Бурный процесс урбанизации, начавшийся в Российской Империи в конце XIX столетия, потребовал значительных объемов финансирования городского коммунального хозяйства. И с 1870-х годов российские города стали выпускать в обращение облигационные займы.
Наиболее крупным российским муниципальным заемщиком была Москва. Первый городской заем на сумму 2, 81 млн руб. под 4,5% годовых сроком на 39 лет состоялся в 1883 году. До 1900 года городская дума произвела 13 займов. В 1909–1912 годах состоялись еще 3 займа. Московские облигации обращались на отечественных и зарубежных финансовых рынках. Стоимость облигаций колебалась от 80% от номинала на Берлинской бирже до 89% на Брюссельской.
Основными посредниками при размещении и обслуживании облигационных займов города Москвы выступали три московских банка – Московский купеческий, Московский торговый и Московский учетный. Гарантом облигационных займов не выступало государство. Исправная уплата городом процентов и капитала по облигациям обеспечивалась всеми доходами и недвижимостью.
В 1892 году Мосгордумой был утвержден заем в 7 млн рублей на 48 лет для покрытия расходов по сооружению канализации в центральной части города. Облигации выдавались на предъявителя нарицательной стоимостью в 100, 500, 1000 и 5000 рублей каждая. Облигации приносили владельцам 4,5% годовых. В 1896 году Министерство финансов утвердило изменения по условиям.
В 1893-1897 годах городским головой был Константин Васильевич Рукавишников. Он развивал городское хозяйство, открывал новые городские училища и образцовую хирургическую лечебницу. Он также руководил магазинной частью правления Московско-Курской железной дороги, был членом совета Московского купеческого банка.
В 1898 году в Москве открылся первый участок канализационной сети, проект которой был утвержден в 1892-м. Проект канализационной сети составил инженер Д.В. Кастальский. По керамическим трубам около 5,5 кубометров ливневых вод и нечистот ежедневно уходило на Люблинские поля орошения, которые использовались до 1978 года., а после ввода Курьяновской станции аэрации были постепенно засыпаны и на их месте началось строительство спального района Марьино.
Еще одно техническое совершенство, заложенное К.В. Рукавишниковым, хотя и увидевшее свет позже, – электрический трамвай. Первый трамвайный маршрут открыли в 1899 году. Сначала он ходил от Бутырской заставы до Петровского парка. Но вскоре его продлили до Страстной площади. Москва стала шестым городом Российской империи, где появился электрический трамвай.
По результатам Всероссийской переписи 1897 года Москва была признана городом-миллионником, наряду с Санкт-Петербургом. Городская экономика продолжала развиваться и в этом немалая заслуга умелого использования муниципального займа.
Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ