Доверие бизнеса на дне, тогда как ключевые макроэкономические индикаторы даже не фиксируют погружение в рецессию.
Обычно корреляция присутствовала, по крайней мере, в ретроспективном анализе за последние 35-40 лет на всей глубине статистической выборки.
Индикаторы доверия выступали опережающим индикатором краткосрочной экономической активности, т.к. доверие обуславливает действия бизнеса и населения по инвестициям или потреблению.
Сейчас произошла рассинхронизация, тогда как по теории и ретроспективной корреляции уже в 4 квартале 2022 экономика развитых стран должна была погрузиться в рецессию, усиливая кризисные процессы в 4 кв 2022.
Есть еще необычный рассинхрон. Практически всегда первым симптомом надвигающихся проблем были опросы бизнеса, которые с лагом в 2-3 месяца выражались в негативных тенденциях по инвестициям, что с лагом еще в два месяца оказывало влияние на производство. Население реагировало в последнюю очередь, причем, как правило, менее жестко, чем реагировал бизнес.
Сейчас все иначе. Первыми свалились потребители в оценке перспектив, причем погружение произошло на «Супер Дно», т.е. проломив все предыдущие минимумы, как по европейским, так и по американским индикаторам потребительского доверия. Бизнес реагирует менее интенсивно, а индикаторы фактической экономической активности, по сути, оказались изолированными, находясь в альтернативной реальности.
Одна из причин – это деградация обратных связей с усилением искажений, ошибок в системе. И
збыточная ликвидность, накопленная за последние 15 лет привела к деформации трансмиссионного механизма мировых центральных банков, когда они перестали через ключевую ставку и ужесточение финансовых условий влиять на конечные депозитные и кредитные ставки.
В итоге банковский сектор, дефакто, отвязан от кредитора последней инстанции и может самостоятельно устанавливать кредитные ставки в отрыве от ключевой ставки ЦБ.
Это формирует рекордный с 2007 кредитный импульс в системе, как среди бизнеса, отсеченного от фондирования на открытом рынке через эмиссию облигаций, так и население активно кредитуется.
Тут сложились несколько факторов – инфляционные ожидания, отрицательные кредитные ставки в реальном выражении (ставки по кредитам ниже текущей и прогнозируемой инфляции) и попытка компенсировать разрыв между доступным уровнем потребления, исходя из текущих доходов и потенциальным уровнем потребления в соответствии с привычной нормой расходов.
В целом, систему поддерживает избыточная ликвидность, в том числе накопленные сбережения, мягкие финансовые условия (ставки по кредитам ниже или на уровне инфляции) и нереализованный объем заказов в период монетарной и фискальной вакханалии 2020-2021.
Кризисные процессы будут проявляться с необычным лагом из-за наведенных шумов, искажений в системе. Сбережения практически исчерпались, инвестиции уже сокращаются, скоро это коснется производства и найдет отражении в рынке труда и доходах населения.
t.me/spydell_finance