Блог им. RationalAnswer
Компании планируют провести масштабный обмен активами по методу Джеймса Бонда («смешать, но не взбалтывать»):
Ожидается, что в результате сделки чтение «Дзена» начнет причинять еще большую боль, цены на доставку еды повысятся, а хакерам больше не придется вручную сводить базы данных Delivery Club и Яндекс.Еды – ведь теперь утечки из них будут сразу проходить более эффективным, централизованным образом.
Когда-то Дуров хотел сделать самую популярную в мире криптовалюту TON, и собрал под это дело $1,7 млрд инвесторских денег. Но американский регулятор SEC предложил ему присесть на нары за «несанкционированный выпуск ценных бумаг» – так что Павел решил, что идея мирового крипто-господства уже не выглядит столь привлекательной, и официально от нее отказался.
Потом, правда, какие-то совершенно не связанные с Дуровым и Телеграмом люди допилили этот TON и выпустили его на рынок – кстати, бывалые криптаны говорят, что 95% этих тонов предусмотрительно намайнили себе в карман сами «авторы» проекта… Но это уже тема для отдельной статьи.
Так вот, Дуров, похоже, не теряет надежды пресловутый TON (расшифровывающийся как Telegram Open Network) всё-таки окончательно запилить внутрь Телеграма. На прошлой неделе он заявил о планах сделать на базе своего мессенджера и смарт-контрактов TON целый Web3-маркетплейс и продавать там всякие разные NFT, красивые доменные имена, смайлы и стикеры (судя по всему, речь идет про особо изящно и эксклюзивно забрызгивающие экран баклажаны).
Под это дело Павел Дуров решил заодно отжать (безвозмездно, то есть – даром) у своих преданных пользователей все самые козырные четырехбуквенные адреса каналов. Интересно было бы узнать – встроена ли в смарт-контракты TON полезная для бизнеса фича с принудительным «отзывом» проданных ранее NFT по желанию создателей этого блокчейна? Время покажет.
…но только между собой, без использования биржевого стакана, и вообще непонятно – когда это произойдет.
Напоминаю, почему это важно: как мы разбирали вот тут, этим самым «недружественным» нерезидентам принадлежит больше половины обращающихся на бирже российских акций – и есть подозрение, что большинство из таких держателей мечтают от них избавиться.
Так что, зачем нерезидентам торговать акциями друг с другом, если они хотят как можно быстрее слить их резидентам и забыть, как страшный сон – пока непонятно. А зачем это нужно Мосбирже – как раз понятно: во-первых, просто поржать; а во-вторых – прикинуть, в какую цену нерезиденты готовы оценить наши ценные бумаги (я три раза в одном предложении использовал разные слова с корнем «цен», зацените!).
Говорят, что глава отделения американской спецслужбы в Турции в массовом порядке вызывал таких бизнесменов на ковер и задавал им всякие неудобные вопросы: «Сколько домов вы продали россиянам?.. В какой валюте вы получали оплату?.. По какому каналу они производили оплату?.. Вы брали деньги из рук или платили через банк?.. И наконец: в чем сила?».
Окей, последний вопрос – это уже я дописал, но все остальные, вроде бы, правда были. В этом контексте может создасться ощущение, что американцы намекают на некую, скажем так, потенциальную проблемность такого рода сделок…
…и заявил, что будет продолжать бороться с инфляцией не покладая рук и невзирая на «определенную боль для домохозяйств и бизнеса». Инвесторы поняли это так, что ФРС будет продолжать задорно поднимать ставку процента, и немного приуныли.
Чуваки прогнали 85’000 одновременных сделок с акциями через шесть американских брокеров. И выяснили, что средние потери на спредах при торговле через Interactive Brokers составляют 0,46% – более чем в шесть раз выше, чем у Ameritrade.
Дело в том, что если вы отправляете через приложение брокера рыночный ордер – то по умолчанию он исполняется по лучшей цене в стакане («NBBO» в таблице выше – National Best Bid and Offer, или «наилучшая цена спроса и предложения»). Но брокер имеет право исполнить это поручение по еще более выгодным условиям для клиента, позволив встать на другую сторону сделки какому-нибудь оптовому игроку – например, крупному маркет-мейкеру.
Здоровенные маркет-мейкеры, как правило, очень любят торговать с мелкими ритейловыми клиентами: ведь они обычно не блещут умом и трейдят как Бог на душу положит – можно не сильно бояться, что ты вступаешь в заведомо невыгодную для себя сделку. Так что за право исполнить такой поток «вкусных» ордеров оптовики нередко еще и доплачивают брокерам – это называется PFOF (Payment for Order Flow).
И вот какой парадокс: в прессе принято обличать «народных» брокеров вроде Robinhood за то, что они позволяют своим клиентам торговать якобы «бесплатно» – а на самом деле скрыто наживаются на них через механизм PFOF. Только вот по факту, если сравнить реальные данные – оказывается, что такой перевод заявок на оптовых контрагентов гораздо выгоднее для клиентов, чем прямой вывод на биржу.
Ровно шесть часов с момента запуска потребовалось этому проекту, чтобы полностью соскамиться и украсть почти миллион долларов клиентских денег. Радует, что криптопроекты постоянно работают над повышением своей эффективности: ведь в былые времена, чтобы осуществить финальный кидок, криптобиржам требовалось гораздо больше времени…
Продолжает развиваться ситуация с санкциями против крупнейшего Эфириум-миксера Tornado Cash и его российских разработчиков. Голландский судья постановил, что Алексея Перцева стоит оставить за решеткой еще на 90 дней без предъявления обвинения, в Амстердаме провели митинг за права open-source разработчиков, а в Штатах общественные крипто-организации готовятся отстаивать в суде защиту программного кода Первой поправкой к Конституции о свободе слова.
Про всё это я написал на прошлой неделе длинную и подробную статью – рекомендую начать погружение в эту (крайне интересную) тему именно с нее.
* * *
Павел, а аналогичные данные по брокерам на Срочном рынке США (фьючерсы и опционы) где-нибудь публиковались??