Блог им. Koleso
США заложили динамит под рынок нефти. Как ограничение цен на российскую нефть, установленное Западом, может взбудоражить энергетические рынки.
С февраля, энергетическая политика Америки преследует две грандиозные, казалось бы, противоречащие друг другу цели.
Во-первых, поддерживать мировое предложение нефти на достаточно высоком уровне, чтобы цены оставались приемлемыми, а общественная поддержка санкций оставалась сильной.
Второй — задушить экономику России, остановив приток долларов, которые Россия зарабатывает на нефти.
Но, когда предложение тесно связано со спросом на фоне дефицита новой добычи, изъятие любой нефти с рынка механически вызывает инфляцию.
Тем не менее Запад пытается бросить вызов законам экономики и физики, разрабатывая все более широкий набор мер для вмешательства в нефтяные рынки.
Те, которые были развернуты до сих пор, часто были фрагментарными и включали неудобные компромиссы.
Нарушив свои собственные санкции против режима Венесуэлы, 26 ноября Америка разрешила крупной американской нефтяной компании Chevron увеличить добычу нефти в этой стране.
(Подробнее в статье: Байден снимает санкции с Венесуэлы. Из-за СВО США пересматривают отношения с производителями нефти. https://dzen.ru/a/Y4RQ3aw8wxEIzA7M )
Америка также освободила огромные объемы своих стратегических запасов сырой нефти; резерв сейчас находится на самом низком уровне с 1984 года.
Наименее продуктивные усилия Белого дома были направлены на то, чтобы уговорить страны Персидского залива производить больше.
(Подробнее в статье: Ссора с Саудовской Аравией выявила новую стратегическую слабость Америки. Решение ОПЕК+ о сокращение добычи нефти — “пощечина” Байдену.
Через несколько месяцев после того, как президент Байден встретился с правителем Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана в Эр-Рияде в июле, ОПЕК заявил, что сократят добычу.
4 декабря картель собирается снова.
Вряд ли это поможет, увеличив объем производства сейчас.
Тем не менее, наиболее тщательно спланированная кампания Запада, направленная на то, чтобы перехитрить Путина, еще не привела к реальным результатам.
В июне ЕС объявил, что с 5 декабря он запретит импорт российской морской нефти, что составляет почти 2 млн баррелей в день (б/с), или 40% экспорта сырой нефти из России (исходя из данных 2021 года).
Затем ЕС заявил, что также запретит европейским поставщикам морских услуг, танкеров и страховых компаний помогать покупателям из стран, не входящих в ЕС, приобретать российские баррели
Это мощный инструмент, учитывая, что эти фирмы доминируют на мировом рынке морских перевозок. Вскоре до Америки дошло, что вместе эти две меры могут привести к сокращению мировых запасов нефти.
И поэтому США настаивал на введении ослабляющей оговорки: при условии, что они согласятся платить цену, установленную G7, за российскую нефть, незападные покупатели могут продолжать покупать европейскую страховку.
Европейцы все еще обсуждают уровень этого «потолка цен».
(Подробнее в статье: Потолок цен на российскую нефть: попытка усилить роль потребителей при определении цены.https://dzen.ru/a/Y38K5SVu3Dw_RQQV )
Польша и страны Балтии, хотят, чтобы потолок был низким, чтобы навредить финансам России.
Другие, обеспокоенные судоходной отраслью или возмездием со стороны России, хотят, чтобы она оставалась близкой к рыночному уровню.
Слухи, просачивающиеся в результате переговоров, предполагают, что в конечном итоге она может стоить около 60 долларов за баррель — скидка почти на 30% по сравнению с текущей ценой на нефть марки Brent, мировой ориентир, в 84 доллара за баррель — примерно столько, сколько Россия в любом случае продает свою нефть в эти дни.
Каким бы ни был результат, одно можно сказать наверняка. Никогда еще такой многослойный пирог мер не обрушивался сразу на мировой рынок нефти.
И есть причины опасаться, что это может раскачать нефтяную лодку.
В оптимистичном сценарии пакет санкций мог бы примирить две противоречивые цели Запада.
Эмбарго гарантирует, что Европа больше не будет подпитывать экономику РФ: в прошлом месяце блок все еще покупал 2,4 миллиона баррелей нефти и нефтепродуктов в день из России.
В то же время ценовой потолок, по словам представителя министерства финансов США, будет действовать как «спусковой клапан», удерживая мировой рынок в равновесии, позволяя развивающимся странам покупать российскую нефть со скидкой.
Россия получит меньше денег независимо от того, подпишутся ли эти страны на этот план, потому что само существование лимита, по крайней мере, так считает Америка, укрепит их позиции на переговорах.
При отсутствии достаточно низкого ценового предела, как это может иметь место, цена для России будет реальной, но скромной.
Это добавит еще больше неудобств к тому, что создает более широкий арсенал санкций Запада, которые могут нанести ущерб экономике России в долгосрочной перспективе, но пока вряд ли оказались окончательными.
Скидки российских сортов по сравнению с региональными ориентирами за последние недели увеличились, но остаются значительно ниже тех, которые наблюдались после февраля.
По крайней мере, эмбарго не взбудоражит рынки сырой нефти — по крайней мере, так предполагают товарные рынки.
Фьючерсы на нефть марки Brent, которые в июне указывали цену на нефть на год вперед выше 100 долларов за баррель, теперь приближают ее к 85 долларам (см. график).
Большинство трейдеров ожидают ускорения смещения потоков топлива, наблюдаемого до сих пор в этом году, когда Индия и Китай сменят Европу в качестве крупнейших клиентов России.
Эта счастливая история предполагает, что никакие логистические сбои не помешают плавному, но быстрому изменению торговых моделей десятилетней давности.
Менее радужный сценарий, однако, может заключаться в том, что санкции могут стать причиной нежелательных трений.
Выделяются три узких места: нехватка танкеров, разрыв в страховании и глобальная нехватка аппетита к риску.
Начнем с танкеров.
Кипр, Греция и Мальта настолько велики в судоходстве, что европейский запрет на предоставление морских услуг странам, которые не подписались под этим ограничением, — и многие из них, не желая одобрять американское вмешательство на товарных рынках — может создать большой дефицит судов, способных перевозить российскую нефть.
Rystad Energy прогнозирует нехватку примерно 70 судов общей грузоподъемностью 750 000 баррелей в сутки в течение двух-трех месяцев.
В конце концов, эта проблема должна решиться сама собой.
Инсайдеры отрасли указывают на постоянно растущий «темный флот», который поглощает суда у действующих нарушителей санкций в Иране и Венесуэле. А российские фирмы возвращают в строй законсервированные суда.
Судовладельцы ЕС также передают активы операторам за пределами G7.
И, к февралю 2023 года будет достаточно судов для перевозки российской нефти, хотя судов для перенаправления продуктов переработки, таких как дизельное топливо, с ближнемагистральных маршрутов в Европе дальним новым клиентам в Латинской Америке и Африке может по-прежнему не хватать.
Нехватка страхового покрытия — большая потенциальная загвоздка.
Дело не в том, что ближневосточные или азиатские страны не имеют местных фирм с финансовыми возможностями для страхования танкеров и грузов. Чего им вскоре может не хватить, так это покрытия гораздо более серьезных рисков, таких как разливы нефти, ответственность за которые легко может достигать полумиллиарда долларов.
Немногие страховщики, впервые пришедшие на рынок, готовы нести ответственность за стареющее венесуэльское судно, проходящее через Датские проливы глубиной всего 15 метров без серьезной страховки.
Проблема в том, что такого рода поддержка — перестрахование — требует глубоких пулов частного капитала, которые трудно найти за пределами Запада.
Возможно, китайское и индийское правительства удастся убедить предложить суверенное перестрахование, хотя инсайдеры рынка сомневаются, что у них хватит смелости.
Трейдеры считают, что азиатские покупатели могут покупать меньше российской нефти, когда запрет на страхование вступит в силу.
Третьим узким местом может быть отсутствие аппетита за пределами G7 к предполагаемым рискам обхода схемы, разработанной Западом.
Многие не верят американским обещаниям оставаться в стороне, если страны решат обойти ограничения. Не помогает и то, что в своих последних санкционных кампаниях, таких как те, которые были направлены против Ирана, Америка старательно сохраняла расплывчатость периметра санкций, чтобы удержать кого-либо от общения с ее врагами.
Все это может привести к тому, что часть экспорта российской нефти исчезнет с рынка, что приведет к скачку цен.
Но возможен и гораздо худший сценарий, когда Россия добровольно сокращает экспорт нефти, а цены выходят из-под контроля.
Это может случиться, если Китай, вынужденный отказаться от своих закупок у других стран, чтобы купить еще больше российской нефти, попытается зайти слишком далеко. Скорее всего, это будет одностороннее решение Путина.
Это может повлечь за собой огромные расходы: Россия получает 40% своих экспортных доходов от продажи нефти.
Но их, возможно, стоит временно приостановить, если они поднимут мировые цены, навредят Западу и дадут России больше рычагов влияния в переговорах с покупателями, не нанеся при этом невыносимого ущерба скважинам.
По данным Energy Intelligence, решение страны временно прекратить добычу сырой нефти почти на 2 млн баррелей в сутки во время пандемии привело к долгосрочной потере мощностей всего на 300 000 баррелей в сутки.
До сих пор энергетическая политика «большой семерки» тщательно обсуждалась в Вашингтоне и Брюсселе.
Но, перефразируя Майка Тайсона, у каждого есть отличный план до тех пор, пока он не получит по морде.
Первый контакт ценового предела с реальностью может быть грубым.
P.S. III Форум инвесторов InvestCommunitу. 8 декабря. Принять участие https://clck.ru/32oLxt
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.