Блог им. Lovkach56rus

Есть ли пузырь на рынке недвижимости на примере города Санкт-Петербург

Бытует мнение, что льготная ипотека привела к образованию пузыря на рынке недвижимости.

Порядка 80 – 90% всех сделок на первичном рынке финансируются за счёт программы льготной ипотеки, которую продлили до 1 июля 2024 года, повысив ставку с 7 до 8% годовых.

С момента введения льготной программы в 2020 году цены на недвижимости выросли на 50 – 150% в зависимости от региона.

Так есть ли пузырь на рынке жилья?

Для ответа на данный вопрос я посчитал коэффициенты доступности жилья и пришел к определенным выводам.

Вводные:
* Среднестатистическая семья из 3 человек
* Средняя зарплата в городе СПб.
* Средняя ставка по ипотеке.
* Стоимость квартиры в 54 квадрата – средняя площадь согласно данным нашего правительства для семьи из 3 человек.
* Стоимость жилья в городе СПб.
* Первоначальный взнос 15% от суммы недвижимости.
Есть ли пузырь на рынке недвижимости на примере города Санкт-Петербург

Коэффициент жилищной доступности (КЖД).

КДЖ = (средняя стоимость кв. м × общая площадь квартиры (54 кв. м)) / (суммарные доходы семьи за год).

Данный коэффициент говорит нам о том, за сколько лет семья накопит на квартиру при условии, если весь доход уйдёт на накопления.

Получается, если вы тратите часть доходов на еду, одежду, развлечения, то этот срок увеличиться в разы.

Получилась вот такая картина.

 Есть ли пузырь на рынке недвижимости на примере города Санкт-Петербург

Можно выделить 4 этапа.

1. В период с 2006 по 2010 год зарплаты росли быстрее, чем цены на недвижимость, за счёт этого коэффициент снизился с 10,8 до 6,3.

2. С 2010 года по 2014 год произошла стабилизация.

Ставки по ипотеке были стабильными на уровне 12,5%, а стоимость жилья практически не выросла (даже инфляцию не покрыла).

3. С 2014 года по 2018 год пошло снижение коэффициента.

Ставки пошли сильно вниз, а вот стоимость квартир также отставала от уровня инфляции. Это так кризис 2014 года сказался или была другая причина (Может кто изучал этот вопрос, подскажите в комментариях).

За счёт этого коэффициент снизился до рекордного низкого уровня, достигнув отметки в 4,2.

4. С 2018 года ставки по ипотеке пошли вниз, а квартиры стали дорожать.

Есть ли пузырь на рынке недвижимости на примере города Санкт-Петербург

Причём цены с 2018 года по 2023 год выросли в 2 – 2,5 раза.

При этом процентные ставки достигли рекордно низких отметок, а коэффициент за счёт удорожания квартир вырос с рекордно низких отметок в 4,2 до текущих 5,4.

 

Вывод:

Доступность жилья по данному коэффициенту выросла в 2 раза с 2006 года, но вот если смотреть на период с 2010 года, то данный коэффициент снизился незначительно.

Есть основания полагать, что средние ставки по ипотеке в 2024 году будут в среднем выше, чем за период с 2020 по 2023 год, что должно повысить данный коэффициент до уровней 2008 – 2009 года и тем самым доступность снизиться.

 

Рассчитаем соотношение зарплат к ипотечному платежу

Коэффициент говорит нам о том, во сколько раз доходы превышают ипотечные расходы.

Норма, согласно которой банки готовы утвердить кредит – когда на его погашение у клиента будет уходить не больше, чем 40 — 50% дохода.

Вот такие данные у меня получились.

 Есть ли пузырь на рынке недвижимости на примере города Санкт-Петербург

С 2006 года по 2023 год доступность жилья выросла в 3,4 раза.

Если опираться на данный коэффициент, то до 2015 года в принципе ипотека не была доступна большинству жителей Санкт-Петербурга.

 

В данных расчётах есть куча нюансов:

* Данные брались из разных источников.
* Не брались дополнительные расходы: страховки, ремонт, мебель, кредит на первоначальный взнос, комиссии агентам и т.д.
* Я брал в расчёт, что оба члена семьи работают. Согласно, данным от Росстата 74% женщин работает, а 26% не работают.
* Зарплаты у мужчин, как, правило выше, чем у женщин в подобающем большинстве случаем.
* Можно поспорить о том, достаточно ли 54 квадратных метра на семью в 3 человека.

 

Вывод:

Если исходить из расчёта данных коэффициентов пузыря на рынке недвижимости нет. 

Моё мнение, что если вам нужна недвижимость, то ищите хорошие варианты на вторичном рынке.

На этом рынке нет льготной ипотеки, а ставки улетели в космос, потому могут быть интересные варианты.

Первичный рынок за счёт льготной ипотеки будет чувствовать себя лучше, но цены вряд ли вырастут выше уровня инфляции в 2024 году.

=============================================

А что вы думаете о рынке недвижимости?  Есть ли пузырь или нет? 

=============================================

Файл с расчетами коэффициентов выложил в свое телеграм-канале: t.me/invest_fynbos

=============================================

★8
63 комментария
Слушайте вы цены видели? Трешка в Девяткино 11 млн уже! При этом не гигантсклй площади около 100 метров.
С 2018 года цена выросла в 2!!! Раза. А зарплата выросла? 
Ну и это не пузырь?
avatar

Екатерина Кр, вы берете короткий интервал времени. Вас это удивит, но цены на недвижимость очень долгое время даже не покрывали рост инфляции.

Точка Спокойствия, А с чего она должна так расти цена? Если по факту идет убыль населения из года в год, вводимое жилье только растет в количестве.Мы не Китай и не Индия где бум строительства влияет.Экономика только продолжает стагнировать. По факту сейчас идет огромный разрыв между покупательской способности населения и цен на жилье.Уже разрыв между съемом и платежом по ипотеки цена х1.8 коэф. Только и вижу как человек радуется говоря я купил квартиру для инвестиции сдачи с 4-5% доходности.Прошло время 20-21 года, когда люди сняли сливки с недвиги.
avatar
Алексей Бицев, страна то большая. В одном месте убывает, а в другом прибывает. Где-то можно взять целый дворянский дом по цене студии в Москве. Но брать никому не хочется.
avatar
Mister KoK, ну и где в этой стране прибывает? Даже Москва сокращаться начала а на ценах не отражается потому что денег раздают уже трюлями, прям льгота на пособие да ещё и гробовые.
avatar
Алексей Бицев, где убыль, в Девяткино? Вообще ни разу
avatar
ValeraShelomov, Посмотрите рождаемость и смертность в стране, вот где убыль.Я понимаю что пока есть кому сдавать, но скоро этим новые квартиросьемщики  ближнего зарубежья и так заселятся начнут в квартиры.Конечно если залезли в бетон надо и дальше верить, иначе зачем туда человек полез.Но сколько людей столько и мнений.Кому то кажется и доходность в 5% хорошая инвестиция в бетон и жить где нибудь во Вьетнаме на эти деньги.
avatar
Алексей Бицев, ну так в Девяткино никакой убыли и нет, речь выше шла об этом гетто
avatar
Алексей Бицев,

1. Снижение % ставок. По историческим меркам они даже сейчас низкие благодаря льготной ипотеке. Снижение ставки на 1% повышает спрос на 5%, если верно помню цифры.

2. Старый жилой фонд

3. Переток населения из мелких городов в крупные, если мы говорим про СПб.

Кроме этого есть и другие факторы — себестоимость строительства (привет девал), количество объектов веденных в эксплуатацию и т.д.

Я согласен с тезисом, что если завтра отменят льготную ипотеку, то цены упадут на 30-40%, но пойдет ли на это государство? Думаю нет, а потому о пузыре говорит преждевременно.

p.s я сам без жилья и буду рад, если цены упадут, но рынок может быть долго нерациональным.
Точка Спокойствия, 5 лет это короткий? Разница в 2.5 раза…
avatar
Екатерина Кр, так это говорит о спросе, вы же тоже смотрите там квартиру и хотите жить, чего бы ей падать…
avatar
abrakhadabra, смотреть не равно купить да? Я вот бентли смотрю иногда. Но купить оно мне в голову не придет, просто не надо.
avatar

Екатерина Кр, вы то можете смотреть, потом смотрите купить, потом покупаетею Воронка. Вы же не просто так смотрите, с какой-то целью?
, если просто так, то это печаль. 
Опять таки, если вы купите где-то недвигу, вы же не желаете того чтобы она падала в цене, наоборот.

avatar
Вранье… по моим подсчетам индекс намного выше., то сесть доступности нет от слова совсем. Зарплаты не росли пропорционально стоимости квариры
avatar
Илья, покажите свои расчеты.
Илья, согласен с вами. А еще информация о том, что в этом году увеличилась в разы статистика по приостановке платежей по ипотеке тоже о чем-то говорит. У тех, кто уже взял кредит, нет средств на оплату платежей.
avatar
Иван Акиров, это неправда. напротив, просрочки упали до минимума
avatar
Нет никакого пузыря пока рубль падает. Только когда рубль прилично укрепится и будет стабильным какое-то адекватное время можно будет говорить о том, что недвижимость дорогая.
Если сравнивать долларовые цены на квартиры с 2008 годом (15 лет назад!), то цены в долларах ниже в ДВА раза! Вот тогда был пузырь и он сдулся.
avatar
KG, совещание в правительстве: это не недвижимость дорогая, это люди мало зарабатывают, пузыря нет и точка
avatar
Есть но в первичке, не большой до 30%.
avatar
Eugeny Umolinov, вот аналогично мыслю, что первичку перегрели, а вторичка вполне адекватна учитывая очень слабый рубль.
avatar
Eugeny Umolinov, пару лет стагнации цен и все нормализуется).
Точка Спокойствия, может быть, но мы не настрадамусы
avatar
Да успакойтесь вы уже, нет на рынке недвижимости ни доступности жилья, ни пузыря, да и рынка там никакого нет.
Какие правительству будут нужны цены  такие и сделают но упасть ценам точно не дадут и на это есть много причин.
1.Сбербанк принадлежит правительству из налогов и дивидендов которого формируется бюджет.
2.Недвижимость это один из локомотивов экономики который тащит за собой много смежных производств налогами которых формируется бюджет страны.
3.Если хомячки(народ) почует что недвижка не всегда растёт и не отбивает инфляцию то перестанет покупать   а это приведёт к сворачиванию многих производств и негде будет собирать налоги.
Потому правительство эту пираМММиду будет пичкать стероидами всегда (льготами) на которых она уж в рублях точно будет расти.
Нет там никакого спроса/предложения, есть полностью вручную управляемая схема законного отъёма денег у населения и распределения этих средств как надо государству.
Потому даже если в России останется всего 1млн челов то недвижка будет стоить минимум 15 трюлей (рублей конечно :), и не важно что это будет всего 1500$.
Сечёте о чем речь? И хватит уже писать про рынок которого нету
avatar
Bablos,

П. 2 и 3 очень легко контрятся постройкой инфраструктуры.

1) Локомотив из неё не хуже

2) Потребность в стройке/обновлении/расширении реально назрела, особенно с учетом разворота на Восток.

3) Т.к. это чисто государственная история (частники в инфру особо не лезут из-за длительной окупаемости, если она вообще окупится), то случайным людям заработать на этом сложнее. А не как с ипотекой 0.1% на весь срок, когда простым смертным дали возможность арбитражить ипотеку, фактически печатая деньги прямо в карман населению. Масштабы, конечно не сравнить с субсидируемым государством крупняком (а он тоже на льготных кредитах сидит), но тем не менее.
avatar
Зампред ЦБ Заботкин заявил что доступность жилья снизилась
И он прав.
Мы все это видим

Авто жонглирует цифрами пытясь доказать обратное
avatar
Viacheslav Ivanenkov, Снизилась по сравнению с какими годами? Если с момента, когда Заботкин стал зампредом, то он прав. Но если взять боле длинный интервал, то Точка Спокойствия показал реальность за последние 15 + лет.
avatar
2/3 квартир сдаваемых многоквартирных домов заперты на ключ. Их не продают. Да нет, это не пузырь!
avatar
Хайдар Зарипов, главное чтобы за услуги и налоги оплачивали а живут там или нет никому не интересно.
avatar
Bablos, а кто сказал или писал, что они проданы?
недвижка дешева когда
1 ипотечный платеж меньше чем аренда
2 цена недвижки< = 10 (эконом)… 15 (элитка) * стоимость годовой аренды

недвижимость дорога когда
1 инфляция разгоняется — ставка растет — ставка по ипотеке растет

еще имеет смысл сравнить коэфициент доступности жилья с сопредельными странами с похожим климатом
avatar
В этой статье упущена одна очень важная вещь. А именно на рассматриваемом периоде 2006-2023 годов, ну и далее… между застройщиком и покупателем  появился банк (скроу счета) который ведет теперь и уже всегда будет вести нужную ему игру. Цены вниз теперь не пойдут никогда. ВООБЩЕ НИКОГДА. 
avatar
birga, до 2008 в США это было самое популярное мнение. Но что-то пошло не так.
avatar
Убери завтра льготную ипотеку — и через неделю увидишь, есть пузырь или нет. Спойлер: начнется падение рублевых цен на 5% в месяц. Равновесие настанет через минус 40%.

Естественная убыль населения — почти 1 млн человек в год! Минус один город-миллионик в год! Представь, приехал завтра в Воронеж — а он пустой! Просто здания без людей. На следующий год — пустой Саратов, еще год — Волгоград, далее пропадают с карт Пермь, Тюмень...

Никто не будет рожать, когда 70% дохода — платеж за сраную 2-шку в муравейнике. Это даже не дом с землей в благоустроенном коттеджном поселке. Это убогое многоквартирное жилье, где каждое утро слышно струю соседа сверху в унитаз, а во дворе — газон для выгула на 1000 квартир, как в колонии.

Либо роняем цену в 2 раза, либо заселяем всю страну средней азией.

Печатать фантики и повышать доходы в 2 раза смысла нет, т.к. банкиры и застройщики тут же пропорционально повысят цены на свой шлак. Только кардинально ронять цену самого жилья, отменять льготку. Усиливать конкуренцию. Если ПИК, Самолет выёживаются — впускать турецких и китайских девелоперов. Вводить 20 лет за коррупцию с землей. Или готовьтесь, что ваши дети/внуки станут нац. меньшинством…
avatar
Coconut, тоже думаю, что процентов 20-30 и цена справедливая будет
avatar
Coconut, все верно
НО!
Воры и дебилы которые населяют ерхние этижи нашей власти вместо развития экономики старательно строили НАСОС
Насос по выкачиванию крови из экономики
Они просто не позволят ценам упасть, будут вливать наши налоги в застройщиков только чтоб они не снижали цены

Увы, мы обречены


avatar
Coconut, «заселяем всю страну средней азией»- без вариантов:(
avatar
Купон Облигов, а средняя азия уже и не особо рвется....

китай хочет заселится в приамурье…
avatar
Coconut, властям пофиг на вымирание, их дети в других странах родились и живут
avatar
Есть ложь и статистика, а есть некомпетентность. Рисовать кривые со «средними» зарплатами за 2006 год — это настолько наивно, что в те годы, особенно в крупных городах, процент серых зарплат, особенно среди высокооплачиваемых, был за 50%. Потом снизили существенно сей сегмент — чем и обусловлен такой резкий рост «благосостояния». 
avatar
У нас в доме продают маленькие однушки по 6,5 млн. руб. А сдают те же однушки ну в лучшем случае по 20к.руб.

Вы готовы вложить 6,5млн. ради дохода в 20 тысяч? В то время как в банке вам готовы предложить доход в 20тысяч с 1,6млн?!

А ведь кто-то их покупает…
Анатолий Иванчин, знаете сколько бабла у людей в банках. У обывателя кв это альтернатива депозиту.
avatar
Анатолий Иванчин, тело депозита в банке не растёт, а здесь растёт =}
avatar
glazaolega, но и упасть может тело, особенно если близко к сво, или наводнение, землетрясение, взрыв газа, пожар у соседа, поджёг, кризис финансовый там
avatar
Анатолий Иванчин, 
есть люди (они среди нас) у которых реально стоит вопрос: куда мне вложить следующие 3 млн.руб? и так каждый месяц. это бизнесмены средней руки. и их достаточно. я одну такую знаю. просто надо вложить 3-4 млн. и куда?
avatar
молодым конечно нужно съепывать как только отучились в более развитые экономики. раньше я как отучился за 3 года мог заработать себе на жилье, собстно так и сделал, а сейчас уже нужно брать кабалу на десятки лет, мало того по цене в три раза выше, так еще и переплатой нехилой на это тело. но это плата теперь за надежность стройки(((.
и оценивать доступность жилья по возможности взять кабалу это конечно сильно...(((
банки зарабатывают
застройщики зарабатывают
а люди в рабстве даже на пол года отпуск в работе взять не могут.
да и строют кладовки по сути а не трешки в 100 кв так что и демографию еще убивают этим пузырем.
avatar
молодым конечно нужно съепывать как только отучились в более развитые экономики.

Штаты, Канада, Япония, Австралия, вся Европа. Это и есть развитые экономики. И везде дикий пузырь в недвижке. Нужен другой глобус.

avatar
R🐼G, в штатах думаю нет пузыря, ну или он размазывается через растущее население, а вот у нас размазывается только черезпадающий рубль
avatar
Bablos, 
в штатах думаю нет пузыря
конечно, нет. это же великие сша, разве там бывают пузыри.
вы в глаза шыряетесь что ли? 

avatar
R🐼G, заработал там бабок и купил на них жилье в России, думаю схема такая имелась виду
avatar
В долларах или золоте обьективно оценивать.
В рублях, лирах или песо — необьективно.
avatar
Dangerous Assumption, в долларах, и, особенно, в золоте, недвижка в Москве на многолетней горизонтальной поддержке. Ниже 2500$ за квадрат не было последние 15 лет
avatar
Фига се, оказывается доступность жилья выросла… А я и не знал))) Ах, вы про среднюю зп… это когда один есть мясо и покупает 3 квартиры, а другой ест капусту и покупает гроб?!

У меня есть знакомый, ему 20 с копьём лет, трудится начальником отдела на заводе (потому что мама трудится на аналогичной должности). В 2020 он обзавёлся премиальной немецкой машиной, а в 2022 — двухкомнатной квартирой в ту самую ипотеку за много-много лямов. Его подчинённые (предпенсионеры) за всю жизнь даже на Ладу Весту ЭНГЭ не заработали, а он за 4года всё успел… И сколько таких по России?! Спойлер: мало. Поэтому распродаётся только 40% строящегося жилья (5% населения по 1 квартире, и 5% населения по 4 квартиры). 
Вечный рост цен порождает только спекуляции, авторынок после ковида это наглядно доказал! А там где спекуляции, товар уже перестаёт быть просто товаром, а становится инвестиционной идеей, что замыкает круг и надувает пузырь. А затем уже пузырь становится главным, и начинает командовать:
Дуйте меня сильнее!
Не дайте мне упасть!
Помогайте мне!
Без меня вы ничто!
Если я сдуюсь, вам крышка!
Да кому вы нужны без меня!
avatar
Если не будет гиперка, ну или отменят льготную ипотеку, даже боюсь себе представить, откуда будут отскребать это Девяткино
Фил Панксатонский, думаю гиперка не случится, а вот бакс по 130 будет к осени 24г, инфляция 10%+ будет, далее зарплаты постепенно догонят цены .
Короче недвижку вижу в боковике на несколько лет, возможно даже дольше
avatar
прочел коменты...

имхо надо считать не от средней зарплаты а от медианной
avatar
ves2010, 

Росстат как раз в апреле 2023 данные обновил
rosstat.gov.ru/compendium/document/13268

Медиана в Спб пролегает в диапазоне 55-75к начисленной, или примерно 48-65к на руки.

Ткнул наугад однушку в Мурино поближе к метро. Вторичка, ~5.6М. Берем калькулятор домклика, делаем взнос 20% на 30 лет и попадаем в платеж ~54к/мес. Четенько в медиану.

Для сравнения, медиана в Москве проходит через диапазон 75-100, т.е. где-то те же 75к, но уже на руки.

Т.е. даже с медианно-московской ЗП Мурино не потянешь. Точнее, не потянешь хотелки вторичников в нём.
avatar
Андрей Петров, ипотека обычно ориентируется на семьи. В семье 2 работающих человека. Итого платеж будет 50% от дохода. Вполне допустимо. Идеал 30% от дохода, т.е. проценты упадут до 10% и цена упадут на 15%. Это максимальная просадка.

avatar
Андрей Петров, продавцам вторички нет дела до медианной зп покупателя. Они как правило не в кеш выходят, а что-то другое из недвиги берут. 
avatar
R🐼G, 

Верно. Поэтому семьи в однушках — не как что-то удивительное. У себя в ХМАО видел даже, когда такие пытались в студии жить. И надо мной что в ХМАО, что в Мск сейчас в однушке семьи с детьми. Улучшение жилищных условий, ага. Надо ли рассказывать, как замечательно это влияет на психологический климат в семье, особенно если доходы у домохозяйства не очень?

TwitterMan, 

И это верно. Здесь я свечку не держал, но сложилось стойкое ощущение, что все позадирали ценник и ждут своего лоха покупателя, который оплатит им улучшение жилищных условий. Находят не все, рынок стоит, количество участников в цепочках сделок растёт.
avatar
Сейчас все хотят продать семьям участникам сво, там гробовые 7млн, маткапитал, вычет налоговый, ну и сами маленько могут добавить, потому цены могут формироваться в районе 8млн
avatar

теги блога Точка Спокойствия

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн