Что такое отток капитала — думский ликбез от главы ЦБ
Эльвира Набиуллина в очередной раз выступила в Госдуме с разъяснение, как работает торговый баланс, что за страшный зверь этот отток капитала.
Начнем с очевидного — у нас в стране положительное сальдо торгового баланса (то есть мы больше экспортируем), и ожидаемо имеем отрицательное сальдо финансовых операций. Таков путь любой страны-экспортера, например Японии или Китая.
Отток капитала — это не вывод денег из государства как таковой, а множество различных процессов, имеющих очень разную природу. Если российская компания переводит средства на свой счет в китайском банке, чтобы оплатить импорт — это отток капитала. Если резидент РФ покупает долю в индийском НПЗ — это отток капитала. Если олигарх уводит миллиарды в офшоры — это тоже отток капитала. Даже покупка валюты может формально считаться оттоком капитала. Более того — если вы переводите деньги со своего рублевого счета на свой валютный счет в одном и том же банке… ну, вы поняли.
И вот есть отток капитала, а есть бегство капитала. Это разные случаи. В плане платежного баланса речь идет, очевидно, только о первом — оценить масштабы вывода достаточно сложно. И тут же возникает история с валютным контролем. Полностью его отменять никто не будет, но постепенно раскручивать гайки нужно. А, как следствие, ослабления контроля будет проявляться через тот самый отток капитала — по совершенно разным причинам. Кстати, о таком Набиуллина высказалась очень последовательно, что будет либерализация, но не отмена ограничений. Это правильно — у нас, извините, в стране дефицит наличной валюты.
Что самое смешное, сама Набиуллина чуть ли не каждый год повторяет одно и то же. Каждый год на нее смотрят круглыми глазами: «вау, а отток капитала — это не когда деньги в офшоры выводят?» Еще данная ситуация хорошо иллюстрирует проблемы с финансовой грамотностью в нашей стране: если уж председателю ЦБ приходится постоянно повторять элементарные вещи на совещаниях в Госдуме, чего мы хотим от простых граждан?
Зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин: «Ослабление курса рубля — результат того, что мы сейчас проходим нижнюю точку в поступлении экспортной выручки из-за ее проседания в начале года …»
Единственное, что не является оттоком (выводом) капитала, это оплата импорта при условии, что импорт потом заходит на территорию нашей страны. Все остальные операции можно и нужно считать оттоком.
И второе, Вас не коробит, что термин капитал, который часто употребляет ЦБ и Минфин, подразумевает все, что угодно, но только не рубли?
Ан нет! )))
Все понимают, что основная доля этого оттока — это как раз бегство капитала, потому и рекордный.