Блог им. RationalAnswer
Каждый год Яндекс устраивает большую техно-конференцию с подведением своих итогов года – где делится инфой о том, что интересного удалось за этот год сделать, какие планы сейчас прорабатываются в недрах компании, и так далее. Конфа называется YaC (Yet Another Conference) – раньше она проходила в офлайне, а с 2019 года перевоплотилась из физического формата в астральный сетевой: мини-сериалы с анонсами всякого разного релизятся прямо на Ютубе (и еще на Кинопоиске).
В этом обзоре я расскажу только о том, что из YaC-2023 показалось самым интересным лично мне. Вполне вероятно, что мои критерии интересности окажутся ортогональны вашим – в любом случае, при желании, вы можете посмотреть конфу самостоятельно. Там четыре серии-блока, сгруппированные по тематикам: про дом, интернет, город и людей (мое повествование будет разбито так же). Поехали!
Судя по выложенному видео, главой дома яндексоиды уверенно полагают умную колонку со встроенной «Алисой». У меня такой никогда не было – и я, признаюсь честно, не то чтобы хорошо до конца понимаю, зачем она нужна (возможно, Яндексу надо просто подарить мне какую-нибудь самую новороченную версию, чтобы я распробовал). Короче, если у вас дома есть такая колонка – расскажите мне пожалуйста, чего вы с ней делаете?
Как бы то ни было, на конфе озвучили, что этих самых Яндекс Станций успели напродавать уже почти 8 миллионов; а Алисой хотя бы раз в месяц пользуются аж 60 млн человек. Последнее число звучит как-то уж совсем фантастически: неужели с Алисой общается более 40% населения России? Я бы интуитивно ожидал увидеть долю как минимум раза в 2–3 меньше.
На конференции презентовали сразу две новых колонки:
1. Станция Миди – меньше размером, чем Станция 2/Станция Макс, но зато с более мощным звуком, чем у Станции Мини + экранчик с часами в комплекте (уже должна быть в продаже с 16 ноября по цене 15к рублей). Дополнительно в нее встроили какой-то хитрый модуль, который позволяет управлять «умным домом» (про это чуть ниже) даже с упавшим интернетом.
Главный кек этой серии – это экскурсия по «умной даче» одного из работников Яндекса. Ну там всякое открытие ворот по команде Алисе – это еще ладно, но чувак автоматизировал даже кошачий лоток со скворечником! Чувствуются сильные вайбы вирусных роликов про Кибердеревню (надеюсь, в умном скворечнике поселится Кибергалчонок Нейрохватайка)…
Вообще, мне давно интересно: является ли термин «умный дом» хаус-шеймингом? Это что же, вы намекаете, что другие дома – тупые? Требую срочного ввода более политкорректного термина, чтобы дома-дурачки чувствовали себя защищенными от всякого буллинга!
Помимо колонок и домов разной степени интеллектуальности в этот раздел почему-то запихнули Яндекс Лавку и Плюс (ну окей, я готов согласиться, что доставку из Лавки заказывают именно на дом – но Плюсом-то можно же везде пользоваться, камон!).
Про Лавку показали производство готовой еды на собственном заводе в Петербурге с «мамкиными» сырниками, а также рассказали, что в приложение для заказа продуктов тоже засунули вездесущий Машын Лёрнинг – чтобы, дескать, он решал, что пользователю предлагать в рекомендациях. Нейросетку, которая сама подбирает рецепт и заказывает полную корзину продуктов по запросу в стиле «жена возвращается из командировки, чего бы ей эдакого приготовить?», к сожалению, пока не показали (надеюсь, хотя бы в следующем году будет).
Про Яндекс Плюс сказали, что там сидит уже 25 млн подписчиков и туда запилили специальный раздел для дошкольников со всяким развивающим контентом. А еще в рамках Букмейта планируют выкатить фичу, которая будет в автоматическом режиме нейросеткой делать качественную озвучку аудиокниг из текстовых версий – не в стиле Хокинга, а с нормальными интонациями. (Короче, можно будет не ждать, когда выйдет нужная аудиоверсия от обычного, теплокровного чтеца.)
Серия про интернет живо напомнила мемную нарезку из майского выступления Сундара Пичай (Google) – помните, ту, где «AI» было повторено раз 40?
2023-й, конечно, стал годом прорыва нейросеток – и Яндекс тут пытается застолбить за собой поляну первенства главной «нейронной» компании в России. С точки зрения мощности модели конкурировать с OpenAI, наверное, было бы сложновато (как и всем остальным гугло-фейсбукам, впрочем) – поэтому они позиционируют своей целью именно создание из YandexGPT самой крутой русскоязычной модели, которая будет максимально погружена в наш местный контекст.
Пока не знаю, насколько из этого выйдет устойчивое конкурентное преимущество: как мы разбирали в одной из наших с Игорем Котенковым статей, GPT-4 показала достаточно неплохие способности переносить знания между языками. Но сама идея звучит будто бы логично: вот бы еще заточенная на русский язык нейросетка научилась писать стихи с правильной рифмой (пока жалобы на крайне посредственные стихоплетские способности ChatGPT на русском регулярно появляются в комментах под каждой статьей по теме).
Также Яндекс заявляет упор на то, чтобы не просто пилить базовые генеративные модели, но еще и стараться сразу находить им какие-то полезные применения для юзеров: в Яндекс Браузере уже можно просить нейросеть кратко в тезисах пересказать видеоролик или статью, а в будущем обещают еще встроить в поиск улучшенные «быстрые ответы» от нейросетки (в бете уже тестят). Чтобы поисковик не просто выдавал кучу ссылок, а пытался из них всех еще что-то осмысленное выудить, синтезировать и ответить на вопрос юзера (пока непонятно, насколько удачно у них получится побороть знаменитые баги нейронок с «галлюцинированием» и уверенным придумыванием несуществующей информации).
Правда, мою идею про Яндекс Карты еще почему-то не реализовали: я хотел, чтобы можно было прямо в приложение наговорить что-то в стиле «нужен рестик в радиусе двух километров со вкусными завтраками, который будет еще работать через два часа» – а языковая модель распарсила мой запрос на ключевые критерии, проанализировала подходящие под них места на карте (в том числе, используя информацию из отзывов), и выдала мне список лучших вариантов. Яндексоиды, надеюсь кто-нибудь из вас читает этот текст – возьмите на заметку, плз!
Помимо YandexGPT там еще продвигают нейросеть YandexART (которая сидит внутри приложения «Шедеврум») – но я не особо уловил, в чем конкретно она сможет потягаться с западными лидерами вроде Midjourney. У картинок всё-таки, в отличие от языка, «локальные аспекты» чуть сложнее просматриваются, на которые можно было бы сделать упор в тех местах, где западные аналоги «недорабатывают».
В рубрике «главный лол» этого раздела конференции побеждает объявление о том, что Яндекс набирает тренеров покемонов нейросетей.
Seriously, там говорится, что уже 300 человек работают на должности AI-тренеров, и их количество всё время растет: им надо оценивать, насколько в ходе обучения нейросетки удачно справляются с выполнением поставленных задач, и тыкать их палочкой, если они пытаются сделать что-то неэтичное. Неиронично хочу узнать: действительно ли Яндекс вписывает таким сотрудникам в трудовую книжку должность «тренер искусственного интеллекта»? И еще: есть ли возможность повышения по карьерной лестнице до позиции «воспитатель скайнета»?
Ну и в целом карты постоянно обновляются, чтобы лучше отражать реальный мир (там назвали какую-то адскую цифру в 1 миллион разных изменений и дополнений к базе данных ежедневно). Я живу на Кипре, мне тут этого немного не хватает: здесь когда-то работал 2ГИС, но потом свернулся; а местные гугл-карты не то чтобы всегда супер-точно отражают реальность. С адресами на Кипре вообще беда: вполне типичной является ситуация, когда в квитанции на электричество, в договоре аренды и на гугл-картах для одного и того же дома указаны три совершенно разных адреса – и для всех это типа норм…
Сорри, что-то я отвлекся на больное. Возвращаясь к Яндекс Картам: еще в них встроили нейросетку – но не ту, которую я хотел (см. в предыдущем разделе), а такую, которая из отзывов юзеров формирует описание мест и организаций.
Следующая остановка – это Яндекс Такси (которое сейчас называется Go). Здесь нам рассказали о том, что рост спроса на вызов такси всё время превышает рост предложения: вместе с уберизацией услуг такси всё большему количеству людей становится удобно пользоваться ими в повседневности (на днях как раз слушал подкаст со светилом финансовой оценки компаний Дамодараном – который жаловался, что в свое время недооценил этот фактор, и поэтому совершенно неправильно оценил акции Uber, когда они только выходили на биржу). Чтобы подтягивать и предложение тоже, Яндекс сейчас активно и массово закупает в парк китайские машины (с учетом ухода других автопроизводителей – кроме китайцев, судя по всему, никто не может в нужном объеме и с нужным качеством поставлять).
Вместо «желтой подводной лодки» в Яндексе решили запилить целую флотилию желтых китайских машинок
Еще в видео сказали, что новыми опциями «более экономных» поездок (поездки вместе с другими пассажирами, или просто корректировка места посадки/высадки для удешевления) в регионах пользуются примерно 10% пассажиров: всего за год этими фичами воспользовались примерно 11 миллионов человек (всем мастерам экономии – мое почтение!).
Самое любопытное, что есть в этой серии – это анонс от Яндекса, что они разрабатывают некий супер-велосипед для курьеров Яндекс Еды. Там будет электромоторчик, USB для телефона, спецбагажник для коробов с едой, а также модули контроля, которые не будут позволять самым лихим курьерам разгоняться быстрее 25 км/ч. С нетерпением жду анонса self-driving велосипеда через год!
Велосипед чем-то неуловимо напоминает мне олдовую «Каму». Блок под сидением выглядит толстовато и не слишком изящно, так как туда запихнули аккумуляторы
Вообще, интересно, поступят ли эти велики в свободную продажу, или будут выпускаться только внутри «для своих». И если их вдруг можно будет купить внешним юзерам – то будет ли на них спрос (типа, если всё сделают удобно и по уму), или, наоборот, кататься на таких будет считаться «uncool»?
Это самая общерасплывчатая часть конфы: типа, в Яндексе очень пекутся о своих сотрудниках и о юзерах, такая-то там культура, и так далее – в общем, «за всё хорошее, против всего плохого». Каких-то огненных анонсов или интересных подробностей тут не заметил, поэтому не буду останавливаться подробно.