Блог им. gpbinvestments
Главные транспортные артерии, по которым идет экспорт на рынки Азии, — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Еще до февраля 2022 года и последовавшего за ними поворота на Восток железнодорожные пути работали на пределе пропускной способности. Из-за перегрузки Транссиба и БАМ экспортеры начали отгружать уголь через порты юга и северо-запада России и отправлять уголь китайским потребителям на кораблях. Новый маршрут потребовал дополнительных расходов на фрахт судна и услуги страхования, из-за этого выросли издержки на логистику, что поставило под угрозу рентабельность поставок: по некоторым сортам они даже ушли в минус.
Минтранс России хочет решить эту проблему, запустив новый трек в Азию через Енисей и Северный морской путь. Это поможет разгрузить Восточный полигон и увеличит грузопоток в Арктике. Угольный трафик пройдет через три ключевых порта: Красноярский и Лесосибирский речные порты могут стать крупными хабами по перевалке угля с ж/д транспорта на речные суда. После погрузки они будут доставлять грузы в морской арктический порт Дудинка для последующей перевалки на морские суда и перевозки через акваторию Севморпути. Преимущество нового водного маршрута — наличие готовых железнодорожных ниток, подходящих к речным портам: через Красноярск идет Транссибирская магистраль, а до Лесосибирска идет ее ответвление от станции Ачинск.
Новый логистический маршрут позволит разгрузить восточную часть железной дороги и в разы сократит протяженность железнодорожных и морских путей при поставках угля в Азию. Это снизит затраты производителей и трейдеров и повысит маржинальность экспорта. Новый маршрут позволит также экспортировать и другие товары: пиломатериалы, зерно, алюминий и продукцию черной металлургии. Сейчас они также отправляются на экспорт через перегруженную Транссибирскую магистраль и БАМ или через трансграничные переходы в Китай с последующей отправкой морским транспортом в другие страны Юго-Восточной Азии.
Речные порты Красноярска и Лесосибирска, а также морской арктический порт Дудинка принадлежат структурам Норникеля. Горнодобывающая компания может получить дополнительные барыши за счет коммерческой перевалки угля, бункеровки и ледовой проводки судов. Если исходить из рыночных расценок, среднестатистический валовый сбор за осуществление двойной перевалки (с ж/д вагона на речные баржи и далее на морское судно), услуги бункеровки и ледовой проводки судов может составить до $15–20 в расчете на одну тонну.
Однако точный объем выручки пока предсказать невозможно, так как неизвестна пропускная способность портов и наличие флота.
норникель тоже планировал круглогодично вывозить драги подводными лодкамив Аргентину, списанными.