млн в год. В 2018–2019 гг. роялти составляли до 10% EBITDA «Аэрофлота».
С максимумов 2017 года акции упали уже на 80%. Но на месячном графике пробита линия сопротивления нисходящего тренда. И даже сформировался небольшой тренд вверх. К слову, за 2023 год акции выросли более, чем на 40%, т.е. примерно на уровне индекса Мосбиржи.
17.01.24 Аэрофлот опубликовал операционные результаты за 2023 год.
По итогам 2023 года у Группы Аэрофлот было 349 воздушных судов (ВС). 10 ВС в собственности, остальные в аренде. 100% в российском авиационном реестре. 150 ВС выведено из реестра Бермуд. 18 ВС выкуплено из финлизинга. По 48 ВС компания завершила процесс урегулирования с иностранными лизингодателями (они прекратили требования по договорам лизинга и страхования). В результате чего Группа расширила возможности для международных перелетов.
Пассажиропоток Аэрофлота по итогам 2023 года составил 47,3 млн чел (+16% г/г). Это самое высокое значение, начиная с 2020 года. Причем существенным образом увеличены объемы международного направления: 9,6 млн (+81% г/г), но они по-прежнему в 2,8 раз меньше, чем в 2019 году.
Международный сегмент наиболее маржинальный, доход от него примерно в 1,5 раза выше внутреннего сегмента. В 2023 году Аэрофлот осуществлял полеты в 17 стран и продолжает открывать новые международные направления.
Также заметно восстановление и прочих операционных показателей: грузоперевозка, количество рейсов, часов налёта, а занятость кресел показало рекордное значение 87,5%.
Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на нашем YouTube канале, в плей-листе «Обучение» есть соответствующие видео, где простыми словами рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.
Рассмотрим результаты последнего отчета по МСФО за 9М 2023:
Основная причина огромного убытка – это большие отрицательные курсовые разницы на 162 млрд (бумажная переоценка лизинговых обязательств). Если произвести корректировку на эти «бумажные» курсовые расходы, то получим, что ЧП скорр = 18 млрд. Т.е. в действительности, компания отработала 9М 23 с прибылью. Правда, не будем забывать про разовые прочие доходы 40,8 млрд, без них всё равно был бы убыток.
Традиционно, третий квартал самый сильный в году, это связано с сезоном отпусков. Вот и в 2023 году получилось также: 3Q 23 лучше первых двух кварталов, и за исключением EBITDA лучше г/г. А если чистый убыток 11 млрд также скорректировать на бумажные курсовые разницы, то получим, что на самом деле, компания получила ЧП скорр = 38,3 млрд. Но конечно, если вычесть разовые прочие доходы, то всё же будет небольшой убыток.
Вообще видно, как трудно компания проходит кризисные времена. Начиная с 2020 года Аэрофлот ежеквартально фиксирует убытки. Правда, было два исключения, в частности, за Q2 22 отражена сверх прибыль 197 млрд, полученная также за счет переоценки лизинговых обязательств из-за резкого укрепления рубля.
На данный момент компания приостановила программу хэджирования валютного риска, поэтому любая девальвация рубля негативно отражается на «бумажной» чистой прибыли. Правда, в 4Q 23 рубль укрепился на 7%, это окажет поддержку финансовым результатам.
Отдельно рассмотрим показатель CASK (Cost Available Seat Kilometer) — затраты на предельный пассажирооборот, или по-другому, затраты на перевозки в расчете на одно кресло-километр. Они составили 3,51₽ (+10% г/г). Увеличение из-за роста стоимости топлива, инфляции, девальвации и отсутствия субсидий. При этом, как мы видели выше, доход с каждого пассажира в среднем составляет 4,38 рубля. Т.е. компания зарабатывает ориентировочно 87 копеек с каждого пассажира за перевезенный километр.
Результаты за 9М 2023:
Чистый долг отрицательный: -26 млрд. Но если взять чистый долг с учетом обязательств по аренде, то он составляет 624 млрд (+24% за 9М, из-за курсовой переоценки), тогда ND/EBITDA = 3,6.
Денежные потоки за 9М 23:
Из диаграммы видно, что операционный поток в 2023 году неплохой. И в среднем значительно выше 2020-2022 годов.
В итоге, свободный денежный поток (FCF = ОДП – CAPEX – проценты по договорам аренды) последние кварталы положительный. В 3Q 23 FCF меньше, чем в 1Q и 2Q, из-за резкого роста капекса.
Компания не платит дивиденды с 2018 года. Согласно дивидендной политике, выплаты могут составлять до 25% от чистой прибыли по МСФО (в зависимости от долговой нагрузки, включая аренду).
Учитывая, что последние годы у компании чистые убытки, плюс огромный отрицательный капитал (как по МСФО, так и по РСБУ), дивидендов от компании можно ждать не скоро. Напомню, что по закону (№ 208-ФЗ, статья 43), если стоимость Чистых активов по РСБУ меньше размера Уставного капитала, то выплата дивидендов запрещена.
07.12.24 в самом «Аэрофлоте» заявили, что говорить о дивидендах пока рано, сначала нужно выйти на положительный финансовый результат.
В РФ сейчас идёт активная программа по импортозамещению в самолётостроении.
Согласно государственной программе развития авиаотрасли, к 2030 году российский авиапром должен нарастить долю отечественных лайнеров с нынешних 33% до 81%. Всего до 2030 г. запланированы поставки 1036 самолетов. Из них 494 с вместимостью более ста человек. При этом 339 ВС должен получить «Аэрофлот», который подписал соответствующее соглашение с ОАК в ходе ВЭФ-2022.
У Аэрофлота есть стратегия 2030, которая как раз включает ввод в эксплуатацию этих 339 отечественных ВС. Всего к 2030г планируется 500 ВС. При этом доля иностранных ВС будет постепенно снижаться до 30%. Вероятно, при этом лизинговые платежи будут по большей части в рублях, и снизится зависимость чистой прибыли от курсовых колебаний.
Основные цели стратегии 2030:
Основные риски:
Из-за отрицательного капитала и чистой прибыли многие мультипликаторы нерепрезентативны:
Группа «Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа РФ.
73,8% акций принадлежит государству.
Ковид 2019 и санкции 2022 сильно подкосили бизнес компании. В частности, Аэрофлот не получает роялти с западных компаний, которые были существенным доходом.
Но сейчас идёт постепенное восстановление операционных результатов.
Пассажиропоток самый высокий с 2020 года, правда, международный поток по-прежнему в 2,8 раз меньше, чем в 2019 году. А это наиболее маржинальный сегмент.
Финансовые результаты за 9М показали рост выручки на 40% и EBITDA на 36%, но ЧП = -111 млрд, во многом из-за девальвация рубля. Если скорректировать ее на «бумажные» курсовые разницы, то ЧП скорр = 18 млрд. 3Q 23 лучше кв/кв, ЧП скорр = 38 млрд.
Правда, если вычесть разовые прочие доходы, то даже скорректированная ЧП будет отрицательной, как по итогам 3Q, так и 9М.
Чистый долг отрицательный. Но если учитывать обязательства по аренде, то ND/EBITDA = 3,6.
Капитал = — 184 млрд.
Операционный и свободный денежные потоки положительные.
Дивиденды ближайшие годы не предвидятся.
У компании есть стратегия 2030. Согласно которой флот вырастет на 43% (70% ВС станут отечественными), пассажиропоток на 38%, доля группы в общем объеме рынка до 50% (на 5пп).
Риски связаны с санкциями, авариями, девальвацией, новыми доп эмиссиями.
Мультипликаторы средние.
Акции за 2023 выросли примерно на уровне индекса Мосбиржи. И в целом, оценены более-менее справедливо, но в случае дальнейшего восстановления бизнеса, можно ожидать и постепенного роста котировок.
У меня была небольшая позиция, которую я продал с символической прибылью в 2021 году. Правда, из-за того, что не до конца исполнилась заявка на продажу, осталось незначительное число акций, которые я затем пару раз использовал для целей налоговой оптимизации. В целом, несмотря на то, что ситуация в Аэрофлоте в 2023 году улучшилась, до устойчивой положительной прибыли далеко, риски остаются довольно высокими, формировать новую позицию пока не планирую.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Благодарю за лайки и подписку на наши каналы:
Держу пакет.