Блог им. Ivan777

Whoosh разбор компании.

Кого-то раздражают самокатчики на тротуарах, а для кого-то это бизнес. Меня раздражают, но сегодня непредвзято посмотрим на бизнес-модель Whoosh, крупнейшего кикшеринга в России. Компания не так давно провела IPO и сейчас бумаги торгуются на 5% ниже цены размещения. 

Начнём с показателей за 2022 год.  

Выручка продолжила рост за счёт расширения бизнеса, новых городов присутствия и расширения парка на 45000 единиц, как раз за счёт средств с IPO. Чистая прибыль при этом упала год к году ввиду затрат на IPO и были выплачены опционы менеджменту. Так же в этом бизнесе всегда будет высокая амортизация, самокаты часто ломаются, требуют ремонта, а срок эксплуатации примерно 4–5 лет. Но при этом бизнес маржинальный, один самокат окупается в среднем менее двух лет. 

 

Whoosh разбор компании. 

Долг на комфортных уровнях, в районе одной годовой прибыли. Соотношение капекса и операционных денежных потоков растёт симметрично. 

 

Whoosh разбор компании. 

Whoosh разбор компании. 

 

Что касается дивидендов, то до выхода на биржу, компания выплачивала 50% от скорректированной чистой прибыли. По заявлениям менеджмента от этой истории отходить не планируют и сейчас, и осенью уже должны рассмотреть выплату. Чего-то сильно крупного ожидать не стоит, если бы выплата была сейчас по озвученной див политике, то получилось бы чуть более 5%. С учётом, что это компания роста, payout очень солидный. 

 

Whoosh разбор компании. 

 

Теперь о росте и в целом о планах компании. География присутствия ширится и есть выход в страны СНГ. Но на них делать акцент в дальнейшем не планируется из-за экономической составляющей этих стран, будут расширять парк только в крупных городах типа Минска и Астаны. 

 

Whoosh разбор компании. 

 

Whoosh разбор компании. 

 

 

Главное, на что надеется менеджмент, это многократное увеличение доли рынка. Многие видели сравнения доли рынка самокатов в РФ и в Европейских странах, и по аналогии многие переносят эти цифры на нашу страну. Получается, что мы только в самом начале пути и аналитики ожидают к 2025 роста рынка в 4 раза. Наверно с экономической точки зрения не очень правильно сравнивать финансовые возможности граждан скажем из провинции в Германии с возможностями граждан из наших областей, но тем не менее рост скажем раза в два-три кажется вполне реальным. Вот аналитики из Whoosh видят рост аж в 7 раз к 2026 году. Я не против. 

 

Whoosh разбор компании. 

 

Если говорить за 2022 год, то количество поездок на кикшеринге Вуш выросло в 2 раза, почти также выросло и количество новых пользователей. 

 

Whoosh разбор компании. 

 

Теперь пора поговорить о рисках. Главное, что муссируется и вызывает у всех опасение: а не прикроют ли власти эту лавочку? Речь не о Whoosh, а о кикшеринге в целом. Возможно такие разговоры будут ещё ни раз возникать, но мы должны понимать, во-первых, число ДТП крайне мало, во-вторых, операторы кикшеринга всегда находятся в контакте с регулирующими органами и совместно меняют правила ПДД, в-третьих, электро самокаты вносят большую лепту в повышение экологичности наших городов. А по данным группы “Ренессанс страхование”, ключевого игрока рынка страхования кикшеринга, экспоненциальный рост популярности кикшеринга в России не сопровождается кратным увеличением числа аварий. 70% рост страхования поездок на самокатах за 2022 год по сравнению с 2021 годом, при этом количество ДТП не изменилось за аналогичный период и составляет существенно ниже 1% от общего числа поездок. 

Ещё один риск экономический, Whoosh сконцентрирован в России и ещё ряде стран СНГ, и экономическая ситуация в этих регионах – определяющий фактор для перспектив компании. Соответственно, чем лучше складываются дела в экономике этих стран, тем больше шансы, что люди и дальше будут пользоваться самокатами, а не начнут пользоваться общественным транспортом или своими “двумя” ввиду финансовых проблем. Всё-таки самокаты — это не продукт первой необходимости и в случае серьёзного кризиса, люди сократят поездки на двухколёсных в пользу более насущных нужд. 

Также есть риск проиграть конкуренцию Yandex. Менеджмент Яндекса говорил например, что они закупят 70000 электро самокатов, но пока их правда не видно, не слышно. Но думаю, всем понятно, каким ресурсом обладает эта компания, конкурент серьёзный. Плюс за Whoosh здесь то, что у Яндекса много бизнесов и доля самокатов в общей выручке конгломерата мизерная. А Вуш не распыляется, для них кикшеринг единственная мантра.   

 

ИТОГ: Whoosh — компания роста, которая уже генерирует прибыль и уже есть планы по дивидендам. Планы у компании амбициозные, а люди из топ-менеджмента говорят правильные вещи и мне кажутся очень компетентными и мотивированными на достижение целей. Рынок кикшеринга действительно может сильно вырасти, и я вижу неплохую возможность поучаствовать в этом движении, купив акции компании Whoosh. Сейчас уже есть позиция, которую буду увеличивать по ситуации, после выхода отчёта за первое полугодие, которое покажет, как компания отрабатывает в сезон. 

9 комментариев
да собна после первого абзаца можно и не продолжать.
этого достаточно))
А в чем собственно идея? Далеко ехать — долго и дорого, близко — можно дойти
avatar
bwc, у меня большинство поездок до 3 минут.
и это сильно экономит время каждый день
Да, компания-производитель очередного «шмайссера» удачно продает, и у неё хорошая прибыль.
Хватит оплатить ссадины, переломы и увечья пешеходов?

Хреновый пользователь твоей продукции — самый главный риск для твоего бизнеса.
Либо ты снижаешь риски (занимаешься воспитанием клиента), и твой бизнес становится управляем и, может быть, получит даже господдержку.
Либо ты быстренько стрижешь купоны, уходишь в кэш и оставляешь после себя кладбище, а также приобретаешь определенную репутацию. Ну, и опыт ловчилы «Ура! Меня не поймали.»
avatar
обсуждение компании с ipo сводится к обсуждению самокатчиков 😆😆

а я второй год рекомендую облигации.

в мск сейчас глушат связь периодически, этл может подпортить выручку

Яндекс, мне кажется, едва ли сможет конкурировать. Компания равномерно портит все свои сервисы. Общался с Яндекс Доставкой, Яндекс Маркетом, Яндекс Директом, общее впечатление такое: идёшь в Яндекс, готовься к тотальной некомпетентности сотрудников, кучей непонятных людей которые непонятно за что отвечают, и всякие идиотские чат-роботы впридачу.
Плюс неожиданные повышения тарифов, отключение востребованных, но маржинальных продуктов.

Как всё это сравнивать с Whoosh, где определённо у собственника шкура в игре и голова на месте?

avatar
Пётр, согласен. Яндекс за счёт своей массы может взять количеством, но не качеством 
чо там сравнивать?
после ипо упали и не встали. фсё))
jaśnie wielmożny pan Szczur, ipo цена 185, сейчас цена акции 223. В чем прикол, я чего-то не понимаю

теги блога Голые Деньги

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн