Блог им. Koleso

Нефть в путинской России. Борьба за ренту и экономическую политику. кто контролирует энергетические активы и какие налоги платит нефтяная промышленность.

ученый Аднан Ватансевер анализирует состояние нефтяного сектора России, уделяя особое внимание двум вопросам: кто контролирует энергетические активы и какие налоги платит нефтяная промышленность. Российская экономика устроена сложнее, чем экономика нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Африки.  Основные идеи
  • В путинскую эпоху экономика России держится на нефти.

  • Правительство сохранило контроль над нефтяным сектором даже после его приватизации.

  • Путину достался в наследство несовершенный налоговый режим, но ему удалось резко увеличить налоговые поступления.

  • В результате налоговой реформы нефтяной сектор стал нести основную налоговую нагрузку.


За 20 лет  пребывания у власти Путина доходы от экспорта российской нефти превысили в общей сложности три триллиона долларов. 

Путин не раз намекал, что надеется избежать “ресурсного проклятия”, от которого страдают страны, критически зависящие от добычи природных ресурсов. 

Многие богатые нефтью страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки являются “государствами-рантье”, в которых нефтяная промышленность находится под контролем государства и где прикладывают недостаточно усилий для диверсификации экономики. 

Россия лишь отчасти соответствует этой модели. 

Здесь частные нефтяные компании уживаются с государственными и еще в советский период очень многое было сделано для создания различных производственных отраслей помимо нефтедобычи.

В России действует “суперпрезидентская” система, при которой высшая исполнительная власть имеет возможность управлять посредством указов, не заботясь о разделении властей. 

За свое правление Ельцин попытался отменить 25% законопроектов, принятых Думой, а Путин – всего лишь 2%. 

Ельцин указами провел некоторые из своих самых радикальных реформ. 

При Путине более теплые отношения между ветвями власти отчасти отражают тот факт, что Дума идеологически ближе Путину, чем была Ельцину. 

Поэтому у Путина меньше поводов злоупотреблять принятием указов.

Одним из первых значительных изменений стал подписанный Путиным закон, давший ему право снимать с должности губернаторов, в отношении которых ведется расследование по обвинению в нарушении федерального законодательства. 

До этого губернаторы пользовались депутатской неприкосновенностью. 

К 2003 году почти все губернаторы вступили в провластную партию “Единая Россия”. 

Президент также лишил губернаторов прямого доступа к государственным средствам; 

централизация бюджетных полномочий позволила ему взять под контроль региональные финансы. 

В качестве последнего шага к власти Путин провел в 2004 году закон, закрепивший за ним право назначать губернаторов.

 

В годы энергетического бума нефть и газ играли огромную роль в российской экономике, составив к 2008 году более 47% общих доходов бюджета.

Правительство сохранило контроль над нефтяным сектором даже после его приватизации.

 

Несмотря на то что российский нефтяной сектор нуждался в иностранных инвестициях, новые частные нефтяные гиганты сами начали активно инвестировать за рубежом.

В России нефтепроводы по-прежнему оставались в руках государства. 

В 2003 году он позволил British Petroleum инвестировать почти семь миллиардов долларов в крупную нефтяную компанию. 

Однако это оказалась первая и последняя серьезная инвестиция иностранной компании в российскую нефтяную отрасль.

 

После укрепления власти Путин определил будущее нефтяного сектора.

Растущее влияние Путина в сочетании со слабо действующим в стране принципом верховенства закона давало исполнительной власти карт-бланш. Путин опирался на широкую поддержку общества и в своих выступлениях часто повторял, что частный сектор получил бывшие государственные нефтяные активы за бесценок.

опросы подтверждали, что народ высказывается в поддержку национализации ведущих секторов экономики страны в целом и нефтяного сектора в частности.

Силовики в исполнительной власти полностью разделяли негодование Путина по поводу проведенной в 1990-х приватизации активов. 

Силовики утверждали, что для восстановления справедливости необходимо ренационализировать нефтяные активы. 

Их взгляды прекрасно сочетались с мировоззрением Путина. Он хотел усиления государственного контроля над нестабильной экономикой и более заметного положения России на мировой арене.

 

Путину удалось резко увеличить налоговые поступления от нефти.

В 1990-х годах система налогообложения частных производителей нефти напоминала собой лоскутное одеяло. 

Корпорации избегали уплаты миллиардных налогов, пользуясь многочисленными лазейками в законодательстве и отсутствием у государства ресурсов для сбора налогов. 

Сумма налогов во многом зависела от ее способности договариваться с исполнительной властью. 

Российская налоговая система позволяла производителям нефти искусственно занижать доходы, ссылаясь на низкие мировые цены, или продавать нефть дочерним компаниям в оффшорах.

В 2003 году нефтяные компании в последний раз смогли воспользоваться схемами минимизации налогов.”

Едва вступив в должность, Путин начал устранять налоговые лазейки. 

Список из более чем 200 видов налогов сократился до 15. 

Всего за несколько лет госдоходы от нефтяной промышленности, составлявшие менее шести миллиардов долларов, выросли до 83 миллиардов. 

Из каждого доллара дохода, превышавшего порог 25 долларов за баррель, государство забирало 86 центов.

 

В результате налоговой реформы нефтяной сектор стал нести основную налоговую нагрузку.

К 2005 году доходы от нефти и газа приносили почти 37% поступлений в бюджет, что было значительным ростом в сравнении с 8% в 1998 году. 

Отчасти этот рост объяснялся повышением цен на энергоносители, но не последнюю роль сыграл и новый налоговый режим. 

Доля налоговых поступлений от других секторов экономики снизилась. Зависимость правительства от нефти и газа возросла; 

к 2008 году доходы от энергетики покрывали почти половину федеральных расходов. 

Финансовый кризис 2008 года стал для российской экономики началом нестабильного периода. 

Ответом Путина стал щедрый пакет мер по стимулированию экономики.

В 2013 и 2014 годах отмечался дефицит бюджета. 

Правительство пошло на непопулярные меры: пенсии в реальном выражении снизились, а зарплаты бюджетников были заморожены.

Чтобы собрать деньги, Путин решился на приватизацию госактивов. 

Этот неожиданный шаг подчеркнул непоследовательность его экономической политики: в одних случаях он поддерживал идеи свободного рынка, в других – огосударствление экономики. 

Собственная популярность и сохранение власти остаются его главными приоритетами.

 

 
1 комментарий
проблема не в том сколько путин налогов собрал… а в том куда потратил...

на образование? на медицину? пенсии? 

все эти ндпи +акцизы на толпливо = расходом на силовиков впк и чиновников и их пенсии… в результате клоун-наркоман зеленский навалял второй по силе армии в мире… вообщем проеплись все деньги… лучшеб нефтянникам оставили… и еще много горюшка придется россиянам претерпеть купленного на свои же деньги… вообщем солдаты нато были бы дешевле



avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн