Блог им. Koleso
Бережливые инновации.
Марк Цукерберг назвал 2023 год «годом эффективности» Meta, как корпоративный язык, за то, что признал, что его империя социальных сетей раздулась.
С ноября Meta сократила 21 000 рабочих мест, или около четверти своей рабочей силы. Руководители других технологических титанов также приняли мантру эффективности.
Alphabet (материнская компания Google), Amazon и Microsoft с октября сократили более 50 000 рабочих мест. Поскольку крупные технологические компании сообщают о своих доходах на этой неделе, ожидайте новых разговоров о «реинжиниринге базы затрат».
Кровопускание (просто говоря) не ограничивается великанами. По данным сайта layoffs.fyi, который отслеживает увольнения, почти 900 технологических компаний по всему миру объявили о сокращении более 220 000 рабочих мест в 2023 году.
Спад сильнее всего ударил по молодым компаниям.
Из-за роста процентных ставок обещания выскочек о богатых прибылях в далеком будущем выглядят менее привлекательными здесь и сейчас. В результате венчурные капиталисты скупы.
Во всем мире венчурные инвестиции в первой половине этого года составили 144 млрд долларов, что составляет менее половины от 293 млрд долларов, привлеченных стартапами за тот же период в 2022 году. Компании, которым удалось привлечь средства, столкнулись с падением своей оценки.
Согласно Carta, фондовой платформе для стартапов, в первом квартале 2023 года почти пятая часть всех венчурных сделок была «раундом вниз», когда компании привлекали капитал по более низкой оценке, чем раньше.
Оценка Stripe, звезды финтеха, упала с 95 миллиардов долларов до 50 миллиардов долларов после последнего раунда финансирования в марте.
Это вынуждает честолюбивых Алфавитов и Мета следовать своим образцам для подражания и переосмысливать некоторые привычки, приобретенные в годы легких денег.
Об эффективности говорят в Силиконовой долине. Компании, привыкшие безрассудно тратить деньги, чтобы завоевать долю рынка, оказываются в непривычном положении, когда им приходится избавляться от жира.
Хорошим местом для начала является начисление заработной платы. Закаленные в боях основатели ворчат, что зарплаты — самая большая статья расходов для молодых фирм.
В июле количество объявлений о вакансиях стартапов на Hacker News, новостном сайте для программистов, сократилось на 40% по сравнению с тем же месяцем прошлого года (см. диаграмму 1).
Средний стартап уже выглядит компактнее. Данные cb Insights, поставщика данных, показывают, что среднее количество сотрудников в молодых фирмах неуклонно снижается.
В 2018 году типичная фирма, которая привлекла в общей сложности от 10 до 25 миллионов долларов, насчитывала около 50 сотрудников.
В 2023 году в аналогичной компании будет работать 41 человек. То же самое и с более крупными стартапами, вплоть до фирм на поздних стадиях, которые привлекли более 500 млн долларов (см. диаграмму 2).
В годы процветания фирмы наняли множество людей, у которых было не так уж много работы. Уже нет. Большинство стартапов могут работать с небольшими командами, что оказывает незначительное влияние на доходы.
Технологические фирмы, естественно, используют искусственный интеллект (ИИ).
«Второй пилот» ИИ на GitHub, принадлежащей Microsoft платформе для программ с открытым исходным кодом, повышает производительность программистов на 30%. И выигрывают от этого не только гики.
Другие сотрудники используют инструменты на основе ИИ, от чат-ботов, таких как Chatgpt, которые рассылают электронные письма для маркетологов, до умного программного обеспечения, повышающего эффективность продаж. Один основатель стартапа на ранней стадии, в котором работает менее десяти сотрудников, считает, что искусственный интеллект уже повысил производительность его компании на 30–40%.
Строгий дух виден даже в одной из немногих категорий стартапов, не затронутых вновь обретенной скупостью инвесторов: в тех, которые разрабатывают все инструменты искусственного интеллекта.
Anthropic, фирма, основанная перебежчиками из Openai, которая создала Chatgpt, привлекла 1,2 миллиарда долларов с помощью 160 сотрудников.
Adept, компания, основанная бывшими сотрудниками DeepMind, лаборатории искусственного интеллекта, принадлежащей Alphabet, привлекла 415 миллионов долларов с помощью 37 сотрудников.
Сравните это с любимцами предыдущего бума стартапов.
Klarna, шведская платежная фирма, пережившая бурный рост в первые годы, насчитывала 2700 сотрудников к тому моменту, когда привлекла $1,2 млрд.
В компании Databricks, производящей базы данных, на аналогичном этапе работало 1700 сотрудников.
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.