Блог им. Koleso
И поставщики индексов, и управляющие фондами должны приспосабливаться к доминированию нескольких фирм.
«Не ищи иголку в стоге сена. Просто купи стог сена!»
Так писал Джек Богл, основавший Vanguard Asset Management в 1975 году и выведший индексные инвестиции на массовый рынок.
Последующие десятилетия доказали его правоту.
«Пассивные» стратегии, которые отслеживают рыночные индексы, а не пытаются их превзойти, теперь контролируют почти треть активов, которыми управляют глобальные взаимные фонды.
Поскольку индекс фондового рынка, взвешенный по размеру компании, представляет собой просто среднее значение результатов деятельности владельцев базовых акций, инвесторы в совокупности не могут его превзойти. В долгосрочной перспективе этого не делают даже профессиональные управляющие фондами.
Тем не менее, сегодняшний стог сена стал необычно тяжелым. С начала года семь крупнейших американских корпоративных бегемотов — Alphabet, Amazon, Apple, Meta, Microsoft, Nvidia и Tesla — оставили остальной фондовый рынок далеко позади.
Воодушевленные оптимизмом в отношении ИИ, инвесторы увеличили совокупную стоимость этих компаний на 69%, что намного больше, чем в более широких индексах.
На «великолепную семерку» теперь приходится 29% рыночной стоимости S&P 500 и 61% NASDAQ 100 по сравнению с 20% и 53% соответственно в начале года.
Это ставит индексных инвесторов в затруднительное положение. С одной стороны, владеть акциями, которые добились таких блестящих результатов, что доминируют в вашем портфеле, — это приятная проблема. С другой, как-то неудобно. В конце концов, часть привлекательности логики «купи стог сена» заключается в преимуществах диверсификации, снижающих риск.
Теперь покупка NASDAQ 100 больше похожа не на распределение ваших ставок, а на размещение их в нескольких популярных компаниях, цены на которые уже взлетели. Предполагаемая пассивная инвестиционная стратегия стала неприятно напоминать выбор акций.
Поэтому Nasdaq вмешивается, чтобы облегчить дискомфорт.
NASDAQ 100 — это «модифицированный взвешенный показатель рыночной капитализации».
Это означает, что веса, присвоенные акциям фирм, обычно пропорциональны общей рыночной стоимости каждой компании, но веса крупнейших фирм могут быть уменьшены, если они представляют слишком большую часть индекса.
В частности, если совокупный вес акций, каждая из которых составляет более 4,5% индекса, превышает 48%, как это имеет место сейчас, методология Nasdaq предписывает «специальную ребалансировку», чтобы сократить его до 40%.
это сделано для того, чтобы фонды, отслеживающие индекс, соответствовали нормативным правилам диверсификации. Итак, 24 июля Nasdaq уменьшит влияние своих семи крупнейших фирм (и, наоборот, увеличит влияние остальных 93 составляющих).
Результатом будет более сбалансированный индекс, но также и некоторые сложные вопросы о том, насколько пассивным является «пассивное инвестирование».
Крупнейший фонд, отслеживающий NASDAQ 100, «qqq Trust» Invesco, инвестирует более 200 миллиардов долларов (примерно стоимость Netflix, 14-й по величине компании индекса).
После ребалансировки ему нужно будет быстро продать большие объемы акций в своих крупнейших холдингах и купить больше в меньших. Трудно утверждать, что такой шаг просто отслеживает рынок, а не влияет на него — по крайней мере, на полях.
Необходимость перебалансировки также выдвигает на первый план критику инвестирования в индексы: на самом деле это форма игры на импульсе.
Вложение денег в фонд, который распределяет их в соответствии с рыночной стоимостью фирм, обязательно означает покупку большего количества акций, которые показали хорошие результаты.
И наоборот, хранить деньги в таком фонде означает не изымать прибыль у лучших, а продолжать удерживать их по мере того, как они становятся больше. Даже если погоня за победителями часто является прибыльной стратегией, она не является полностью пассивной.
Между тем, по мере того, как фондовый рынок Америки становится все более концентрированным, некоторые высматривают возможность.
13 июля Invesco объявила о создании «равновесного» фонда NASDAQ 100, инвестирующего 1% своих активов в каждую из составляющих индекса.
Такая стратегия в основном понравится частным инвесторам, которые, в отличие от профессиональных управляющих фондами, могут позволить себе быть «независимыми от индексов».
В этом году опережающие результаты крупнейших компаний оставили бы инвесторов позади.
Но подобные тенденции периодически меняются, как в 2022 году, когда гиганты рухнули (см. график).
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.